Сибирская советская энциклопедия_Том4
царском, Усть-Коксинском и особ, в Шебалин- ском, Усть-Канском и Онгудайском аймаках. По данным Сухотина (1929) племя шалганцев насчитывало в общей сложности ок. 1 'А тыс. чел., телеутов 2—3, *тубаларов ок. 3,5, куман- цинцев 5, теленгитов 6 и собственно алтайцев ок. 26 тыс. человек. Шорцы (всего ок. 12 тыс. чел.), родственные ойротам, особ, северным и по яз. и по культуре, сосредоточены в основном в Горно-Шорском национальном районе Зап,- Сиб. края и частично в Турачакском аймаке. Термин: ойроты (возник после рев. и далеко не охватывал веек племенных самоназваний) в наст, время является установившимся для всех алтайских племен, находящихся на территории О. А. О.; остальные сохраняют прежние назва ния. Диалекты ойротских племен б. или м. раз личны и в словарном и в фонетическом отно шениях, а в целом алтайцев принято считать туркоязычными. Акад. Самойлович, на основа нии условных лингвистических признаков, от нес кумандинцев, алтайцев, теленгитов и телеу тов к т. наз. кыпчатской с.-з. группе турецких племен, тубаларов— к ю.-в. туркам, шорцев и шалганцев—к с.-в. или уйгурской группе. Физи ческий тип юж. ойрота имеет значит, монголо идные черты (низкий рост, черные жесткие во лосы на голове, слабая растительность на лице, скуластость, черный цвет и узкий разрез глаз и пр.). У сев. ойротов по мере продвижения к Кузнецк. Алатау яснее выражаются финно-угро самоедские антропологические черты (высо кий рост, светлые глаза и волосы, большая растительность на лице и пр.). Основное занятие юж. ойротов — скотовод ство (в значит, степени экстенсивное, пастбищ ное); существенны для экономики О. А. О. охота, сбор кедрового ореха (у сев. алтай цев — в Чойском и Турачакском аймаках — гл. занятие). Домашняя пром-сть (выделка кош мы, кожи и пр.) до последних лет пребывала в зачаточном состоянии и не отделялась от скотоводства и охоты. В связи с переходом на оседлость усиливается полеводство. Разве дение огородных культур к 1933 проникло в самые отдаленные и высокогорные аймаки — Улаган и Кош-Агач. Расширяется ежегодное участие ойротов в лесозаготовках и лесоспла вах (лучшими сплавщиками по р. Вие за по следнее время считались ойроты). Юж. ойроты—скотоводы, особ, единолични ки, еще неполностью освободились от коче вого и полукочевого образа жизии. Они р а з бросанно расселены в аилах по узким доли нам, горным ущельям, в верховьях малых рек. Сев. ойроты — по преим., охотники-промысло вики—живут, за небольшим исключением, осед ло. Экономическое неравенство наложило от печаток на всю ойротскую материальную куль туру, в т. ч. и на предметы потребления (это до последнего времени замалчивалось иссле дователями, касавшимися этнографии ойро тов). Жилищем бедняцкой части юж. и смеж ных с ними ойротов (теленгитов, собственно алтайцев, отчасти тубаларов и телеутов) яв ляются конусообразный шалаш из жердей или юрта с решетчатым основанием небольших размеров, прикрытые корой лиственницы, бе резы или кошмой (войлоком); богатые алтай цы-скотоводы имели просторнее жилье, с оби лием кошмы и хорошо утепленное. У бедноты сев. алтайцев (кумандинцев, шалганцев и др.) наряду с избами рус. типа посейчас встреча ются землянки и шалаши—вертикально по ставленные горбыли или жерди, крытые бере стой. У баев были деревянные дома—кресто вые, двухэтажные, встречались даже камен ные, крытые железом. В таежной части О. А. О. наблюдаются еще бревенчатые (4 — 5 — 6- угольные) юрты, с конусообразной крышей. Экономическое неравенство выражалось и в одежде, и в утвари, и в пище, и на средствах передвижения. Например, у южных алтайцев байское хозяйство имело много лошадей и се дел (женские седла обычно изящно украша лись); бедняцкое обходилось в лучшем случае одним верховым конем. Прибавочный продукт трудящихся ойротов присваивался рус. царем в виде ясака (на ос нове частной собственности Кабинета на зем лю) и ойротскими баями и зайезнами в виде отработок и пр. (на асиове частной собствен ности на средства производства: гл. обр., скот и орудия промысла). Следовательно, ойрот ское об-во до рев. (что и показали исследова ния Л. Потапова), находилось в стадии фео дализма, выросшего на базе экстенсивного скотоводства и зверового промысла, внутри к-рого возникали, разлагавшие его, капитали стические отношения. Здесь отсутствовали го рода, разделение общественного труда лишь намечалось, ремесла (выделка кошмы, кожи и пр.) из сел. хоз-ва еще не выделились и техни ка земледельческого хоз-ва крайне отстала,— но в этом-то и заключалась отоеобразие фео дализма на Алтае. К тому же он затушевывал ся родовыми отношениями. «Свеобразие на рождавшихся капиталистических отношений у алтайцев было в смешении капиталистических форм эксплоатации с докапиталистическими; в приспособлении докапиталистических форм эксплоатации. В хоз-ве капиталистов типа Ар- гамая отработки существовали наряду с капи талистическим наймом с.-х. рабочих и т. п.» (Потапов. «Очерк истории Ойротии»), Алтай ское общество несомненно было классовым. Поэтому приписывание алтайцам родового строя (это делали некоторые исследователи да же в сов. период) является грубым антимар ксистским извращением действительности. От дельные пережитки родового быта сохрани лись у алтайцев до последних дней в родовых названиях, семейных отношениях, в религиоз ных воззрениях и т. п. В момент перехода в рус. подданство, у них замечены некоторые следы рабства. Алтайские племена, разделяющиеся на от дельные роды (сеоки), в дорев. время управля лись князьками-зайсанами. Зайсан выбирался пожизненно кулацко-байскими слоями. Зай- санство организовано было по родовому прин ципу; приписанные к данному зайсану группы родов подчинялись ему независимо от своего местожительства. Это соответствовало паст бищному хоз-ву и существовало как неизжи тый элемент родового строя. Зайсан был не сменяемым полновластным хозяином, чинил суд и расправу, собирал дань—ясак, посредничал между ойротами и царскими чиновниками; упра вление родом переходило по наследству по томкам зайсана, гл. обр., по прямой линии. Бо лее всего доходов зайсаны получали от сбора податей (путем присвоения части собранного), подарков от суда, от выдачи билетов в тайгу на пром., от приемных договоров. В хоз-ве зай- санов применялись наемный труд и внеэконо мическое принуждение. С проникновением и развитием рус. торгово-ростовщического капи тала, с разложением натурального хоз-ва ал тайцев, зайсанов начало перерастать в торгово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2