Сибирская советская энциклопедия_Том4
пластинки. Рыбьи шкуры выделываются чаще из лосося. Зи мою надевают широкую, до колен, шубу из собачьего меха (мехом внутрь и наружу). Полы, кроме того, придерживают ся передником „коськой" из тюленьей шкуры. При езде на нартах этот передник защищает нижнюю часть тела. Под шу бой носят род кофты, китайского покроя (ватная или шер стяная); иногда она заменяет шубу в более теплую погоду. Надевают еще нагрудник, подбитый мехом, прямо на тело под рубахой. Наколенники из тюленьей шкуры защищают колени при езде на собаках, на нартах. Девушки на шее но сят воротник из лисьего меха; на грудь и плечи спускаются от него длинные концы, украшенные бусами или бисером. А й н ы ( а й н у ) имеют японский покрой халатов, надевают их несколько, один на другой , летом из крапивной ткани, зи мой из собачьего меха. Шапки японского покроя, соломен ные плоскоконические. У племен т у н г у с о - м а н ь ч ж у р с к о й группы, приамурских, как, напр., у о л ь ч е й, О. не отличается по покрою от гиляцкой. У н е г и д а л ь ц е в вме сто тюленьих более распростр. лосиновые шкуры. У о р о- к о в оленных вся О. по пре- им. из оленьего меха, шубы женские покрываются синим фабричным материалом. С а- м о г и р ы имеют О. из лоси новых и оленьих кож , встре чаются шубы из кабарги. Пе редников не носят, шапочки в виде чепца—одежда, более приспособленная для охот ника. У г о л ь д о в , у жен щин и детей, О. из рыбьих шкур (см. рис. во II т ., стр. 365—367), богато вышитых на спине тонкими рисунками из рыбьей же кожи—яркое ки тайское влияние. Зимою ки тайская черная овечья шуба, крытая выбойчатой материей, или из оленя, ко зули ,к абар ги. Шляпы широкополые со ломенные или войлочные,ки тайскою образца. У орочей еще сильнее китайское влияние на Ю.; на С. больше рас простр. О. из тюленьей шкуры, гиляцкого покроя. У „удэм ( у д э х е й ц е в ) О. состоит из халата, китайского покроя, под поясывается подмышкой узким ремнем; штаны узкие и нако ленники привязываются к ремню; шапочка маленькая, из козьих лап, оторочена мехом выдры. Носят еще белое по крывало в виде капюшона, к-рое закрывает плечи и сзади спу скается углом. Зимняя О .—из ровдуги. Вся О. украшена вы шивками. У м а н е г р о в и о р о ч е й тунгусский характер О. на севере носит черты якутского влияния. Очень изящная и удобная О. т у н г у с а - охотника (эвенка) состоит из ко ротких штанов, туловищных (к ним привязывается набедрен ная часть, к-рую, замочив снегом, легко снять и высушить или переменить), и из кафтана, расшитого узором из бисера, низ обшит мехом оленя с груди. Спереди такой кафтан не сходится, т. к. шьется из цельной шкуры оленя и рукавами служат вывернутые шкуры с ног, и для тепла надевается на грудник, тоже расшитый бисером. Описанный костюм у тун гусов (эвенков) вообще является в наст, время праздничным, обычным же промысловым костюмом является короткая до колен свободного покроя жакетка, сделанная мехом вверх, из оленины. Украшается она только полоской меха. Спереди по лы застегиваются при помощи завязок и не находят одна на другую. Штаны кожаные или из материи и на них наколен ники; шапка—капор. У л а м у т о в , особ, у ж ., кафтан выкра ивается из кусков оленьей шкуры и употребляется нагруд ник. У я к у т о в (с а х а) сказывается в О. рус. влияние; зимнюю О. якуты часто покупают у юкагиров и чукоч. Очень распростр. О. служит „сон“—длинный до колен чекмень, кры тый ровдугой, плисом или др. к.-н. тканью, подбитый мехом заячьим, лисьим или ватой. Летний „сон“ делается из тонкой материи на легкой подкладке. Наиб, бедный носят „сон“ из кобыльей, коровьей или телячьей шкуры; шкуры выделанные, но с шерстью, одеваются на голое тело мехом внутрь. Шьют или покупают „доху*4—большую длинную шубу из оленьего двойного меха; ее называют иногда „сангыях". Сангыях—длин ная, ниже колен, О ., имеет стоячий воротник, фалды меньше, зато буфы на плечах еще выше. Белье—рубаха у женщин длинная, ниже колен, обычно из синей дабы; на ночь сни мается; штаны короткие, кожаные. У к а з а к о в О. для обоих полов—фтаны , у мужчин ино гда кожаные, всунутые в сапоги, рубашка из бумажного хол ста. У женщин рубашки до пят и шьются из пестрой мате рии. Халат из домотканной верблюжьей шерсти, местами за меняется простым татарским бешметом. Очень живописен женский халат с цветочным орнаментом. В кибитках летом халаты снимаются. В зимнее время казаки надевают овчин ные и волчьи тулупы или из конской шкуры, мехом наружу, шубы. У женщин сложный головной убор, конусообразный, сверху покрывается белым полотном или холстом, концы к-ро- го висят сзади; спереди—вышивка из шелка или разных бус. О. остальных турецких племен ( м и н у с и н ц ы , а л т а й с к и е т у р к и , к а р а г а с ы , ч е р н е в ы е т а т а р ы , ш о р ц ы и др.) варьируют по национальностям, сохраняя об щие черты с казакской и якутской одеждой, имеется и мон гольское влияние. С переходом от кочевой, охотничьей ж и з ни к оседлости и земледелию она вытесняется русской евро пейской. Для рыболовства и кедрового промысла шьются ру бахи из грубого холста; ворот круглый, обшитый дабой или< кумачом, надеваются поверх обычной. У женщин платье сза ди волочится по земле, такого же покроя; наплечники богаче расшиты; делается карман под рукавом . Шуба, приспособлен ная к верховой езде, напоминает якутский „сон“ по покрою’, узкая в плечах, в подоле, благодаря отрезной спине и встав ленным клиньям, широкая; ворот круглый; материалом для шуб служат овчины; есть из белки, лисицы, мерлушки, чаще всего малошерстная овчина. У женщин кроме такого же по кроя, только богаче украшенная, есть шуба с прямой спиной, без клиньев в виде мешка, у колен собирается, образуя вни зу волан (сборку); спереди левая пола образует прямоуголь ный выступ. У качинцев встречаются короткие шубы. Б езру кавка носится замужними женщинами. Алтайки носят поверх. шубы „чегэдэк“—длинную безрукавку—обычно из атласа с позументной каймой. Под воздействием процессов перехода на оседлость, с развитием колхозного строительства, за по следнее время алтайки отказываются от чегэдэка, как неудоб ного при работах покроя одежды. Поверх шубы в морозы надевают доху из барловой козлины. Весной и осенью носят суконную накидку, каштан, вроде рус. армяка. Женщины то ж е носят суконные кафтаны, но они шьются, как мужские зимние шубы с клиньями от пояса. На голове женщины но сят особо повязанные платки. Зимние шапки мало отличают ся от мужских, кроются плисом и с околышем из выдры;, предпочитают шапки рус. изделия. Шапки мужские шьются из различных шкур: маральих, козлиных и т. д. В характере О. м о н г о л ь с к и х племен Сиб. ( б у р т ы , т у в и н ц ы ) сказывается монголо-китайское влияние. Нижнее белье у тувинцев *состоит из рубахи (бязевой) с ко сым воротом, и черных, у женщин цветных и коротких, шта нов, зимой из овчин, шерстью внутрь; поверх рубах цветные бязевые халаты: зимой такого же покроя шубы из нагольных или крытых цветной материей ш кур—застегиваются на шее, правом плече н под рукавом слева направо, почему левая пола шире и имеет косой покрой. Шапка монгольского типа: тулья цветная, вышитая, едва выступает над загнутыми квер ху полями, у зимней с тремя лопастями для защиты ими ушей; обычно делается из мерлушки. Обычной верхней зимней О. б у р я т служит овчинная шуба с рукавами, плотно обхватывающими сгиб руки у кисти;, шубы эти обшиваются мехом. Летом мужчины и женщины носят халаты (Забайкалье). Шапки или шляпы украшенные кистью из шелка, конских крашенных волос, конусообразной формы, из шелковой или бумажной ткани; околыш из той же материи и загнутый сзади с разрезом. Зим ой—шапки из мерлушки звериных шкур. Ожерелья, кольца и др. украше ния, распростр. среди многих сиб. народностей, в послед, время постепенно начинают исчезать, а также и националь ные костюмы частично уже заменяются более рациональной и удобной одеждой. Р. М и т у с о в а и Е. О р л о в а . II. О д е ж д а р у с с к о г о н а с е л е н и я Сиб. мало чем отличается в настоящее время от О., носимой в европ. части- СССР. В XVIII и XIX вв. в некоторых местах Сиб. замеча лось характерное разнообразие: сохранялись особенности ор ловских, курских, киевских, харьковских и др. покроев оде жды. Увеличение числа городов, гор. влияние и рост фабрич ного производства О. в европ. части России постепенно приводили к сглаживанию типа О., а мировая война и рев. распространили и углубили этот процесс. До проведения сплошной коллективизации—классовое различие в О. сиби ряка было еще значитель но. О. бедняка (зачастую и середняка), особ, в Зап. Сиб., ткались дома (бб. Т о больская, Томская, Алтай ская губ.); домотканным— холщевым был и азям (верх няя О. из овечьего сукна). Годы гражданской войны усилили посевы льна и ко нопли, повысили употреб ление самодельной одежды. Коллективизация, прибли жение аппарата снабжения к крестьянству дают воз можность, оставив ткаче ство, заменять грубый холст фабричными материалами. Жизнь в окружении туземцев сказывается на характере О. рус . сиб. населения, что очень заметно зимой. Русские бы стро привыкают к самоедской и чукотской О., и повсюду в туземных районах (Бурятия, Якутия, ДВК, Алтай, Север) но сят туземную обувь и украшения (опояски, пояса и т. д.). Меховая шапка „ушанка", „пимы“ (катаная обувь из овечьей шерсти) обычны и на С. европ. части Союза (валенки). О. рабочего населения в Сиб. совершенно схожа с О. рабочих европейской часги СССР. Е. О. III. О д е ж д а п р о м ы с л о в а я . О. промысловая и обувь сиб. промышленников мало отличается от употребляемых в до машнем быту. Верхней О. летом и в начале зимнего промы сла. пока еще нет больших морозов, служит „однорядка". Кроится она из домотканного или фабричного сукна колоко лом , чтобы полы могли далеко запахиваться. Довольно рас пространены легкие ватные куртки и т. наз. азямы из вер блюжьего сукна, а также шабуры. В сильные морозы наде вают овчинные полушубки. Для езды и спанья часто берут с собой дохи и з барловых (козьих) шкурок, шерстью вверх , без подклада, с большим воротником—иногда же собачьи или яманьи дохи. Головным убором летом служит суконный кар^ туз , реж е—поярковая шляпа, зимою—круглая шапка из тол Остяцкая женская, вышитая шерстью, рубашка Остяцкая рубашка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2