Сибирская советская энциклопедия_Том4
влю, устроили Сальные и кожевенные заводы или ремесленные мастерские в городах...», «ны нешним фермерам приличнее было бы обратить ся к заводской промышленности», однако не возможность конкурировать с пром-стью метро полии ведет к тому, что, «вместо стеариновых заводов, мы можем только основывать заводы сальных свечей, вместо свеклосахарных — мо жем только заводить пасеки с ульем пчел...», «для торгового класса отсутствует простор» для выхода его в заводчики и фабриканты (из по казаний Потанина). Для блага Сиб. областники считали необходимым разрешение след, воиро- сов: «об улучшении быта рабочих «а золотых прииоках, на горных заводах и на рыболовных оброчных статьях на низовьях Оби и Иртыша, об улучшении земледелия и вообще условий пром. движения, о колонизации и просвещении, наконец, об улучшении сиб. администрации, более справедливом установлении финансовых торговых отношений Сиб. и ее метрополии» (Потанин). Вопросы, поднятые областниками пе ред следственной комиссией 1864, Ядринцев и Потанин углубили и развили в последующий период деятельности в 70—80-е годы. Политиче ское credo областников того времени изложено в капитальном труде Ядринцева— «Сибирь как колония» (1882). Анализ этой книги, а также пу блицистических статей и переписки Ядринцева с Потаниным, показывает, что областничество 60—70-х годов являлось выразителем мелкобур жуазной идеологии сиб. крестьянства. Процесс капитализации в Сиб. протекал в несколько иных условиях, нежели в России. В Сиб. почти не было крепостного права в тех формах, к-рые были в европ. части России. Процесс перераста ния торг. капитала в пром. также протекал в местных опециф. условиях. Сиб. пром. буржуа зия, в зависимости от общего профиля Сиб. как сырьевой базы для царской капитализирующей ся России, занимались, гл. обр., добывающей, но не обрабатывающей промышленностью. Са мым значительным по численности в Сибири было крестьянство, уже четко дифференциро ванное к 60-м годам, выделившее из своей среды кулака и прасола, смыкавшихся с крупной бур жуазией. «Реформа» 1861 не имела для сибир ского крестьянина таких тягостных последствий, какие она имелй за Уралом. Результаты ее ска зались позднее, когда в Сибирь хлынули волны переселенцев. Однако были тяготы, сложившие ся в результате всей бюрократической системы помещичьего государства. Огромные простран ства, очень плохие внутренние пути сообщения, раз’единение потребительского и производствен ного центров—все это создавало богатую почву для развития торгового капитала, хищничества, эксплоатации. В Сибири царил, ничем не при крытый, произвол, злоупотребления чиновниче ства, грабеж и вытеснение туземных племен. Кроме того, Сиб. являлась местом каторги и ссылки. Эти вопросы вставали иеред областни ками, рассматривались и разрешались ими под углом интересов мелкой буржуазии—крестьян ства. Интересы именно этого мелкого произво дителя сырья — крестьянина — имел в виду Ядринцев, когда писал: «На производителе сы рья, крестьянине, зиждется целая пирамида тя- гостей. Крестьянин оплачивает жизнь мануфак туриста, приказчика его, сиб. купца, Оплачивает провоз, кредит и сбывает свой продукт в ущерб себе, не зная, куда с ним деваться. Отсюда веч ный начет, вечные долги на производителе сырья и потребителе мануфактуры; он не мо жет и не в состоянии их выплатить, потому что ему год от году сваливается на шею и чужой; долг, он несет долг страны и торговли». Золотопромышленность расценивалась облает,- никами, как резко отрицательное явление. Яд ринцев, напр., считал, что она заставляет Сиб. «жить ложной экономической жизнью, начи нает с конца, тогда как надо было развивать земледельческую культуру и промышленность, - обрабатывающую сырые произведения земли» («Лит. Сб.», 1885). Отрицательные явления сиб. пром. капитализма расценивались областниками о-пять-таки с мелко-буржуазной, крестьянской точки зрения. «Золотопромышленность подави ла все мелкие ремесла и Отвлекла, занимавших ся ими прежде, поселенцев на прииски; она же отвлекла руки от земледелия и стеснила его» (Ядринцев). Под тем же углом зрения рассма тривается сибирская ссылка («Сибирское кре стьянство находится в вечной блокаде от штрафного бродяжеского населения»—Ядрин- цев). Неправильно было бы думать, что О. не видело тех процессов, к-рые совершались в деревне. «А мы-то, простаки, думали, что Си бирь может миновать бедствие кулаческого- строя и прямо вступить на лучший путь трудо вого производства. Нет, видно и нам придется испытать горькую чашу рабства, худшего, чем крепостное рабство, и перед капиталом и его представителем — чумазым» (Загоскин, ст. в газ. «Сибирь»). Универсальным средством про тив «кулаческого строя» областники, к-рые в конечном счете сами являлись его выразителя ми, как и народники, считали общину («Общи на одна способна водворить в Сибири рацио нальное хозяйство»—Ядринцев). Большое зна чение придавали областники введению земства,, распространению всеобщего просвещения, от крытию сиб. ун-,та — для создания местной «крестьянской интеллигенции». Предположения о постройке ж. д. в Сиб. встретили решитель ное противодействие со стороны областниче ских публицистов. «Если вы хотите оставить- страну пустынной, бедной ,и закабаленной, вы возите и вывозите из нее сырье. Но, если вы хотите получить в тысячу раз больше богатств,, если вы хотите видеть ее населенной, цветущей, если вы хотите, чтобы пути ее окупались, то- поощряйте ее местную заводскую промышлен- •ность, развивайте промыслы, земледелие и об легчайте внутренние пути». Итак, по мнению- областников, проведение ж. д. не только ра зорит страну, но и обезлюдит ее. Под эти мы сли подводился теоретический фундамент — на роднического учения о «народном производ стве» — сначала должно быть обеспечено раз витие, земледелия, и деревенской обрабатываю щей пром-сти, а затем уже надо думать о пред метах вывоза и ввоза. Будущая Сибирь грезилась областникам, как мелко-буржуазная респ., как страна крестьян ского благополучия, с высоко развитой техни кой сел. хоз-ва, с наличием местной обрабаты вающей промышленности экспортом за границу и беспошлинным импортом заграничных това ров (см. Порто-франко). Областники неодно кратно прибегали к сравнению Сиб. с Соед. Штатами Америки, Канадой, Австралией. Обла стники вовсе не были сторонниками рев. разви тия. «Благонамеренный» либеральный взгляд на вещи был у них преобладающим. Развивая мысль о культурной миссии просвещенной бур жуазии, Ядринцев писал: «Пусть она группиру ет, научит рабочих, вливает капитал, создает заводы и фабрики. И, кончив ту задачу, усту пит место общинной артельной организации в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2