Сибирская советская энциклопедия_Том4

1071 СУРЕНИЦА — СУРИКОВ 1072 ского) воеводы, а сургутского и считались жи­ телями Сургутского уезда. Слово С. сами остя- ко-самоеды при разговоре на рус. яз. называ­ ют вместо самоназвания, чтобы отличить себя от коренных туруханских «остяков»— кетов (енисейцев) (см.). СУРЕПИЦА (Bnassica rapa oleifera DC.)—мас­ личное растение из сем. крестоцветных. Яро­ вая С. обладает меньшим вегет. периодом (80— 90 дней) и урожайностью ок. 7—8 ц на 1 га, озимая С. дает 10—15 ц. Последняя .культивиру­ ется в паж. районах клеверосеянии, яровая м. б. продвинута зн а ­ чит. на север. Озимая предеомитает место .по­ сле пара, озими и кле­ вера, оставляющих т о ­ ле чистым о т сорняков, и высевается на 1 га 10—-12 кг семян, не позднее начала третьей декады августа, яро­ в а я— в конце мая, н а ­ чала июня. Масло С. употребляется в мыло­ варении, для смазки мацшв. и в пищу. В Зап.-Сиб. крае С. как .масличная культура, аанимает ок. 1.000 га, культивируется. В .культуре встречается толь­ ко яровая и гл. обр., в районах лесостепи. Под именем С. или с :у р е in к и известны и не­ которые виды сорных растений. Желтоцветный сорняк <Barba.refi vulgaris В. В.) раапрастр. в Зап. Сиб. повсеместно' в посевах и особ, на паровых поляк. Кроме корнеотпрысков, он размножается семенами (особь д а е т до 10.000 штук). Проросшие семена к осени выгоняют розетки, из ‘которых в след, году вырастают цветущие стебли. СУРИК — минерал, красная окись овинца (РЬз04). Встречается в сплошном виде, вкрап­ ленным, в виде примазок, налетов, а также псевдоморфоз (по церусоиту и свинцовому блеску). Цвет ярко-красный. Твердость 2—3; уд. в. 4,6. Является редким минералом вторич­ ного происхождения. Образуется также при обжиге свинцовых руд. М-ния—Заводинский и Змеиногорский рудники (Алтай). СУРИКОВ, Василий Иванович (1848—1916)— известный художник. Р. в Красноярске, в ка­ зачьей семье, предки к-рой были сподвижни­ ками Ермака и участниками Красноярского бунта XVII века. В детстве и юношестве зачи­ тывался книгами :по рус. истории. Образование получил в Красноярском уездном училище .в .губернском правлении, а затем служил кан ­ целярским писцом, отдавая весь досуг рисо­ ванию. Зимой 1868 уехал .в Петербург для по­ ступления в Акад. Художеств. Упорно работая, С. окончил в 1875 ее шестилетний курс при поддержке меценатствующего золотопромыш­ ленника Кузнецова. Академические («Милосер­ дие самарянина», «Пир Валтасара», «Апостол Павел» и др.) и первые после окончания Акад. Художеств работы («Вселенские соборы» для храма Христа спасителя в Москве) были «вы­ нужденной данью холодному классицизму ака­ демической учебы. В 1878, с переездом в Мо­ скву, завершился подготовительный период в художественной деятельности Сурикова. Творчество С. с первыми большими полотна­ ми («Утро стрелецкой казни»—1881, «Меньши­ ков в Березове»—1883, «Боярыня Морозова»— 1887)—сложилось после разгрома мелко-бур­ жуазного народничества, в условиям реакцион­ ных 80-х годов. Отсюда его тяготение к бур­ ным историческим эпохам и крупным социаль­ ным движениям (раскол, разиновщина, стре- лецкий бунт при Петре I и др.) в драматиче­ ской и психологической трактовке. (Интерес С. к Достоевскому и реакционный взыляд на Александра III, как на «истинного представи­ теля народа», — характерный таед влияний ущербного десятилетия 80-х годов. С. был по преимуществу историческим живописцем с огромной способностью тонкого проникнове­ ния в историческое прошлое. Эта особенность в большой мере воспитывалась под влиянием Сиб. с ее застойными формами социально-эко­ номической жизни, о т к-рьих веяло даже в 50-к >пг. XIX в. Русью XV.II столетии. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства»— писал художник Никольскому 21 декабря 1909. Еще с детства окружающая С. дейетвительно.сть была «густо насыщена духом древней Руси с е.е психологией и нравами». «Все шенское царство «Морозовой» вышло из нашего дедовского дома в Торгашино». «Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и. костюмы. И .сестры мои двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была к р а ­ сота особенная, древняя, русская. Тами креп ­ кие, сильные. Волосы чудные. Сами здоровьем дышат. Песни старинные пели тонкими певу­ чими голосами». Детское воспоминание о че­ ловеке, публично наказанном плетьми на эша­ фоте, — «он точно мученик стоял» — запечат­ лено в выразительной фигуре стрельца из «Утро стрелецкой казни», к-рый возвышается ■над толпой казнимых со смертной свечей и ■поникшей .половой. Помимо Красноярска С. черпал обидыные творческие впечатления и художественные материалы из целого .ряда поездок по С иб .— в бассейн Туры, Иртыша, Оби, Енисея, в Тобольский, Енисейский, Туру- Х)анский, Минусинский края. Десятки этюдов с енисейских остяков и минуиоинских тузем­ цев — подготовительные материалы к «Поко­ рению Сибири» (1895) для войск Кучума. Уже после написания «Стеньки Разина» {1906), для усиления его типа, С. едет в Сиб., где и нах'о-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2