Сибирская советская энциклопедия_Том4

царском, Усть-Коксинском и особ, в Шебалин- ском, Усть-Канском и Онгудайском аймаках. По данным Сухотина (1929) племя шалганцев насчитывало в общей сложности ок. 1 'А тыс. чел., телеутов 2—3, *тубаларов ок. 3,5, куман- цинцев 5, теленгитов 6 и собственно алтайцев ок. 26 тыс. человек. Шорцы (всего ок. 12 тыс. чел.), родственные ойротам, особ, северным и по яз. и по культуре, сосредоточены в основном в Горно-Шорском национальном районе Зап,- Сиб. края и частично в Турачакском аймаке. Термин: ойроты (возник после рев. и далеко не охватывал веек племенных самоназваний) в наст, время является установившимся для всех алтайских племен, находящихся на территории О. А. О.; остальные сохраняют прежние назва­ ния. Диалекты ойротских племен б. или м. раз­ личны и в словарном и в фонетическом отно­ шениях, а в целом алтайцев принято считать туркоязычными. Акад. Самойлович, на основа­ нии условных лингвистических признаков, от­ нес кумандинцев, алтайцев, теленгитов и телеу­ тов к т. наз. кыпчатской с.-з. группе турецких племен, тубаларов— к ю.-в. туркам, шорцев и шалганцев—к с.-в. или уйгурской группе. Физи­ ческий тип юж. ойрота имеет значит, монголо­ идные черты (низкий рост, черные жесткие во­ лосы на голове, слабая растительность на лице, скуластость, черный цвет и узкий разрез глаз и пр.). У сев. ойротов по мере продвижения к Кузнецк. Алатау яснее выражаются финно-угро­ самоедские антропологические черты (высо­ кий рост, светлые глаза и волосы, большая растительность на лице и пр.). Основное занятие юж. ойротов — скотовод­ ство (в значит, степени экстенсивное, пастбищ­ ное); существенны для экономики О. А. О. охота, сбор кедрового ореха (у сев. алтай­ цев — в Чойском и Турачакском аймаках — гл. занятие). Домашняя пром-сть (выделка кош­ мы, кожи и пр.) до последних лет пребывала в зачаточном состоянии и не отделялась от скотоводства и охоты. В связи с переходом на оседлость усиливается полеводство. Разве­ дение огородных культур к 1933 проникло в самые отдаленные и высокогорные аймаки — Улаган и Кош-Агач. Расширяется ежегодное участие ойротов в лесозаготовках и лесоспла­ вах (лучшими сплавщиками по р. Вие за по­ следнее время считались ойроты). Юж. ойроты—скотоводы, особ, единолични­ ки, еще неполностью освободились от коче­ вого и полукочевого образа жизии. Они р а з ­ бросанно расселены в аилах по узким доли­ нам, горным ущельям, в верховьях малых рек. Сев. ойроты — по преим., охотники-промысло­ вики—живут, за небольшим исключением, осед­ ло. Экономическое неравенство наложило от­ печаток на всю ойротскую материальную куль­ туру, в т. ч. и на предметы потребления (это до последнего времени замалчивалось иссле­ дователями, касавшимися этнографии ойро­ тов). Жилищем бедняцкой части юж. и смеж­ ных с ними ойротов (теленгитов, собственно алтайцев, отчасти тубаларов и телеутов) яв­ ляются конусообразный шалаш из жердей или юрта с решетчатым основанием небольших размеров, прикрытые корой лиственницы, бе­ резы или кошмой (войлоком); богатые алтай­ цы-скотоводы имели просторнее жилье, с оби­ лием кошмы и хорошо утепленное. У бедноты сев. алтайцев (кумандинцев, шалганцев и др.) наряду с избами рус. типа посейчас встреча­ ются землянки и шалаши—вертикально по­ ставленные горбыли или жерди, крытые бере­ стой. У баев были деревянные дома—кресто­ вые, двухэтажные, встречались даже камен­ ные, крытые железом. В таежной части О. А. О. наблюдаются еще бревенчатые (4 — 5 — 6- угольные) юрты, с конусообразной крышей. Экономическое неравенство выражалось и в одежде, и в утвари, и в пище, и на средствах передвижения. Например, у южных алтайцев байское хозяйство имело много лошадей и се­ дел (женские седла обычно изящно украша­ лись); бедняцкое обходилось в лучшем случае одним верховым конем. Прибавочный продукт трудящихся ойротов присваивался рус. царем в виде ясака (на ос­ нове частной собственности Кабинета на зем­ лю) и ойротскими баями и зайезнами в виде отработок и пр. (на асиове частной собствен­ ности на средства производства: гл. обр., скот и орудия промысла). Следовательно, ойрот­ ское об-во до рев. (что и показали исследова­ ния Л. Потапова), находилось в стадии фео­ дализма, выросшего на базе экстенсивного скотоводства и зверового промысла, внутри к-рого возникали, разлагавшие его, капитали­ стические отношения. Здесь отсутствовали го­ рода, разделение общественного труда лишь намечалось, ремесла (выделка кошмы, кожи и пр.) из сел. хоз-ва еще не выделились и техни­ ка земледельческого хоз-ва крайне отстала,— но в этом-то и заключалась отоеобразие фео­ дализма на Алтае. К тому же он затушевывал­ ся родовыми отношениями. «Свеобразие на­ рождавшихся капиталистических отношений у алтайцев было в смешении капиталистических форм эксплоатации с докапиталистическими; в приспособлении докапиталистических форм эксплоатации. В хоз-ве капиталистов типа Ар- гамая отработки существовали наряду с капи­ талистическим наймом с.-х. рабочих и т. п.» (Потапов. «Очерк истории Ойротии»), Алтай­ ское общество несомненно было классовым. Поэтому приписывание алтайцам родового строя (это делали некоторые исследователи да ­ же в сов. период) является грубым антимар­ ксистским извращением действительности. От­ дельные пережитки родового быта сохрани­ лись у алтайцев до последних дней в родовых названиях, семейных отношениях, в религиоз­ ных воззрениях и т. п. В момент перехода в рус. подданство, у них замечены некоторые следы рабства. Алтайские племена, разделяющиеся на от­ дельные роды (сеоки), в дорев. время управля­ лись князьками-зайсанами. Зайсан выбирался пожизненно кулацко-байскими слоями. Зай- санство организовано было по родовому прин­ ципу; приписанные к данному зайсану группы родов подчинялись ему независимо от своего местожительства. Это соответствовало паст­ бищному хоз-ву и существовало как неизжи­ тый элемент родового строя. Зайсан был не­ сменяемым полновластным хозяином, чинил суд и расправу, собирал дань—ясак, посредничал между ойротами и царскими чиновниками; упра­ вление родом переходило по наследству по­ томкам зайсана, гл. обр., по прямой линии. Бо ­ лее всего доходов зайсаны получали от сбора податей (путем присвоения части собранного), подарков от суда, от выдачи билетов в тайгу на пром., от приемных договоров. В хоз-ве зай- санов применялись наемный труд и внеэконо­ мическое принуждение. С проникновением и развитием рус. торгово-ростовщического капи­ тала, с разложением натурального хоз-ва ал­ тайцев, зайсанов начало перерастать в торгово­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2