Сибирская советская энциклопедия_Том4
СИЯЗОВ, Михаил Михайлович (1858—1914)— ботаник. Р. в Томске. В 1882 окончил естест венное отд. Казанского ун-та; поступил учите лем в Омскую женскую гимназию и занялся изучением местной флоры. Благодаря работам С. флора окрестностей Омска является одной из наиб. изученных местных флор в пределах Сиб. края. С. совершил ряд научных поездок в Семипалатинскую и Акмолинскую области. С. оставил свыше 50 печ. работ, из них гл.: Postgroldeana — новый список Омской флоры, «Зап. Затт.-Снб. Отд. Р. Г. Об-ва», т. XXXI, Омск, 1904. Л и т.: Се Уельншсов, А. М. М. Сиязои (с портретом), , Изв Зап.-Сиб. Огл. Р. Г. Об-ва“, т. I, в. 1-2, Омск, 1914. СИЯН ХЭ ( С а н х о ) —р. в Юж.-Уссурийском крае, впадает с 3. в оз. Ханка. Дл. ок. 100 км. Многочисленные горные речки ее бассейна зо лотоносны. СКАЗКИ и СКАЗИТЕЛИ. — 1) Р у с с к а я с к а з к а . Сиз. принадлежит к числу местно- стей, глх- до сих пор наиб, полно и богато со хранилась русская сказка. Первые записи бы ли сделаны еще в 50—60-х гг. разными соби рателями. По почину Г. Н. Потанина и под его ред. было издано 2 выпуска С., куда вошли записи Макаренко, Адриановой, Булгакова и др. Вступит. статья и примечания историко сравнительного характера принадлежали само му Потанину («Зап. Красноярского Подотд. Вост.-’Сиб. Р. Г. Об-ва», тг. I—II, 1902 и 1906). Зат?м несколько текстов было опубликовано в спец. «сказочном» номере «Живой Ста-рины», посзященном столетнему юбилею бр. Гримм (1912, II—IV, СПб., 1914); в 1918 вышло 2 тома сказок из архива Р. Г. Об-ва, под ред. А. М. Смирнова («Зап. Р. Г. Об-ва по отд. Этногра фии, т. XLIV, в». 1 и 2 )—’Во II т. .помещено 67 текстов 'из Сиб., преим. из Тобольской губер нии. В самой Сиб. публикации С. были 'Сделаны только Семипалатинским Отд. Р. Г. Об-ва (ал тайские записи Б. Герасимова—«Зап. Семипа латинского Огд. Р. Г. Об-ва», 1911—13). С 1924 вопрос о систематической работе в области изучения С. вновь был поставлен этнологиче ской секцией Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва и в том же году начат печатанием на стр. «Сиб. Жив. Старины» сб. верхнеле.нских сказок, со бранных М. Аз адонским еще в 1915 (в 1925— от,д. изд. «Сказки Верхнеле.нского Края», в 1; в. 2 на,печатан в 1928 в Vestnik Narodopisny —с предисловием и примечаниями на чешском язы ке). Кроме того, секция организовала ряд экс педиций для записи С. в районах Прибайкалья, Тункинекого края,, Баргузинекого окр., Приан- гарья. Минусинского омр. и др. мест. Часть сделанных записей опубликована в сб. «Сказки из разных мест Сибири», под ред. М. Азадов- ского. Богатой сохранности С. среди рус. насе ления Сиб, содексгзозали, гл. обр., отдален ность последней от культ.-пром. центров и обилие артельных промыслов, т. к. особ, попу лярны С. з рыбачьих артелях, на охотничьих промыслах, в ямщицком быту и г.,р. Наконец, одним 'из факто:роз, содейст ующ/гх сохране нию и распространению С. в Сиб., явилось 5ро дяжестзо и посе^енче^тво, выделившее из сгоей среды большее 'количретро сказителей. По ха рактеру, рус. С. в Сиб. является отраслью об ще-русской, с резко выделенными местными чертами. Сильнее вседю сказалось на них влия ние бродяжеской и /юселенческой стихии. Оно отразилось и на содержании и на форме, преим. на композиции. Для поселенца рассказывание С. было существенным видом добывания средств пропитания,—отсюда 'необходимость придания С. как можно более черт занятности, остро умия. Отсюда и обилие непристойных элемен тов, часто совершенно неожиданно врываю щихся в сказку; отсюда же разнообразные и сложные сплетения сюжетов и обилие вводных эпизодов, часто разрастающихся до самостоя тельного значения. Влияние С. туземных пле мен еще недостаточно изучено, хотя оно со вершенно несомненно. Богатый . материал для этого дают записи Худякова («Верхоянский Сборник»), Макаренко («Живая Старина», 1912, II—IV) и некоторые др. Наиб, выдающимися сказителями, известными нам, следует считать слепого Чиму (Кокорева), характеристику к-ро- го дал Макаренко, верхнеленских сказителей: Н. О. Винокурову и Ф. И. Аксаментова (запи си М. Аз айовского), Ант. Кошкарова из Тул'.у- новского окр. (записи Хандзинского в сб. «Сказки из разных мест Сибири»), тункинских: Е. Сороковикова и Д. Асламова (записи М. Аза- довского). Наконец, имеются в лит-ре б. или м. подробные упоминания об отдельных вы дающихся сказителях, С. к-рых по разным причинам не опубликованы или не записаны (напр., «Царь-Данила», о к-ром подробно рас сказал Г. Виноградов в ст. «Народная педаго гика», помещенной в V в. «Сиб. Живая Ста рина»), Л и т.: Р у с с к а я с к а з к а . АзаОопi:\uii, М. Ei е s ibS I/che Marchener?ah1erin, Hels nkl, 1926. Библиогр; фия и ею ж,- -Баботе „Сиб. темы в изучении русского ф о n -клчра", сб. „Тр! 1 - кутского Ун-та",т. IX- 19.'5; Азадпвский /И. Русская скизкя, др.. изл. „Academia", 1932, тт. „Скгзки с рггных мест Си ц ри, HpKvicK. 1928. М. А. 2) С к а з к и н а р о д н о с т е й С и б и р и . С. многочисленных народностей Сиб. представля ют чрезвычайно большой интерес в научном и художественном отношении. Народности Сиб. разнообразны, уровень их культуры до Ок тябрьской рев. был весьма различен, они нахо дились в различных отношениях между собой и с др. народностями (русские, китайцы и гарЛ Мнотие теоретические гопросы в изучении С. могли бы быть освещены именно материалом сказок народностей Сибири. Однако даже со бирание этих С., не говоря уже о их изуче нии, далеко еще не стоит на должной высоте. Внимание С. с даз них пор уделяли полит, ссыльные, заброшенные царским правительст вом в самые отдаленные и глухие углы стра ны. Эти люди внимательно и любовно присмат ривались к окружавшему их населению, изу чали его быт и фольклор. Так, дсхабрмсг Н. Бестужев записал несколько бурятских сказок. Позднее много якутских С. записал каракозо- вец Худяков; еще позднее ценнейшие материа лы дали Потанин, Овчинников, Пекарский, Бп. гораз, Штернберг, Иохельсон, Виташевский. Гл. обр., благодаря трудам полит, ссыльных, о.’.б. С. и стали известны науке. Позднее много сказок сев. народностей в а т е г л М. Отаров . По характеру С. различных народност ей Сиб. довольно четко делятся на две основных груп пы. У более сев. народностей, находившихся до Октябрьской рев. в состоянии родового быта или а периоде разложения этого быта (во всяком случае, с недостаточно развитым)- феодальными отношениями). С. имеют ярко вы раженный мифологический характер и во мно гих случаях не могут быть отличены от ми- ф-п. Таковы С. чукоч, юкагаров, 'короткое, але утов, гиляков и пр. У народностей, вступив ших в стадию феодализма, с более раомитыми феодальными отношениями С. являются дей ствительно С., т.-е. теряют мифологический ха- рактар и превращаются в повествования фан тастического или героического (богатырского)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2