Сибирская советская энциклопедия_Том4
Мадасона, Хилтухина. В апреле 1936 в Улан- Удэ был проведен первый об’единенный пленум писателей Вост.«Сиб. и Бур ят -Монголии, поло живший «ачало 'их координированной работе и творческой дружбе. Л и т.: Первый сибирский с 'езд писателей, „Сиб. Огни“ 1926, 3; Высоцкий, А . Два с 'езда , „Сиб. Огни," 1930, 1 И т и н В . Перестройка. Статья о литературе , Н-Сиб , >935 Журналы „Будущая Сибирь**, „Новая Сибирь", Иркутск, 193 —1935. СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖ НИ КО В .—В до- рев. время сиб. художники жили разрозненно, производственно-творческого об’единения не было. Организационное движение среди ху дожников начинается в 1920 с приходом сов. власти. В 1925 по инициативе группы художни ков (Авотин, Гулецкий) организуется филиал Ассоциации художников революционной Рос сии (АХРР) и вслед за тем в 1926 создается др. организация — Об-во художников «Новая Сибирь». Сиб. АХРР, как и центральная АХРР, вела свою линию от бытового реализма пере движников и пыталась отразить явления после октябрьской рев. действительности (Смолин, Тютиков, Солодовников, Назаров и др.). Об-во художников «Новая Сибирь», об’единявшее и Зап. и Вост. Сибирь, выпустило свою декла рацию, политически довольно расплывчатую. В течение 1926—28 оно переживало период под’ема. Росли филиалы, устраивались местные художественные выставки. Сиб. АХРР оказалась во многих отношениях слабее, самоликвидиро валась и влилась в «Новую Сибирь». В 1927 бы ла организована первая Всесибирская художе ственная выставка. На ней было представлено до 500 работ, а число посетителей достигло 30.000 чел. Тогда же был проведен первый Всеси- бирский с’езд художников, на к-ром участвова ло 37 человек. Выявившийся на с’езде и вы ставке идеологический и творческий облик «Новой Сибири» был характерен своей эклек тичностью. Областнические перепевы о специ фическом сиб. искусстве сочетались с некрити ческой оглядкой на художественную культуру Западной Европы послевоенного периода, а увлечение сиб. экзотикой (подражание при митивным формам бурятского народного твор чества у Емельяновой, курганные каменные бабы и бытовая утварь Заковряшина и др.) — соединялись с рецидивами 'самодовлеющего эстетизма (Мизеров и др.), импрессионизма (Вощакин), 'передвижнического реализма (Ка раганов, Тютиков и др.) и даже врубелевского символизма (Ивакин). «Новая Сибирь», отразив шатания части мелкобуржуазной интеллиген ции Сибири, имела, благодаря выставке и с’езду, известное положительное значение в истории развития советского искусства Сибири. Она содействовала выявлению и сплочению мест ных художественных сил и фиксировала общественное внимание на вопросах искусства. 1929—1931 характеризуются упадком работы «Нозой Сибири», и в конце 1931 Об-;во ликви дируется. Решение ЦК ВКЛ(б) от 23 апреля 1932 «о перестройке литературно-художественных организаций» помогло сиб. художникам найти в единой организационной форме и крепком влиянии коммунистического ядра твердую по чву для более плодотворной работы и дало возможность начать подготовку к организации в Сиб. Союза Советских художников. В 1933 был создан Оргкомитет С. с. художников. О рг комитет организовал в Н.-Сиб. первую Зао.Сиб. художественную выставку, к-рая отражала пре имущественно индустриальное строительство и к-рую посетило 30.000 человек. В 1934—35 про водится вторая выставка, где было представлено до 400 работ (масло, акварель, графика, скульп тура). По отоей тематике она отразила гл. обр. сел. хозяйство, видное место занимал портрет ный жанр. Выставка выявила творческий рост тт. Тютикова, Мочалова, Титкова, Фокина и но вые молодые силы— Евстигнеева, Баранова. С. с. х. ведет и общественную работу, осу ществляя шефство над художниками-самоучка- ми и над Красной армией. В 1935 краевые и обл. филиалы С. с. х. были созданы также в Омске, Красноярске и Иркутске. Число членов С. с. х. в 1936 — 48 человек. (См. также Ж и в о п и с ь ). С. с. х. в Восточной Сибири организован в 1933, имеет филиалы в Чите, Улан-Удэ, Нижне- удинске. Действительных членов союза к 1936 насчитывалось 26. К ним нужно прибавить де сятки самоучек и начинающую молодежь. В И р кутске создан производственный кооператив, имеющий ряд цехов {живописный, оформитель ский, монументальный, роспись тканей и др.). Открыт магазин художественной продукции и материалов, оборудован выставочный зал, скульптурная мастерская и студия для повыше ния квалификации художников. В Чите, Улан- Удэ, Зиме н в неоколыких колхозах организо ваны студии самодеятельного изо-искусства. Из художников выделяются награжденный орденом Ленина т. Сампилов (см.), Андреев (ил люстратор книг И. Гольдбврга, П. Петрова и др.), Сверкунов. СОЯ ( к и т а й с к и е м а с л и ч н ы е б о б ы ) (Clycine hispida)—одно из древнейших, в аж нейших пищевых и масличных растений Вост. Азии. Однолетнее растение из сем. бобовых; стебель вырастает до 1 и и сильно ветвится. Плоды 1—5-семенные, напоминают фасоль. По составу С. самое питательное растение, она со держит 33,4% сырого протеина (белок С. схо ден с белками коровьего молока, в нем при сутствуют все ами'но-кислоты, необходимые для нормального развития и роста организма), до 20,7% жира (Гунджулинская), 29,2% безазоти- стых экстрактивных веществ и 4,8% клетчатки и, кроме того, большое количество витаминов. Из С. можно выделывать растительный сыр, соусы, соевое масло, молоко, муку, творог, кон феты и пр. Из С. можно приготовить свыше 100 блюд, многие и з к-рых превосходят по вкусу и питательности мясные. Жмыхи С., С. в зеленом виде, культивируемая на сено, являет ся прекрасным кормом для молочного скота и лошадей. С. может вызревать в черноземной полосе, пригодной для культуры сахарной свек лы. В Маньчжурии—мировом поставщике С.— выведены сорта ранней С.—'«японской ешива- ри», с вегет. периодом до 90 дней. На Харбин ском опытном поле и на Приморской опытной ст. вегет. период С. продолжался от 113 до 150 дней и при высеве в среднем 48—50 кг на 1 га удавалась снимать 1—1,5 г урожая зерна и от 2 до 5 г мякины и соломы. Уход за С. тот же, что и за подсолнечником. При разбросном по севе на 1 га —2 ц семян С.; урожай сена на корм колеблется о т 5 до Юг. В Зап. Сиб. куль тура С. находится в стадии изучения научно- ститутом зернового хозяйства и Барнаульской станцией масличных культур Л и т . : Савич. Соевые бобы в Приморье, Владивосток, 1929. СПАЛЬНЫ Й М ЕШ О К— употребляется почти всеми народностями, живущими на севере Сиб., а также и путешественниками. Шьется из оле нины, из волчины или др. выделанных шкур. Иногда С. м. делается всего только из одной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2