Сибирская советская энциклопедия_Том4

лекций) и несколько раз пытается организо­ вать побег, за что отсылается в отдаленней­ ший район, т, наз. «Максимкип Яр»—юрты на р. Кети. В декабре 1912 бежал в Пб., где при­ нимал участие в работе бюро с.-д. фракции Гос. Думы и в изд. газ. «Правда». В 1913, вы­ данный провокатором Малиновским, С. был арестован и выслан на 5 лет в Туруханский край в с. Монастырское. В 1913 же году был заочно выбран аз ЦК партии и с тех пор бес­ сменно состоял членом Центрального Комите­ та. После Февральской рев., по дороге в Пб., задержался в Красноярске и вместе с группой большевиков разработал план об’единения боль­ шевиков Ср. Сибири. В Пб. много работал как агитатор и пропагандист и в секретариате ЦК по сплочению рядов партии и подготовке Ок­ тябрьской революции. После II с’езда советов С. — председатель ВЦИК. Работал, кроме t o i о, секретарем ЦК партии. С. обладал исключи­ тельной работоспособностью, не даром его на­ зывали «металлический человек». С. пользо­ вался огромным авторитетом и любовью р а ­ бочих масс. В 1919, выступая на митингах, С. заболел гриппом и умер 16 марта. Л и т.: Ленин , В. И . Речь памяти Я. М. Свердлова, Соч . XXIV; Ст алин , И . В О Я- М. Свердлове, „Пролег. Рев “ 924, 11 (34); „Яков Михайлович Свердлов," сб., Л ., 19 .статьи Б. Краевского. Яков Михайлович в ссылке и Чуг ' j u n a . В тюрьмах и ссылке); Крылов . Три года Нарымско "сылки , ,-Бьное Сибири*, Томск, 1923; Косарев, В . Воспоми нания о Нарымской ссылке „Сиб. Огни", 192/, 4; Ш ум яц кий Я к . Турухаика, „Сиб. Огни“ , 1924,5; Егоров, А л . Я М. Свер длов на Урале в 1905, „Каторга и Ссылка", 1928, 5(42); И ванов Б. Яков Михайлович Свердлов, его жизнь и деятельность Г1б., Гос. изд., 1921; Быстрянский, В . Из истории партийной работы в Сиб. в перио/i империалистич. войны (по докумен там и материалам), „Кр. Летопись", Л ., 1924, 1 (агентурные све дения о подпольной работе Свердлова); Фенологически наблюдения Я- М. Свердлова в с., Монастырском, газ. „Воет Сиб. Правда," Иркутск, № 191, от 20 августа 1924. СВЕРДРУП, Отто (1854—1932) — норвежский полярный исследователь, знаток Сев. Ледовито­ го океана, решивший ряд полярных проб­ лем. В экспедиции Нансена к полюсу коман­ довал судном «Фрам», был начальником Вто­ рой норвежской полярной экспедиции (1898— 1902) и экспедиции «Эклипса» для оказания по­ мощи экспедиции Брусилова и Русанова (1914— 1915). Во время зимовки «Эклипса» в 1914 у зап. бер. Таймырского п-ова, благодаря радио­ связи, обнаружил место зимовки «Таймыра» и «Вайгача» (экспедиции Вилькицкого). С. на са­ нях прошел к ней и привел часть экипажа, чтобы переправить ее тундрой в устье Енисея. В 1920 на ледоколе «Святогор» оказал помощь затертому во льдах судну «Соловей Будимиро вич» (ныне «Малыгин»), СВЕРДРУП, Харальд (Swerdrup, Нага№ - норвежец, геофизик, исследователь Арктики. Р. в 1888. Окончил ун-т в Осло по физ.-маг. факультету. В 1916 участвовал в путешествии Амундсена на судне «Мод» через зону сев. по ­ люса к берегам Гренландии; в первый год экс­ педиции пришлось провести зиму 1918—19 у мыса Челюскина в бухте «Мод»; С. уже вполне освоился с работой в полярных условиях, ко. к сожалению, значит, часть его наблюдений за этот год погибла, т. к. noi ибли двое норвеж­ цев, Кнудсен и Тессем, к-рым было поручено доставить материалы наблюдений в Осло. Две последующие зимовки у о-ва Айон (1919/20- и у мыса «Сердце-Камень» (1920/21) дали обиль­ ный научный материал. С. является автором более 50 научных работ на норвежском, анг­ лийском и немецком языках; следует отметить, переведенные на рус. яз., работы С. «Плавание на (Судне «Мод» в водах морей Лаптевых и Восточно-Сибирского», с предисловием П. В. Виттенбурга, Л., изд. Акад. Наук, 1930 и «Во льдах на подводной лодке», Л., 1935. СВЕРДРУПА ОСТРОВ — находится к С. от Енисейского зал. (74°40' с. ш., 79°40' в. долго­ ты). Назван именем норвежского полярного путешественника Отто Свердрупа, впервые от­ крывшего о-в в 1893 (в экспедиции Нансена). О-в имеет кольцеобразную форму, диаметром больше 5 км, с внутренним зал., имеющим вы­ ход на С.-восток. Глуб. зал. в зап. части до 1 ы, а в вост. значит, глубже. Сложен илисто- песчаными отложениями Обь-Енисейского тече­ ния, низкий и почти без растительности. СВЕРХМАГИСТРАЛЬ.—Мощная ж.-д. линия, соединяющая дешевизну перевозок с чрезвы­ чайной провозоспособностью д 1 ассозих грузов. План ГОЭЛРО (1920—21) рассматривал сиб. С., как часть основного транспортного скелета страны, подлежащего социалистической рекон­ струкции и электрификации. С. связывались Москва — Горький — Свердловск — Тюмень— Омск — Кольчугино— Абакан; на линии смяг­ чались наиб, значит, уклоны, применялись мощ­ ные локомотивы и большегрузные вагоны, вво­ дился особый режим движения поездов, соору­ жались вторые и спрямляющие пути и т. д. Стоимость перевозок массовых грузов снижа­ лась в 2,5—3 раза. В декабре *921 IX с’сзд со­ ветов утвердил план ГОЭЛРО, и Совнарком предложил НКПС приступить к подготовке, сверхмагистралкзации гл. ж.-д. направлений (в т. ч. и сибирского). По ряду причин реали­ зация проектов задержалась. Вновь вопросом о сиб. С. занялся в 1927 Гос план СССР, при обсуждении транспортных про­ блем генерального плана развития народного хоз-ва Союза. В связи со строительством Ура­ ло-Кузнецкого комбината становилась необхо­ димой С.: Москва—Кузбасс. Госплан СССР на- шел возможным врем, обойтись реконструкци­ ей сиб. ж.-д. магистрали, без .ее электрифика­ ции, и 15 февраля 1Р29 президиум Госплана СССР включил строительстзо сиб. С. в план первой пятилетки. Было выбрано направление Н.-Сиб. — Курган — Свердловск — Шеморда- ны — Горький — Москва, как наиб, краткое использованием существующих ж.-д. путей) и экономичное. Общий размер затрат по сиб. С. определился ориент. в сумме ок. 220 млн. руб­ лей. В наст, время .сиб. С. осуществляется по­ следовательными этапами, в соответствии с ро ­ стом грузооборота. Пока действует паровая тяга; участок Кузнецк—Н.-Сиб. предполагается электрифицировать. В законченном виде сиб. С. на протяжении от Кузбасса до Москвы бу­ дет двухпутной линией с усиленным техниче­ ским оборудованием (мощные паровозы, тяже­ лые рельсы, автоматическая и полуавтоматиче­ ская блокировка). Первоначальная идея о со­ средоточении транзитного потока сиб. грузов на одной существующей магистрали в наст, время оставлена. Намечена к прокладыванию Юж.-Сиб. магистраль. в. Евр ев й с: ко СВЕРЧКИ (Gryllidae)—сем. насекомых, из от­ ряда прямокрылых; характеризуются слегка сплющенным (сверху вниз) телом, свободной головой с щетинковидными сяжками, органом стрекотания, занимающим у самцов б. ч. пе­ редних крыльев, трехчлениковыми лапками и длинными у обоих иолов хвостовыми нитями (церки); тимпональные (слуховые) органы на голенях передних ног, у самок многих видов— длинный тонкий, наружный яйцеклад. К сем. относятся: обыкновенный в Зап. Сиб. домовый сверчок (Gryllus domesticus L.), живущий в хо ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2