Сибирская советская энциклопедия_Том4

бригада забойщика Прокопьеюского рудника И. А. Борисова овой годовой план 1934 выпол­ нила за 3 месяца до срока. Наркомтямшром премировал т. Борисова автомобилем, а пра­ вительство наградило орденом Ленина. Бори­ сов давал уже до 120 т «а отбойный молоток. Но общая производительность труда по Куз­ бассу, поднявшаяся за 1930—35 с 1,1 до 1,54 т «а упряжку, еще значит, отставала от разви ­ тия механизации, так же, как и в ряде других отраслей пром-сти. Когда забойщик шахты «ЦентральнаянИрмийо» в Донбассе А. Г. Ста­ ханов в 1935 дал свой исторический рекорд 175 т на отбойный молоток, это послужило толчком для под’ема соц. соревнования на выс­ шую ступень. Прокопьевские шахтеры уже в сентябре 1935 послали свою бригаду для и зу ­ чения опыта стахановцев Донбасса. Но мест­ ные партийные, профсоюзные и хоз. органи­ зации 'еще медлили с оказанием стахановцам организационной помощи. Трест «Кузбассуголь» тормозил массовое движение, рекомендуя лишь «опытное применение стахановских методов». В 'своем выступлении на I всесоюзном совеща­ нии стакаеовцев, в ноябре 1936, тов. Сталин отметил Зап. Сибирь в числе отстающих обла­ стей: «То же самое надо оказать о Западной Сибири, о Кузбассе, где еще, по всем види­ мостям, не успели «раскачаться». Впрочем, можно не сомневаться, что наши партийные организации возьмутся з а это дело и помогут ■стахановцам преодолеть трудности». Этот справедливый упрек т. Сталина был близко воспринят зап.-сиб. организациями. Стаханов- цы-металлурги Сталинского завода —■Матюшко, Йсаенко и сотни дру ги х—-подняли выпуск ст а ­ ли и з мартенов до 150 тыс. т, тогда как аме­ риканские специалисты-консультанты опреде­ ляли проектную мощность завода в 90 тыс. тсимн. Вопреки всем инструкциям продолжитель­ ность плавки стали была снижена. Первые ус­ пехи С. д. помогли Кузбассу к концу 1935 'Полностью ликвидировать свой угольный долг стране, а Анжеро-Судженский и Прокопьев- ски й рудники досрочно выполнили годовой план. Первые стахановские рекорды отбойного мо­ лотка дали: орденоносец И. А. Борисов {пере­ крыл свою норму в 46 раз) — 778 т, Р. Н. Ма­ чехин— 1,446 т (Лгоомопьевск). М. П. Пав­ л о в— 991 т и В. В. Печень — 738 т {Анжеро- Суттженск и Баннов — 1.060 т (Ленинск). По электросверлу: А. А. Зайнутдинов— 981 т (Прокопьевск) и Д. Н. Олейников — 2.100 г fКиселевский рудник) и т. д. Зайнутдинов и Павлов были также награждены орденом Ле­ нина. Машинисты врубовых машин стали да­ вать за смену до 1.150 (Шишлянников) и 1.300 т (Хаоченко — Ленинск). Всесоюзный рекорд вы­ воза угля на электровозе — 7.024 т показал комсомолец Коровин (Анжеро-Судженск). Это бы ли люди, «которые полностью овла­ дели техникой своего дела, оседлали и погнали ее впер'ед» '(Сталин). Это были рекорды все­ союзного мяспттаба. сломавшие технические нормы старой России и еовременых капитали­ стических стран. Опыт стахановцев Кузбасса заимствуют шахтеры Черемховского бассейна в Вост. Сибири. С. д. вывело Черемховский бассейн из прорыва и он досрочно выполнил план 1935. З а это т /род производительность Егоубовой машины в Черембассе поднялась на 14%, а электровозов—вдвое, при чем механи­ зированная добыча дала уже до 98% всего добытого угля. Лучшие стаи айовцы Черембас- са—Костецк.ий, Удачин, Поповмин и др. из ме­ сяца в месяц перевыполняли нормы на 200— 400%. Подобных высоких норм достигли и стаха ­ новцы сиб. золотой пром-сти: Парфенов, Каза­ ков, Загривкин, Булин и др. Здесь на амери­ канских механизмах далеко были превзойдены «американские нормы». Трест «Запсибзолото», перевыполнив программу 1935 на 55%, по про­ изводительности труда вышел на первое ме­ сто в СССР. Те же успехи С. д. имело и в легкой пром-сти. На Барнаульском меланжевом комбинате ткачиха Шура Козлова перешла с 8 на 24 'Станка. На транспорте машинисты сиб. жел. дорог подхватили почин донецкого машиниста Криво­ носа, начавшего водить поезда-тяжеловесы с большой скоростью. Эту возможность преодо­ леть застарелую косность ж.-д. транспорта дали новые мощные советские паровозы ФД и ИС и энергичное руководство наркома путей сообще­ ния Л. М. Кагановича. Застрельщиком стакя- новС'КИх приемов вождения выступил на Том­ ской ж. дороге И. И. Ишков, машинист Н.-Сиб. депо, член ВКП(б). Соревнование машинист ов- кривоносовцев Ишкова, Майского', Сафонова и др. подняло скорость движения товарных со ­ ставов с 26 до 40—54 в час. К декабрю 1935 к 1 краевому совещанию стахановцев промыш­ ленности и транспорта, только на Томской ж. Д. число машииистов-стахановцев превысило ты­ сячу. Вес стахановских поездов вдвое и более превышал установленную норму. Все это п о ­ зволяло экономить до 300 паровозов и резко увеличило пропускную способность дороги, при чем наиб, успехов добилась Забайкальская ж. дорога. Почин машинистов депо Н.-Сиб. подхватили лучшие машинисты ст. Тайга, Топки, Боготол, Рубцовка и др. В ноябре 1935 в Тайгинском д е ­ по организовалась стахановская колонна п аро ­ возов им. Л. М. Кагановича. Лучшие машини­ сты боролись за право состоять в ней, и уже через месяц в ней было 102 лучших машини­ ста. С. д. на ж.-д. транспорте глубоко всколых­ нуло комсомольскую молодежь, среди к-рой особ, выделился Костя Воронцов, группорг и слесарь-автоматчик вагонного участка ст. Н.- Сиб., показавший образцы замечательной про ­ изводительности труда—'вместо нормы в 3 во з­ духораспределителя он ремонтировал за смену 51 воздухораспределитель. Он добился превра­ щения всей своей 'комсомольской группы в ста­ хановскую. Группа Воронцова ярко выявила свойственную С. д. тенденцию подтягивания уровня рабочих масс к культурно-техническому уровню инженерно - технических работников. Все комсомольцы группы учатся: в вечернем комвуэе, в совпартшколе, на курсах по подго­ товке в вуз и др. Рядом с Воронцовым дол ­ жны быть отмечены и другие комсорги — ини­ циаторы-стахановцы: 'группорг завода горного оборудования в Н.-Сиб. Анатолий Третьяков и 5 молодых токарей его группы, перевыполняю­ щие план в 3—4 раза, комсорг левобережной Н.-'Сиб. ГРЭС Василий Захаренко, выполнив­ ший задания на 500— 600% и увлекший на ста­ хановские методы весь механический цех. ■Из инициаторов С. д. на транспорте награ­ ждены ооденюм Ленина: И. И. Ишков и К. Во­ ронцов (Н.-Сиб.), В. И. Пашенцев (Н.-Кузнецк), В. Г. Зайцев (ст. Магочи, Амурской ж. д.) и др., в том числе проф. Томского ин-та ин­ женеров транспорта Н. И. Карташев, проявив­ ший исключит, инициативу в деле организации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2