Сибирская советская энциклопедия_Том4
школа (семилетка и проф.-техническая), сто ловая, прачечная. От фабрики к ст. Томск-11 в 1923 проложе на—силами рабочих воскресников—ж.-д. ветка. На территории Вост.-Сиб. края функциони рует единственная спичечная фабрика «Бай кал», она находится в 3 ям от ст. Ангара Вост.- Сиб. ж. д. и расположена на р. Чуре, прит. Ан гары. Обилие осины, являющейся основным ви дом сырья, удобство сплава ее по рекам, ра стущая потребность в потреблении спичек со стороны населения и выгодные геогр. условия способствовали основанию фабрики именно в данном пункте. Основателем предприятия был П. С. Паршаков, к-рый построил здесь в 70-х гг. прошлого столетия маленькую примитив ную фабрику под названием «Сибирь», к-рая давала лишь от 3 до 7 ящиков спичек в день. Все работы производились ручным способом. Развитие фабрики шло очень медленно, вы работка поднялась до 25 ящиков в день, при чем выпускались и безопасные спички. В 1908 фабрика была сдана в аренду т-ву Крин- кевич, Камов и Шишкин. После 3-летней арен ды была ими приобретена в собственность. За время работы т-ва были установлены новые машины, трансмиссии и паровые котлы. В 1914 построены каменные корпуса фабрики, кладо вые, кузница и др. Производство спичек к это му времени было доведено до 200 ящиков в день. Т-во предполагало выработку спичек д о вести до 500 ящиков в день и полностью ме ханизировать производство. Для этой цели вы писали из Германии, Швеции и др. стран новьщ усовершенствованные машины. Но война 1914 помешала осуществлению намеченных меро приятий и была получена лишь небольшая часть выписанного оборудования. К этому же вре мени были построены каменная водокачка <,с подачей воды из р. Ангары) и большой дом для служащих. Сов. период жизни фабрики начинается с 1920, когда она была национализирована и под чинена иркутскому ry6coBHapxojy. В первые годы этого периода, в связи с интервенцией и гражд. войной, ощущался большой недостаток в химикатах и сырье. Фабрика переживала упа док, в 1921 она выработала всего 15.581 ящик спичек. В последующие годы постепенно уве личивала продукцию до 60 тыс. ящиков а год. В первой пятилетке фабрика коренным обра зом реконструирована: установлены два авто мата сист. «Симплекс» и завершена механиза ция производства. В 1933 выработано уже 81 тыс. ящиков. Производственная мощность во второй пятилетке доводится до 200—225 тыс. ящиков в [год, что дает возможность часть вы возить на Восток. В. Д а в ы д о в , С. П о п о в . СПЛАВ И СПЛАВНОЕ ХОЗЯЙСТВО.— Б. ч. сиб. рек протекает в районах, имеющих лесные массивы пром. значения. Только Иртыш выше Омска, да верх, плеса его притоков Ишима и Тобола текут среди безлесных степей. Наиб, мощные по запасам древесины лесные массивы находятся в бассейнах pp. Енисея, Ангары, Ср. Оби, Ниж. Иртыша, Тавды и др. Перечислен ные реки и их многочисленные притоки глубо ко врезаются в лесные массивы и образуют обширнейшую широкоразветвленную сеть сплав ных путей, обладающую огромнейшей пропуск ной способностью, к-рая до сих пор полностью не использована. Наиб, деятельными магист ральными путями С. в Оибири 'следует считать pp.: Иртыш, Обь, Енисей и Амур. Менее ожив лена р. Лена. Сейчас С. производится в Сиб. прибл. по 250 рекам,, из к-рых на Зап.-Сиб. край по данным поречньгх ведомостей лесных трестов падает 99 и на Вост.-Сиб. край—ок. 75 потоков, остальные приходятся на Якут. Р. и Дальне-Восточный край. О б ь - И р т ы ш с к и й б а с с е й н по условиям сплава и экон. значению делится на 8 районов: 1) Верхне-Обский—Обь выше Н.-Сиб. с прито ками; общее протяжение сплавных путей этого района 7.600 км. Используется для сплава 64%. Гл. сплавные реки: Обь, Бия, Чумыш, Чарыш. Сплавопропуснная способность выше фактиче ской; заготовки производятся в непосредствен ной близости от сплавных рек. Мелиоративны ми мероприятиями протяжение сплава по гор ным рекам может быть значит, увеличено. Сплавляемая древесина идет в Бийск, Барнаул, Н.-Сибирск. 2) Средне-Обский—Обь от Н.-Сиб. до устья Чулыма с притоками; общее протя жение сплавных рек района—10.380 км, исполь зуется 62%. Кроме Оби, спл. реками района являются: Томь с притоками Мрасоу, Кондо- мой, Усой, Верх., Ср. и Ниж. Терсями, затем Чулым с притоками Кией, Яей, Улу-Юлом и др. Используются для сплава, гл. обр., ср. и ниж. участки рек, верховья требуют мелиора ции. По Томи оплавляемая древесина оседает в Сталинеке, Кемерово и Томске. С верх, уча стков лес идет в пункты пересечения ж. д. Ачинск, Мариинск. Яя, со ср. участков на ст. Аоиво (Чулымской ветки) и с ниж. в Могочи- но (на Оби) на лесопильные заводы. 3) Ниж не-Обский — Обь — нижнее устье Чулыма. Спл. сеть этого района 12.000 км. Сплав здесь развивается лишь в самые последние годы. Лес оплавляется в р. Обь, грузится здесь в баржи и идет в них вверх в Т«иск и Н.-Сиб., с 1930 начат сплав по р. Оби из Сургутского в Березовский и Обдорский районы. 4) Верхне- Иртышокий—р. Иртыш выше Семипалатинска и его притоки Бухтарма, Ульба и Уба. Лес идет в Усть-Каменогорск и Семипалатинск. 5) Ниж не-Иртышский—Иртыш от Омска до устья. Для сплава используются притоки Иртыша: Омь с притоками Ича и Тартас, Тара, Уй, Шиш, Туй, Б. и М. Бича, Вагай, Кон да и др. Лес сплав ляется в Иртыш и здесь грузится на баржи. 6) Тавдинский—охватывает сист. р. Тавды и нижнюю часть р. Сосьвы и Лозьвы. Лес идет на ст. Тавда для расположенных здесь лесо пильных заводов и баржестроительной верфи, а также для перегрузки на железную дорогу, затем на пристань Бочалино (на Тоболе) и То больск. По об’ему сплава Тавдинский район— крупнейший в бассейне. 7) Сосьвинский—вер ховья р. Сосьвы. Здесь лес оседает на Филь- к инекой пристани и предназначается почти ис ключит. для уральских заводов. 8) Верхне-Ту ринский (реки Тура, Ница, Тагил, Салда и др.) сплавляет лес в Тюмень для местных заводов и для отправки по ж. д. на Урал. В Е н и с е й с к о м б а с с е й н е—сплотки дре весины издавна яспользовывались как средство транспортирования коммерческих грузов и пас сажиров. Ср. Енисей (Минусинск—Красноярск) доставляет плоты с Абакана, Тубы и Маны в Красноярск, а с р. Абакана, кроме того, на Абаканский лесопильный завод. Ниж. течение реки, начиная ,с 1928, сносит крупные партии леса до Игарки. В А н г а р о - Б а й к а л ь с к ом б а с с е й н е активными сплавными путями являются pp. Ан гара и Селенга и оз. Байкал (в юж. части). Из сплавных прит. Ангары до порогов следует от метить реки: Иркут, Китой, Ушаковку, Белую,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2