Сибирская советская энциклопедия_Том4
капиталистическую верхушку алтайского обще ства. Когда зайсаны, приобретя влияние среди алтайцев, предстали перед царизмом реальной угрозой — наследственность и пожизненность должности зайсанов были отменены (в 1880), а с проведением землеустроительной реформы на Алтае (1911— 15), т.-е. с из’ятием от алтайцев громадной территории в пользу Кабинета и на сильственным прикреплением их к земле, зай- санство было уничтожено и заменено волост ным управлением обычного русского типа. Ре волюция подняла разоренные и придавленные царизмом ойротские массы и против рус. импе риализма, и против национальных угнетателей, хотя этот процесс классовой борьбы оформлял ся значит, медленнее, чем в др. районах. Экстенсивность скотоводства и слабая техни ка пр. отраслей хоз-ва делали ойрота беспо мощным в борьбе с природой, со стихийными бедствиями (напр., гололедицей). А гнет со сто роны баев и зайсанов, власть пережитков пат риархально-родовых отношений, нищета и не вежество при этих условиях — способствовали процветанию религиозных предрассудков. Ал тайская Духовная миссия почти век насаждала православие, крестила ок. половины алтайцев, но новая религия укоренилась лишь среди те- ленгитов Улаганского аймака да телеутов в Ула- ле. Сектантство, бытовавшее среди рус. части населения Горного Алтая, оказало малое влия ние на ойротов (на Уймоне и в ср. течении р. Бии). Усвоение православия и сектантства в большинстве было поверхностным, и алтайцы охотно отдавали православные церкви (40 при количестве школ того времени—28) под хоз. и политико-просветительные нужды. Значит, боль шее влияние среди алтайцев имел ламаизм (см.). Шаманство у алтайцев было распространено в аймаках: Турачакском, Чойском, Майминском и Эликманарском. Аймаки Онгудайский, Усть-Кок- синский, Шебалинский и Усть-Канский среди верующих больше всего насчитывали бурхани- стов. Эксплоататорская деятельность и классо вая принадлежность, несмотря на национальную рознь края, разжигались бурханизмом и его идеологами, об’единяли служителей культов как в скрытой борьбе против сов. власти (лесозаго товки, призыв ойротов в Красную армию, кол лективизация, перевод на оседлость), так и в борьбе открытой (совместное участие в под держке Каракорума, участие в белых бандах и пр. См. также Бурханизм). Неуклонное прове дение партией и советской властью ленинской национальной политики быстро вытесняет ро довые пережитки и религиозные предрассудки. IV. Исторический очерк. Об историческом прошлом О. А. О. в лит-ре имеются скудные сведения. Нет ни одной марксистской работы, посвященной историческим судьбам ойротов до их перехода в рус. подданство. Известно, что племена, живущие ныне в ойротском Алтае, входили в первой половине XVIII в. в состав Джунгарского государства, во главе к-рого стояли собственно калмыки. Джунгария об’еди- нилась в XV в. в результате столкновения с Китаем и получила название Ойротского Со юза. Джунгарское об-во было классовым, с ф е одальными (натуральная и отработочная рен та) и рабовладельческой формами эксплоата- ции. Алтайцы, обитавшие на С. Джунгарии, на ходились в подданстве у джунгарского хана и платили ему налог всевозможными металличе скими изделиями. В первой же половине XVIII в. между джунгарскими феодалами возникли междоусобные войны, к-рыми воспользовался Китай. В 1756 китайские войска разгромили Джунгарию и захватили почти все ее владения. Часть подвластного джунгарским ханам населе ния, в т. ч. и алтайские .племена, кочевавшие близ рус. границы, обратились, в лице зайсанз Омбо, к русскому пограничному начальству с просьбой о принятии их в подданство. Рус. правительство ухватилось за эту просьбу, при своило современный Рус. Алтай и гарантирова ло алтайцам устойчивые границы кочевий. К о л о н и з а ц и я . Оседлые поселения рус. того времени едва достигали предгорий Алтая. Первыми вторгнулись в места кочевий алтайцев беглые крестьяне—крепостные рабочие горноза водской пром-сти, спасаясь от каторжных усло вий труда. Сюда же скрывались от преследо ваний никонианской церкви старообрядцы и те, кто не выдерживал непосильных оброков, про извола властей и солдатчины. Они оседали на Уймоне и др. плодородных районах Горного Алтая. К 1825 выросло 54 рус. поселения. При Сперанском (1822) границы алтайских кочевий были указаны б. или м. точно. Но в 1865 пра вительство беззастенчиво об’явило свободную колонизацию, а с 1873—т. наз. плановую. С 60-х гг. XIX в. колонизаторскую деятельность раз вивает Алтайская Духовная миссия, приступив шая к организации на Алтае монастырей (Ула- ла, Чемал, Чолушман) на лучших землях, отня тых у алтайцев. Несмотря на многочисленные протесты и делегации ойротов в Томск и в Пб., в 1899 проводится в жизнь закон, обязывающий к землеустройству не только рус., но и «ино родческие» поселения. Это было заключитель ным актом царской земельной политики по от ношению к алтайцам. Байско-зайсанские хоз-ва заблаговременно присвоили лучшие пастбища и угодья; основная же масса трудового крестьян ства катастрофически покатилась к разорению. И правительственная, и вольная, и миссионер ская колонизации применяли наглый земельный захват. Рус. пришельцы, особ, кулацкие элемен ты, враждебно относились к коренному насе лению Алтая. Поощряемые царским чиновниче ством, они занимались прямым грабежом и ра зорением ойротских стад. Ойроты вытеснялись из удобных долин и межгорных степей, где ко чевали веками, загонялись в горные ущелья, на «камень», неудобные земли. В этом же направ лении действовало пересел, ведомство, присваи вая лучшие земли. Гнет, насилие над ойротами усилились, когда явились и выделились из осев шего кулачества представители рус. торгового и ростовщического капитала, к-рые за бесценок скупали пушнину, кедровый орех, скот, кожу и пр., спаивали ойротов, угоняли их стада з а невыплаченный долг. С разложением натураль ного туземного хоз-ва и развитием меновых и торговых связей байско-зайсанские родовичи также перерастали в торгово-капиталистическую верхушку. Пользуясь пережитками родового быта, они утяжелили эксплоатацию ойротских трудящихся масс еще более. Но самым мощным и хищным эксплоататором был рус. царизм. В 1747 императрица Елизавета издала закон, по которому все земли Алтая об’являлись принад лежащими «Кабинету его величества». Без оп латы аренды стало невозможно заниматься сел. хоз-вом, охотой, пром. и др. Царизм сильно тормозил возможности экономического и куль турного развития ойротов, он разжигал нацио нальный антагонизм между ойротами и рус., создавал племенную разобщенность среди ой ротов, поощрял колонизаторское захватниче ство и насилие кулацко-зажиточных элементов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2