Сибирская советская энциклопедия_Том4

Мадасона, Хилтухина. В апреле 1936 в Улан- Удэ был проведен первый об’единенный пленум писателей Вост.«Сиб. и Бур ят -Монголии, поло­ живший «ачало 'их координированной работе и творческой дружбе. Л и т.: Первый сибирский с 'езд писателей, „Сиб. Огни“ 1926, 3; Высоцкий, А . Два с 'езда , „Сиб. Огни," 1930, 1 И т и н В . Перестройка. Статья о литературе , Н-Сиб , >935 Журналы „Будущая Сибирь**, „Новая Сибирь", Иркутск, 193 —1935. СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖ НИ КО В .—В до- рев. время сиб. художники жили разрозненно, производственно-творческого об’единения не было. Организационное движение среди ху ­ дожников начинается в 1920 с приходом сов. власти. В 1925 по инициативе группы художни­ ков (Авотин, Гулецкий) организуется филиал Ассоциации художников революционной Рос­ сии (АХРР) и вслед за тем в 1926 создается др. организация — Об-во художников «Новая Сибирь». Сиб. АХРР, как и центральная АХРР, вела свою линию от бытового реализма пере­ движников и пыталась отразить явления после­ октябрьской рев. действительности (Смолин, Тютиков, Солодовников, Назаров и др.). Об-во художников «Новая Сибирь», об’единявшее и Зап. и Вост. Сибирь, выпустило свою декла­ рацию, политически довольно расплывчатую. В течение 1926—28 оно переживало период под’ема. Росли филиалы, устраивались местные художественные выставки. Сиб. АХРР оказалась во многих отношениях слабее, самоликвидиро­ валась и влилась в «Новую Сибирь». В 1927 бы­ ла организована первая Всесибирская художе­ ственная выставка. На ней было представлено до 500 работ, а число посетителей достигло 30.000 чел. Тогда же был проведен первый Всеси- бирский с’езд художников, на к-ром участвова­ ло 37 человек. Выявившийся на с’езде и вы­ ставке идеологический и творческий облик «Новой Сибири» был характерен своей эклек­ тичностью. Областнические перепевы о специ­ фическом сиб. искусстве сочетались с некрити­ ческой оглядкой на художественную культуру Западной Европы послевоенного периода, а увлечение сиб. экзотикой (подражание при­ митивным формам бурятского народного твор­ чества у Емельяновой, курганные каменные бабы и бытовая утварь Заковряшина и др.) — соединялись с рецидивами 'самодовлеющего эстетизма (Мизеров и др.), импрессионизма (Вощакин), 'передвижнического реализма (Ка­ раганов, Тютиков и др.) и даже врубелевского символизма (Ивакин). «Новая Сибирь», отразив шатания части мелкобуржуазной интеллиген­ ции Сибири, имела, благодаря выставке и с’езду, известное положительное значение в истории развития советского искусства Сибири. Она содействовала выявлению и сплочению мест­ ных художественных сил и фиксировала общественное внимание на вопросах искусства. 1929—1931 характеризуются упадком работы «Нозой Сибири», и в конце 1931 Об-;во ликви­ дируется. Решение ЦК ВКЛ(б) от 23 апреля 1932 «о перестройке литературно-художественных организаций» помогло сиб. художникам найти в единой организационной форме и крепком влиянии коммунистического ядра твердую по ­ чву для более плодотворной работы и дало возможность начать подготовку к организации в Сиб. Союза Советских художников. В 1933 был создан Оргкомитет С. с. художников. О рг ­ комитет организовал в Н.-Сиб. первую Зао.Сиб. художественную выставку, к-рая отражала пре­ имущественно индустриальное строительство и к-рую посетило 30.000 человек. В 1934—35 про ­ водится вторая выставка, где было представлено до 400 работ (масло, акварель, графика, скульп­ тура). По отоей тематике она отразила гл. обр. сел. хозяйство, видное место занимал портрет­ ный жанр. Выставка выявила творческий рост тт. Тютикова, Мочалова, Титкова, Фокина и но­ вые молодые силы— Евстигнеева, Баранова. С. с. х. ведет и общественную работу, осу­ ществляя шефство над художниками-самоучка- ми и над Красной армией. В 1935 краевые и обл. филиалы С. с. х. были созданы также в Омске, Красноярске и Иркутске. Число членов С. с. х. в 1936 — 48 человек. (См. также Ж и в о ­ п и с ь ). С. с. х. в Восточной Сибири организован в 1933, имеет филиалы в Чите, Улан-Удэ, Нижне- удинске. Действительных членов союза к 1936 насчитывалось 26. К ним нужно прибавить де ­ сятки самоучек и начинающую молодежь. В И р ­ кутске создан производственный кооператив, имеющий ряд цехов {живописный, оформитель­ ский, монументальный, роспись тканей и др.). Открыт магазин художественной продукции и материалов, оборудован выставочный зал, скульптурная мастерская и студия для повыше­ ния квалификации художников. В Чите, Улан- Удэ, Зиме н в неоколыких колхозах организо­ ваны студии самодеятельного изо-искусства. Из художников выделяются награжденный орденом Ленина т. Сампилов (см.), Андреев (ил­ люстратор книг И. Гольдбврга, П. Петрова и др.), Сверкунов. СОЯ ( к и т а й с к и е м а с л и ч н ы е б о б ы ) (Clycine hispida)—одно из древнейших, в аж ­ нейших пищевых и масличных растений Вост. Азии. Однолетнее растение из сем. бобовых; стебель вырастает до 1 и и сильно ветвится. Плоды 1—5-семенные, напоминают фасоль. По составу С. самое питательное растение, она со­ держит 33,4% сырого протеина (белок С. схо ­ ден с белками коровьего молока, в нем при­ сутствуют все ами'но-кислоты, необходимые для нормального развития и роста организма), до 20,7% жира (Гунджулинская), 29,2% безазоти- стых экстрактивных веществ и 4,8% клетчатки и, кроме того, большое количество витаминов. Из С. можно выделывать растительный сыр, соусы, соевое масло, молоко, муку, творог, кон ­ феты и пр. Из С. можно приготовить свыше 100 блюд, многие и з к-рых превосходят по вкусу и питательности мясные. Жмыхи С., С. в зеленом виде, культивируемая на сено, являет­ ся прекрасным кормом для молочного скота и лошадей. С. может вызревать в черноземной полосе, пригодной для культуры сахарной свек­ лы. В Маньчжурии—мировом поставщике С.— выведены сорта ранней С.—'«японской ешива- ри», с вегет. периодом до 90 дней. На Харбин­ ском опытном поле и на Приморской опытной ст. вегет. период С. продолжался от 113 до 150 дней и при высеве в среднем 48—50 кг на 1 га удавалась снимать 1—1,5 г урожая зерна и от 2 до 5 г мякины и соломы. Уход за С. тот же, что и за подсолнечником. При разбросном по­ севе на 1 га —2 ц семян С.; урожай сена на корм колеблется о т 5 до Юг. В Зап. Сиб. куль­ тура С. находится в стадии изучения научно- ститутом зернового хозяйства и Барнаульской станцией масличных культур Л и т . : Савич. Соевые бобы в Приморье, Владивосток, 1929. СПАЛЬНЫ Й М ЕШ О К— употребляется почти всеми народностями, живущими на севере Сиб., а также и путешественниками. Шьется из оле­ нины, из волчины или др. выделанных шкур. Иногда С. м. делается всего только из одной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2