Сибирская советская энциклопедия_Том4
дит осуществление творческого замысла. На сиб: темы написаны «Меньшиков в Березове», «Взятие снежного городка» '(1891), «Покорение Сибири» (1895), эскиз «Красноярский бунт», «Сибирская красавица» {(портрет Раиковской), «Сибирячка»; многочисленные этюды природы, людей и бытовой утвари маслам и акварелью. «Я не понимаю действия отдельных истори ческих лиц без народа, без толпы. Мне -нуж но вытащить их на улицу»—.писал Суриков. И, действительно, «а ряде исторических картин масса дана в замечательном социологическом и психологическом богатстве отдельных фи гур. Образы бунтующих стрельцов с их непре клонной волею и ненавистью к Петру I, сокру шителю старого уклада жизни, странника — страдающего поборника преследуемой двупер стной веры, печально «клонившейся боярышни в желтом платке, экстатической бледной и ху дой Морозовой, сатирически смеющегося над ней дрянненького попа и др. написаны с боль шой реалистической силой. Как живописец С.— огромный мастер композиции и колорита. «Главное для меня—композиция». «Я ведь все колоритом дышу и только им». В этом отно шении художник многому научился у великих мастеров , итальянского Возрождения —прежде всего представителей венецианской живописи Тициана, Веронеза и, особ., Тинторетто, с к-ры- ми он глубоко впервые познакомился во вр е мя поездки в Италию в 1884. Отзвуки чудес ного колорита первых слышатся в ковровой узорности и звучной симфонии красок «Боя рыни Морозовой» и в жизнерадостном «Взятии снежного городка». Тинторетто, сочетавший в себе мастерство рисунка Микель-Анджело и мастерство колорита Тициана, любивший мно гофигурные композиции и передачу движения, сказался на этих и последующих тесно засе ленных полотнах С., на его тщательной пере даче момента движения по «диагонали» (дви жущиеся сани Морозовой, выплывающая «лод ка-птица» Разина, ватага Ермака, стремитель но врезавшаяся в полчища Кучума на челнах и др.). Тяготение к черному цвету с баркати- стой насыщенностью и переливами воронож-f т> крыла (одежда Морозовой) имеет своими исто ками мощные басовые тона в красно-бархат ных мантиях дожей Тинторетто. Замечательна, по своей глубокой продуманности, композиция «Утра стрелецкой казни». Полотно делится по вертикали на две части для лучшего вопло щения основной идеи—двух драматически сто » кнувшихся миров—старой азиатской Московии и массового стрелецкого бунта (левая часть— народная толпа и ожидающие казни стрельцы) и новой европ. культуры, круто насаждаемой рукой Петра I (правая часть—Петр I, шеренги оолдат, иноземные послы). Между этими двумя частями картины, как незаполнимая пропасть между двумя враждебными силами, — силуэты виселиц и фигура стрельца, ведомого двумя конвоирами на казнь. Хаотически теснящаяся, гудящая толпа народа составляет одно целое с прихотливыми куполами Василия Блаженно го на заднем плане, а новый, победно насту пающий на старое, уклад жизни и культуры передается более о б ’вдиненно в тарямык ли ниях шеренга солдат и стен Кремля. «Выс шая красочная нота в «Стрельцах» дана белы ми рубахами осужденных на смерть и горящи ми свечами в их руках, а низшая—представле на черной позорной доской. Все остальное вы держано в гармонии серых и цвета запекшей ся крови тонах, прекрасно передающих гул народной толпы и мрачный силуэт храма Ва силия Блаженного. Мглистое осеннее утро по крывает картину ^холодными тонами» (Тепин). В 1907 С. вышел из рядов передвижников и примкнул к «Союзу русских художников». В этом нашел свое выражение назревший про цесс перехода к чисто живописному, безыдей ному искусству красочного пятна, искусству, к-рое с 90-х гг. начало утверждаться, как пре обладающее направление, в рус. живописи в связи с под’емом меценатствующей пром. и торговой московской буржуазии типа Морозо вых. Творчество последних лет жизни С. опре делялось не столько историческими эскизами и картинами («Посещение царевной женского монастыря» — 1913, «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», «Пугачев», «Смерть Павла 1» и др.), сколько работами в области пейзажа и портрета. Из своих поездок в Крым и Испа нию художник вывез необычайно красочные Этюды. Тем не менее все эти работы свиде тельствуют об идейном измельчании и оскуде нии творчества С.—знаменитого автора боль ших и сложных исторических полотен высокой социально-идейной и психологической вырази тельности. С. умер 6 марта 1916 в московской гостини це «Дрезден». Основные работы художника хранятся в гос. Третьяковской галлерее и Рус ском музее в Ленинграде. Акад. картина «Ми лосердие самарянина», ряд этюдов к «Бояры не Морозовой», «Городку» и «Покорению Си бири» и др. находятся в Красноярске, в кар тинной галлерее музеи. С. спрал крупнейшую роль в истории рус. живописи вообще, исто рической—в особенности. Он стоит неизмеримо выше других известных рус. исторических жи вописцев — неглубокого бытовика-паредвижни- ка Шварца, романтически-нарядного, поверх ностного В. Васнецова, мистика и стилизатора- примитивиста Рериха и др. Лишь многосторон ний блестящий Серов подымается, как истори ческий живописец, на высоту Сурикова. С. не создал в свое время никакой (своей «школы», т. к. его идейный реализм—отголо сок разбитого народничества, не встретил тог да благоприятных условий в среде эстетствую щих художников 90—900-х годов, выражавших вкусы буржуазии. Его влияние сказалось лишь в обогащении живописной колористической палитры рус. живописи (группа молодых ху- дожииков «Союза», «Мира искусства», «Буб нового валета») на красочных, но мистически- религиозных и реакционно-националистических произведениях Нестерова и некоторых др. ма- стеров. Творчество С. получает особую значи тельность в наши дни, когда развертывается борьба за стиль социалистического реализма в сов. художественной культуре, за монумен тальное выражение бурных исторических эпох и социальных движений, высокое композицион ное и колористическое мастерство, изображе ние -массы, как единого целого с богатством индивидуальных характеров. Л и т.: Никольский , В . В. И. Суриков, СПб., изд. „Огни* 1913, М., 1918, М., 1923.; е г о ж е . Творческие процессы В. И. Суриков», М., „Всекохудожинк", 1954; Тепин. Я- Суриков, .Аполлон", 1916, 4 — 5; Волошин , М . Суриков. .Аполлон” 1916, 6—7; Выставка художественных произведений Сурикова сб. Гос. Третьяковской галлегеи М., 1927; Евдоки мов, И . Суриков М., 1933 (в серии .Жизнь замечательных людей*); Д уры лин , С. Сибирь в творчестве В. И. Сурикова. М., изд. АХР, 1930. Б. Ш л я е в. СУРОК (Marmota или Arctomys) — животное из сем. беличьих (Sciuridae) отряда грызунов (см.), имеет неуклюжее туловище, короткий хвост и очень маленькие уши. Представлен в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2