Сибирская советская энциклопедия_Том4

го была возложена задача «проложить оконча­ тельно Северный Морокой путь от Белого мо­ ря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в иаправном 'состоянии и обеспечить плавания по этому пути». Постано­ вление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 расширяет круг задач Гл. Упр. С. М. п., возлагая на него «изыскания и экоилоатацию естественных производительных сил в Сов. Арктике». Для деятельности «Полярного Нар­ комата» (предоставляется огромнейшая терри­ тория к С. от 62 параллели в азиатской части и о-ва на йорях Ледовитого океана в европей­ ской. Уже в след, навигацию 1933, Карское м. бы­ ло использовано нг только для целей грузопе­ ревозок через устья Оби и Енисея, но и для завоза с 3. груза трех морских пароходов на Лену и на побережье Таймыра и для переброс­ ки из Омска в Якутск буксирного теплохода и лихтера, положивших начало существованию на Лене технячески-современного флота. Вслед­ ствие неблагоприятных ледо-вых условий в районе пролива Вилькицкого три парохода первого ленского рейса — лесовозы «Правда», «Сталин» и «Володарский» зазимовали на об­ ратном пути у о-вов Самуила. В сквозной рейс из Европы во Владивосток был направлен ле­ докольный пароход «Челюскин», к-рый, достиг­ нув Берингова пролива, был затерт льдами, втянут в зимний дрейф и в феврале 1934 зато­ нул, раздавленный сжатием льдов (см. «Челю­ скин» и челюскинцы). Но героическая челю­ скинская эпопея показала, что крепким коллек­ тивам смелых людей, руководимым и идейно­ спаянным большевистским ядром, сплоченным высокой пролетарской дисциплиной, не страш­ ны никакие преграды на путях освоения Арк­ тики. Походы О. Ю. Шмидта на «Сибиряков-е» и «Челюскине» и Ленская экспедиция Б. В. Лав­ рова, дав необходимый опыт и колоссальный научный материал, открыли пути решения з а ­ дачи. В 1934 ледорез «Литке» осуществляет сквозной рейс С. М. п. с В. на 3. (Владивос­ ток — Ленинград), ледокольные пароходы «Ру­ санов» и «Сибиряков» завозят грузы и зимов­ щиков на сев. побережье Таймыра. В устье р. Лены с 3. вновь направляются три грузовых парохода, к-рые выполняют задачу уже без зи­ мовки. Крупнейшей исторической вехой в осво­ ении С. М. п. и сов. Арктики вообще явился 1935. В навигацию 1935, не говоря уже о рей­ сах десятков иностранных и сов. торговых су­ дов в устья Оби, Енисея и Лены, ставших обычным явлением, сквозные рейсы С. М. п. делают сов. грузовые пароходы «Анадырь» и «Сталинград» с В, на 3. и лесовозы «Искра» и «Ванцетти» с 3. на В., одновременно лесовоз «Рабочий», под командой капитана Панфилова, в 62 дня успешно выполнил рекордный рейс Архангельск —устье Колымы — Архангельск, что позволило резко удешевить колымские гру­ зы и в 5 раз сократить их пробег. Эти рейсы имеют тем большее знач., что -совершившие их пять кораблей — не ледоколы, а обычные гру­ зовые пароходы. За навигацию 1935 -С. М. пу­ тем перевезено более 200.000 т различных гру­ зов, при чем план перевозок выполнен досроч­ но на 113%. В навигацию участвовало более 100 'судов, к-рые посетили многочисленные пунк­ ты Севера без единой аварии. На Лену для снабжения Якут. АССР было завезено 14 тыс. т грузов — вдвое больше против 1934. В устья pp. Пясины, Индигирки и Хатанги для местно­ го кочевого населения и строек было впервые морем доставлено 11 тыс. т грузов. На побере­ жье Чукотки заброшено свыше 20 тыс. т снаб­ женческого и -строительного грузов Нарком- здрава, Наркомсвяэи, Наркомторга. Завезено техническое оборудование и снабжение. Итог арктической навигации 1935 обеспечивает в следующие годы дальнейший хозяйствен, под’- ем -всего крайнего Севера. Успех операций был обеспечен продум-анной расстановкой ледоколов на отдельных оперативных участках С. М. п., созданной за последние годы густой сетью из 51 полярных станций (служба погоды и р а ­ диосвязи — ведущие отрасли работ) на трассе и авиоразведочной ледовой службой, и ударной работой моряков и летчиков, научных и поли­ тических работников, зимовщиков и радистов. Т. о. была выполнена возложенная на Главсев- морпуть партией и правительством задача на­ чать с 1935 нормальную (экотлоатацию С. М. п., как великого сквозного -грузового пути с 3. на B. и с В. на 3. коммерческими судами. Развитие сообщений С. М. п. меняет облик Сов. Севера. «Открылась новая страница в исто­ рии Севера. Он начинает служить всему Совет­ скому союзу» (Шмидт). Деревообрабатываю­ щие заводы Игарки, консервный завод Усть- Порта, строящийся громадный Норильский по­ лиметаллический комбинат, развертывающиеся работы по нефти и каменной соли на Нордви- ке, многие десятки зверобойных и рыболовец­ ких судов в Полярном м .,—все это стало жи­ вой действительностью сегодняшнего дня. Для закрепления достигнутых успехов и обеспече­ ния дальнейшего развития грузового судоход­ ства по С. М. п. необходим ряд мероприятий. Основные и з них: увеличение численности по­ лярных авиабаз; усиление сети гидрометстан- ций с радиостанциями при них; распростране­ ние этой сети по рекам в глубь материка; строи­ тельство специального флота, приспособленно­ го для работы во льдах, и мощных ледоколов большого радиуса действия; навигационное оборудование трассы современными прибора­ ми; сооружение механизированных перегру­ зочных портов, в низовьях и устьях всех зна­ чит. рек Сибири. С проведением в жизнь этих мер, сквозное сообщение Атлантического океа­ на с Тихим станет ежегодным, -так же как со­ временные Карские операции, при этом сроки навигации скажутся значит, расширенными по C. М. п. в целом и по отдельным его частям. Все это поведет к включению в экономическую жизнь СССР всех его сев. окраин с их неис­ черпаемыми природными богатствами. Вместе с тем Великий С. М. п. явится основой для осу­ ществления кратчайшего воздушного пути из сев. Европы ‘в Тихий океан. Л и т .: Норденшельду А , Е. Шведская полярная экспедч иия 1878 — 1879 гг. Открьиие Север -восточного прохода. СПб., 1881; e jo ж е . Путешествие А. Е. Норденшельда вокруг Европы и Азии на пароходе „Вега“, СПб , 1881; Гелъвальд, Фр. В области вечного льда, СПб., \884:JKumKoe Б. М . Город Ма- нгазея и торг. путь через Ямал. М., 1903; Ш окальский . Ценные об условиях плавания Беринговым морем и далее на запад Сев, Ледовитым океаном л о устья Лены, „Зап. по Гидро­ графии", 1909, в оО: Ц им и Семенов, М рекой путь в реку Енисей, „Мор кой Сб.“, 1894; кн. 6; Семенов , В. И . Забытый- пугь и^ Евгопы в Сибирь, СПб., 1894: Б р е й т ф у сЛ .Л . Мор- ско сиб. путь ня Дальний Восток, СПб., 1909; его же. Север­ ные п о л я р н ы е экспедиции 1912 года и их п о и с к и — „Зап. по Гидрографии", 1915;т.39, в. 2; М. иН у л и кИ . М те иалы к изу чению Сев. Морского пути Пб., 1915 (список лит-pw); (П о ­ ли во в ) Северная морская экспедиция министерства путей сообщения на реку Енисей в 1905, СПб., 1906; Bo im po - rnuh, С. В. Северный Морской путь и челябинский тариф­ ный перелом в свяни с колонизацией Сибири, С 'б . , 1908; Вилькицкий , А . Северный Морской путь, СПг>., 1912; Толма ­ чев, И . В. Северный Морской путь, '„Тр. Об-ва содействия русской пром-сти и торговле", ч. 30, СПб., 1912 \ Н ансен ,Ф . В страну будущего, П р ., 1915; К вопросу об установлении морского сообщения Д. Востока с Европой через воды Сево Океана (плавание северо-скианской экспедиции Вилькицког*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2