Сибирская советская энциклопедия_Том4
1071 СУРЕНИЦА — СУРИКОВ 1072 ского) воеводы, а сургутского и считались жи телями Сургутского уезда. Слово С. сами остя- ко-самоеды при разговоре на рус. яз. называ ют вместо самоназвания, чтобы отличить себя от коренных туруханских «остяков»— кетов (енисейцев) (см.). СУРЕПИЦА (Bnassica rapa oleifera DC.)—мас личное растение из сем. крестоцветных. Яро вая С. обладает меньшим вегет. периодом (80— 90 дней) и урожайностью ок. 7—8 ц на 1 га, озимая С. дает 10—15 ц. Последняя .культивиру ется в паж. районах клеверосеянии, яровая м. б. продвинута зн а чит. на север. Озимая предеомитает место .по сле пара, озими и кле вера, оставляющих т о ле чистым о т сорняков, и высевается на 1 га 10—-12 кг семян, не позднее начала третьей декады августа, яро в а я— в конце мая, н а чала июня. Масло С. употребляется в мыло варении, для смазки мацшв. и в пищу. В Зап.-Сиб. крае С. как .масличная культура, аанимает ок. 1.000 га, культивируется. В .культуре встречается толь ко яровая и гл. обр., в районах лесостепи. Под именем С. или с :у р е in к и известны и не которые виды сорных растений. Желтоцветный сорняк <Barba.refi vulgaris В. В.) раапрастр. в Зап. Сиб. повсеместно' в посевах и особ, на паровых поляк. Кроме корнеотпрысков, он размножается семенами (особь д а е т до 10.000 штук). Проросшие семена к осени выгоняют розетки, из ‘которых в след, году вырастают цветущие стебли. СУРИК — минерал, красная окись овинца (РЬз04). Встречается в сплошном виде, вкрап ленным, в виде примазок, налетов, а также псевдоморфоз (по церусоиту и свинцовому блеску). Цвет ярко-красный. Твердость 2—3; уд. в. 4,6. Является редким минералом вторич ного происхождения. Образуется также при обжиге свинцовых руд. М-ния—Заводинский и Змеиногорский рудники (Алтай). СУРИКОВ, Василий Иванович (1848—1916)— известный художник. Р. в Красноярске, в ка зачьей семье, предки к-рой были сподвижни ками Ермака и участниками Красноярского бунта XVII века. В детстве и юношестве зачи тывался книгами :по рус. истории. Образование получил в Красноярском уездном училище .в .губернском правлении, а затем служил кан целярским писцом, отдавая весь досуг рисо ванию. Зимой 1868 уехал .в Петербург для по ступления в Акад. Художеств. Упорно работая, С. окончил в 1875 ее шестилетний курс при поддержке меценатствующего золотопромыш ленника Кузнецова. Академические («Милосер дие самарянина», «Пир Валтасара», «Апостол Павел» и др.) и первые после окончания Акад. Художеств работы («Вселенские соборы» для храма Христа спасителя в Москве) были «вы нужденной данью холодному классицизму ака демической учебы. В 1878, с переездом в Мо скву, завершился подготовительный период в художественной деятельности Сурикова. Творчество С. с первыми большими полотна ми («Утро стрелецкой казни»—1881, «Меньши ков в Березове»—1883, «Боярыня Морозова»— 1887)—сложилось после разгрома мелко-бур жуазного народничества, в условиям реакцион ных 80-х годов. Отсюда его тяготение к бур ным историческим эпохам и крупным социаль ным движениям (раскол, разиновщина, стре- лецкий бунт при Петре I и др.) в драматиче ской и психологической трактовке. (Интерес С. к Достоевскому и реакционный взыляд на Александра III, как на «истинного представи теля народа», — характерный таед влияний ущербного десятилетия 80-х годов. С. был по преимуществу историческим живописцем с огромной способностью тонкого проникнове ния в историческое прошлое. Эта особенность в большой мере воспитывалась под влиянием Сиб. с ее застойными формами социально-эко номической жизни, о т к-рьих веяло даже в 50-к >пг. XIX в. Русью XV.II столетии. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства»— писал художник Никольскому 21 декабря 1909. Еще с детства окружающая С. дейетвительно.сть была «густо насыщена духом древней Руси с е.е психологией и нравами». «Все шенское царство «Морозовой» вышло из нашего дедовского дома в Торгашино». «Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и. костюмы. И .сестры мои двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была к р а сота особенная, древняя, русская. Тами креп кие, сильные. Волосы чудные. Сами здоровьем дышат. Песни старинные пели тонкими певу чими голосами». Детское воспоминание о че ловеке, публично наказанном плетьми на эша фоте, — «он точно мученик стоял» — запечат лено в выразительной фигуре стрельца из «Утро стрелецкой казни», к-рый возвышается ■над толпой казнимых со смертной свечей и ■поникшей .половой. Помимо Красноярска С. черпал обидыные творческие впечатления и художественные материалы из целого .ряда поездок по С иб .— в бассейн Туры, Иртыша, Оби, Енисея, в Тобольский, Енисейский, Туру- Х)анский, Минусинский края. Десятки этюдов с енисейских остяков и минуиоинских тузем цев — подготовительные материалы к «Поко рению Сибири» (1895) для войск Кучума. Уже после написания «Стеньки Разина» {1906), для усиления его типа, С. едет в Сиб., где и нах'о-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2