Сибирская советская энциклопедия_Том4
др.) вела длительную и упорную борьбу про тив С. М. 'п., противопоставляя ему проект грандиозной сев. транссибирской ж. д. от Л е нинграда и Сороки до побережья Тихого океа на. Это противопоставление было абсурдным, т. к. осуществление проекта требовало в ко роткий отрезок времени неосуществимых мно гомиллиардных затрат и не разрешало бы ос новных задач С. М. и. по немедленной органи зации вывоза дешевых и малотранспортабель ных видов продукции сиб. нар. хоз-ва и по включению в общую экономическую жизнь страны сев. окраин Сибири .и Якутии. К началу первой пятилетки Комсевпуть был реорганизо ван в Пос. Акц. Об-во транспорта и промыш ленности,— Комбинат С. Д . п. в системе Нар- комвнешторга СССР. Создав хороший флот, Комсеверпуть добил ся крупных успехов в деле освоения, заселе ния и индустриализации полярных и приполяр ных районов Сибири. В течение трех лет были освоены Ангаро - Енисейские лесные массивы, дотоле никогда не служившие хозяйств, целям. Был построен полярный деревообрабатываю щий центр — город и порт Игарка. Широко р а з вернулись рыбозверобойные промыслы в низо вьях Енисея и на побережыи Карского моря. Построен рыбо-дичеконсервный завод в Усть- Енисейском порту. Намечены пути дальнейше го заселения и освоения приарктических пу стынь Сиб. через продвижение скотоводства, полеводства и огородничества на дальний се вер и через создание производящих продоволь ственно-фуражных баз в наименьших расстоя ниях от сев. предприятий (до непосредствен ной к ним 'близости, как, напр., совхоз «Поляр ный» в Игарке). Эти мероприятия обусловили бурный рост внешнего грузооборота через устья Оби и Ени сея, к-рый характеризуется такими показате лями (в т): П е р и о д ы Экспорт Импорт Грузо оборот За 44 года капиталистиче ского периода (1876—1919) С 1920 по 1928 включи тельно Первая пятилетка (1929 - 1932) 3 года второй пятилетки (1933 - 35) 18.281 77.908 321.521 355.775 36.901 68.036 71.080 27.882 55.182 145.943 392.601 383.597 Карские операции с 1921 по 34 выросли по количеству занятых судов в 5,6 раз, а по коли честву перевезенного груза — почти в 9 раз. Если в 1921 в этих экспедициях было занято 5 'Судов с экспортно-импортной перевозкой 13,3 тыс. т, то в 1934 в них приняло участие 28 су дов с экспортной загрузкой в 115,6 тьгс. т (при отсутствии импортных перевозок). Значительно удлинился навигационный период в Карском море. Этот период в Новом и Игарском пор тах равнялся в 1927 — 16 дням, в 1929— 40 дням и, наконец, в 1934 достиг 54 дней. Основ ной угольной базой в зап. отрезке С. М. п. яв ляется о-в Диксон. В наст, время он пользует ся, гл. обр., шпицбергенским углем, в перспек тиве выдвигается снабжение и за счет печор ских и енисейских углей. Первый зап. участок С. М. п. — Мурманск — Диксон в основном был освоен и окончательно приспособлен к нор мальной эксплуатации уже с 1928. По ряду причин вост. часть пути отстала в своем развитии от западной. Значит, более позднее очищение Д. Востока и вост. Якутии от белогвардейцев и интервентов обусловило то, что в начале 20-х гг. путь в Колыму из Ти хого океана оказался в руках американских контрабандистов и браконьеров. Лишь в 1923 в устье Колымы был сделан, положивший на чало регулярным ежегодным плаваниям, пер вый рейс <сов. корабля. В 1927 операции были распространены на Лену, в том же году впер вые посещенную пришедшим с В. сов. парохо дом. Однако, недостаточность и слабость тех нических средств, оставшихся в наследство от дорев. времени, отсутствие специальной орга низации, ведающей вопросами всесторонней подготовки и осуществления операций, и не достаточное внимание .научной стороне дела привели к ряду зимовок судов на обратном пу ти, крупным убыткам и громадной стоимости перевозок, при несколько больших, чем до ре волюции, но все же небольших масштабах гру зооборот^. Только в последние годы начал рез ко подниматься грузооборот на Колыму. В 1932 было завезено уже 10.800 г, тогда как раньше завозилось грузов морем лишь сотни тонн. Ин тересы соц. строительства Якут. АССР, в част ности быстрейшего освоения исключит, бо гатств недр, открытых в бассейне р. Колымы, повелительно требовали постановки морских сообщений с устьями Лены, Индигирки, Колы мы и др. рек сев.-вост. Азии на ту высоту, ка кая была достигнута на зап. участке пути, и поставили вопрос об использовании полярных морей для грузового движения на всем протя жении великого пути от Новой Земли до Бе рингова пролива, от Ленинграда, Мурманска и Архангельска до Владивостока. В этой связи Всесоюзный Арктический ин-т, до этого вре мени работавший над проблемами зап. части сов. сектора Арктики, перенес свою деятель ность на его центр, и вост. части. До 1932 С. М. п. в целом был пройден лишь 4 судами, входившими в состав трех спец. экс педиций: с 3. на В. кораблем «Вега» шведской экспедиции Норденшельда в 1878—79 с зимов кой близ Берингова пролива, в обратном на правлении ледокольными транспортами «Тай мыр» и «Вайгач» Русской Гидрографической экспедиции Сев. Ледовитого океана под коман дой Б. Вилькицкого, в 1914—15, с зимовкой близ мыса Челюскина, и вновь с 3. на В. шку- ной «Мод» экспедиции Р. Амундсена в 1918— 20 с двумя зимовками — близ мыса Челюскина и у о-ва Айона. Первая сов. экспедиция с заданием прави тельства пройти -С. М. п. из Атлантического в Тихий океан в одну навигацию была снаряже на Всесоюзным Арктическим Ин-том в 1932 на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» во главе с проф. О. Ю. Шмидтом. Несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств (отсутствие самолета, опоздание подвоза угля, недостаточ ный ремонт судна), это плавание было успеш но выполнено, при чем корабль, впервые в истории исследования Арктики, обошел с С. архипелаг Сев. Земли. Принципиальное знач. С. М. п. было подчеркнуто тов. И. В. Сталиным, давшим указания скорее закончить исследова ния, овладеть путем и держать его в сохран ности. И с 1932, благодаря огромному внима нию и руководству ЦК ВКП(б) и правитель ства, дело дальнейшего освоения С. М. п. дви нулось с исключит, быстротой — подлинными большевистскими темпами и размахом. 17 де кабря 1932 постановлением СНК СССР ранее разрозненная между различными ведомствами и учреждениями работа по исследованию и экс- плоатации С. М. п. была об’единена образова нием при СНК СССР Гл. Упр. С. М. п.; на не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2