Сибирская советская энциклопедия_Том4

чей легкой пром-сти. К концу 1935 действова­ ли след, производства: кирпичные заводы — 35 млн. шт. кирпича, завод новых строймате­ риалов (бетонит, железобетон, мозаичные изде­ лия и пр.), деревообрабатывающий (пиломате­ риалы — 32 тыс. м 3, фибролит 885 тыс. шт., сто­ лярные изделия), типография, спиртоводочный завод, мясокомбинат (1 тыс. т мяса и 0,3 тыс. т колбасных изделий), 2 хлебозавода, швейная фабрика, мельница и пр. Перспективы пром. развития С. и его района связываются с Кузнецким металлургическим заводом. В дальнейшем на базе этого завода предопределено строительство комбината заво­ дов тяжелого машиностроения. Первым звеном в этом комбинате должен быть паровозо-ваго- но-строительный завод, подготовительные р а ­ боты к строительству к-рого (на правом бере­ гу Томи, в Старом Кузнецке) начаты в 1935. След, звеном пром. развития С. будет строи­ тельство второго металлургического завода та ­ кой же (или даже ббльшей) мощности, как су­ ществующий. Для второго завода избрана пло­ щадка в д. Антоновой на прав. бер. Томи, в 24 к'м ниже города. В 1936—38 намечено так­ же строительство крупного .мясокомбината, мельничного комбината, дрожжевого и пивова­ ренного заводов. Т р а н с п о р т . К началу строительства заво­ да и 'Города ст. Н.-Кузнецк была конечным Кузбасской линии (начата постройкой в 1913, до Н.-Куанецка доведена в 1924). За годы стро­ ительства завода и города ж.-д. линии от ст. Н.-Кузнецк проложена на юг, к железорудным м-ниям Горной Шории; по Кузбасской линии от Н.-Кузнецка до Ленинска проложены вторые пути; в районе ст. Н.-Кузнецк строится крупная сортировочная ст. Грузооборот ст. Н.-Куз­ нецк за 6 лет вырос в 70 раз; с 117 тыс. т в 1928/29 до 7.597 в 1934, при чем в прибываю­ щих грузах 40% занимает руда, 38% уголь и 5% строительные материалы; в отправляемых— 45% уголь и кокс, 21% металл (продукция за ­ вода). Кроме ж.чд . магистральной линии имеет­ ся 165 км заводских ж.-д. путей. Перспектив­ ными планами развития Кузбасса намечены: электрификация Кузбасской линии от С. до Бе- лово, постройка новых магистральных линий с выходами на Барнаул, Минусинск и Кемерово, дальнейшее развитие ж.-д. связи с Горной Шо- рией. Линии на Барнаул и Минусинск явятся звеньями будущей южно-сибирской магистра­ ли. Тракты союзного знач.: Стали,нск—Кемеро­ во; краевого знач.: на Кузедеево через Сос- новку, на Барнаул через Березовку и Чумыш; район, знач.: Сталинск—Георгиевка через Крас­ нознаменное, Сталинск—Шорохова через Иль- инское, Сталинск—Мыски через Феськи и Ата- манову, Сталинск—Есаулка, Сосновка—Осинов- ка через Малову и Куртукову, Ильинка—Кра- сулинское. В районе С. протекает р. Томь. При данном состоянии фарватера реки судоходство по ней возможно лишь небольшими плоскодон­ ными пароходами в короткий период весенне­ го паводка. При условии шлюзования Томи С. может стать крупным навигационным пунктом, т. к. часть грузов (уголь, металл) перейдет с железной дороги .на воду. Т о р г о в л я . Розничный товарооборот С. и района (в млн. руб.): 1932—69, 1933—105, 1934— 133, 1935—165. Розничная сеть к началу 1936 имела 405 единиц, в т. ч. по городу и рабо­ чим поселкам 338 единиц. Из трех базаров наиб, крупный расположен в Сад-Городе, ок. вокзала. Периодически устраиваются межрай­ онные ярмарки. К о м м у н а л ь н о е х о з - в о и б л а г о у с т ­ р о й с т в о . Постоянных мостов — 4, из них 1 через р. Абу на цельносварной железной фер­ ме и 1 понтонный через р. Томь; строится же­ лезобетонный мост через Томь у Старо-Куз- нецка. В 1933 вступил в эксплоатацию трамвай (первый в Сибири). 2 гостиницы с 186 номера­ ми, «Дом колхозника» на 60 спальных мест. Предприятий общественного питания 69 с об­ щей суточной мощностью в 76 тыс. блюд. Име­ ются отделения трех банков: гос., коммуналь­ ного и промышленного. Специальные у ч е б н ы е з а в е д е н и я С.: Сиб. Металлургический Ин-т им. Орджоникид­ зе с рабфаком, высшая комм. с.-х. школа, 3 техникума: металлургический, пчеловодно­ овощной и педагогический; акушерско-фельд­ шерская школа; ФЗУ при металлургическом з а ­ воде; учебнокурсовой комбинат УРС, ряд тех­ нических курсов завода, рудника и ж.-д. транс­ порта. 54 общеобразовательных школы, из них 9 размещены в специально построенных обору­ дованных зданиях. К у л ь т у р н о-п р о с в е т . у ч р е ж д е н и я : театр, звуковой кинотеатр, цирк, 16 клубов (наиб, крупные: металлургов в соцгороде с за­ лом на 1.500 мест и ИТР на Верхней Колонии. 46 библиотек. Дет. садов 33. Научно-исследо­ вательские учреждения: 2 музея (при метал­ лургия. ин-те— производственно-технический, в Старом Кузнецке — краеведческий), метеороло­ гическая станция. Газеты: «Большевистская Сталь» (тираж 15.900), «Стальная смена» (тираж 1.500), журнал «Кузнецкстрой» (тираж 1.500). В сети з д р а в о о х р а н е н и я : больниц 10, амбулаторий 11, диспансеров 3, малярийная станция, ст. .скорой помощи, 20 здравпунктов, 11 детских консультаций, дом матери и ре­ бенка. У ч р е ж д е н и я с в я з и : районный поч.-тел. ■отдел, 3 поч.-тел. отделения, 3 почт.-телефон- ных отделения, 16 почтовых агентств. Радио­ трансляционных узлов — 3. П л а н и р о в к а . Город не имеет компакт­ ного характера и разбивается на ряд районов: Старый Кузнецк, Куйбышево (Араличево), Сад- Город, Верхняя Колония, Нижняя Колония, Соцгород, Островская площадка и др. Старый Кузнецк основан в 1618 в качестве военного острога для устрашения туземного населения, впоследствии уездный город Томской губ. С на­ чалом строительства металлургического завода и города при нем, Старый Кузнецк, имевший в то время 4 тыс. жителей, потерял всякое знач. и в 1931 постановлением ВЦИК был вклю­ чен в состав нового города, как один из рай ­ онов. Островская площадка расположена так­ же на возвышенном прав. бер. Томи против деревообрабатывающего завода. Застроена пре­ им. стандартными домами. Сад-Город — в про ­ шлом пристанционный поселок. Застройка в ос­ новном полукрестьянского типа. Ближе к поло­ се ж. д. ряд каменных домов жел. дороги. Верх­ няя колония в сев. части города за заводом застроена >гл. обр. двухэтажными деревянными домами и многоквартирными каменными. Ниж­ няя колония расположена на низменной равни­ не в пойме р. Абы между заводом и «Соцгоро- дом». Застройка деревянная, барачного типа. Соцгород между Нижней колонией, Моховым болотом и полосой отчуждения жел. дороги. З а ­ стройка капитальная, многоквартирные 3 — 5- этажные дома. Здесь находятся: универмаг, зву­ ковое кино, клуб металлургов, детсады и детясли. Куйбышево (Араличево) расположено вдоль ж.-д. линии, между садовопарковым хоз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2