Сибирская советская энциклопедия_Том4
Особенностью, характеризующей туземные О., •является их приспособленность к трудовым и климатическим условиям, не лишенная пережит ков в покрое и материале. Исключит, при способленностью отличаются О. самоедов (нен цев), почему этот тип О. географически яв ляется наиб, распростр. в Сев. Азии. Обращают на себя внимание в сев. О. отсутствие застежек, це лостность покроя и ма териал: широкий колпак из оленьего меха с при шитой шапкой и рукави цами дает возможность удобных движений нэ нарте и не пропускает мороза и ветра. Верхо вая езда тунгусов (эвен ков), глубокие рыхлые снега и непроходимые чащи тайги заставляют их делать застежку спе реди, укорачивать О. и делать приспособление— наколенники,к-рые наде- случае надобности сни маются и сушатся. Монгольский и тюркский ■всадники пользуются широкой в сборах руба хой, с ластовицами под мышкой для свободного движения рук, с коротким передом для удоб ства посадки на седло. На туземных О. очень ярко отразилось классовое расслоение населе ния. Большие стада оленей и овец предоставля ли основной материал, а широкая товарность и обмен—возможность роскошных отделок одеж ды. Юж. богачи носили шубы, крытые китай скими шелками, рус. парчей, кашемиром и т. д., украшения пестрят кораллами, перламутром, ра ковинами каури. У бедняков—овчина, ситец, в лучшем случае далемба. Организация колхозов и совхозов, ограничения кулацко-зажиточных элементов, а затем и ликвидация кулачества как класса, отняли у туземных кулаков излишние запасы одежды. Раскрепощение женщин, упразд нение многоженства лишило кулацко-зажиточ- ные элементы возможности держать даровых рабынь для пошивок и выделки украшений. Рев . вызвала вместе с тем и упрощение одеж ды. В тех местах, где население по хоз. укла ду (оседлый быт), мо жет одеваться в еврол. О., среди молодняка вме сто линялых цветных непрочных «форсистых» рубашек и «толстовок» п о я в л я ю т с я зеленые «комсомолки», их мы ви дим на остяках, тунгу сах (эвенках), хакасах, якутах (саха), бурятах, алтайцах, казаках и др. Переход на оседлость, Казакский женский халат к-рый С рев. ПОШеЛ особ. быстро, во многих слу чаях тоже привел к более упрощенным видам одежды. Но иногда старинные О. сохраняются и одеваются в особо торжественных случаях. Необходимо отметить сильное упрощение, а ме стами даже полное исчезновение ритуальной ОДеЖДЫ (КОСТЮМЫ- шаманов). Е. Ор л о в а . Н е н ц ы (самоеды). Материал для их О. дает олень. П ояс ной О. для обоих полов служат штаны из оленьей замши, п р я мого покроя, у женщин часто с нагрудником. Другая О. само едов, типичная в общих чертах для всех коренных народно стей Сиб., похожа по покрою на „кукашку" чукоч; это—ма лица („малипои", „мюн"), род рубашки до колен из мягко вы деланной шкуры молодого оленя, „неплюя", прямого покроя, мехом непременно внутрь. Подол обычно обшивается шку рами собак, лаек, мехом наружу. Имеет пришитый капюшон из двойного, более мягкого меха „пешки" („пыжик"), теленка, мехом внутрь и наружу. Швы малицы часто расшиваются сукном, преим. красного цвета. Приенисейские и асинские самоеды расшивают подобные полушубки-рубахи узорами из меха. К рукавам малиц пришиваются рукавицы с разрезом для вынимания руки. Подпоясывается малица кожаным поя сом, часто украшенным пуговицами или бисером, с подве шенными на цепочках ножами в ножнах, огнивом и т. п. П о верх малицы, чтобы предохранить ее от сырости, надевают „рубашки44, „верхницы" из фабричного материала. Для даль них переездов в морозы поверх малицы надевается сшитая из цельных оленьих шкур, мехом наружу , длинная, прямого покроя О .—„совик4, „сокуй4, „гусь4, „кумыш4 (разные назва ния одной и той же О. по местностям: „гусь“—по Оби к ни зовьям Иртыша, „кумыш"—в Сургутском районе), надевается через голову, как и малица. Капюшон у лица обшит хвостом песца. О. прекрасно противостоит холодным ветрам, предо храняет от мороза, не мешает управлять оленями и нартой. „Гусь41 для охоты и ходьбы на лыжах шьют короткий до ко лен; более нарядный расшивают узорами, шьется из неплюя; у остяков и вогулов такой расшитыи „гусь4 называется „пар ка4. Собственно „паркой" (поннэй) называется самоедская женская шубка, верх из неплюя богато расшит узорами, подкладка часто, особ, у остяков, из беличьего меха, из шкур гусей, лебедей и уток-гагар. На голову женщины надевают род „капора" из пешки, расшитый сукном и узорами; у лица обшит хвостом песца, сзади подвешены медные пластинки разной формы в виде украшения и от ветра , чтобы не под нимал края капора. Белья, обычно, не носят. Предпочитают зимой надевать шкуры прямо на тело,—„лучше греет". Летом та же О ., только дырявая с вылезшим волосом, более про хладная. На вечер и ночь малица снимается; накиды вают на плечи большие шу бы, чаще всего из оленьего меха, иногда с подкладкой птичьего, и такими же шу бами (с разрезом спере ди) покрываются с головой ночью. В о г у л ы (маньсы) и о с т я к и (ар-ях, ась-ях) оленеводы целиком приняли самоедскую одежду. „Ку мыш" (Сургутский район), „ гусь41 (Обь у Березова и низовья Иртыша) широко распространен , его покупа- юттунгусы, зыряне, русские; олений мех иногда заменя ют собачьим. А летом все рыболовы Оби и Иртыша (низовья) имеют такие же сукон ные или брезентовые „гуси", „кумыши4. Зыряне , переселив шиеся в низовья р. Оби, переняли и малицу с некоторым из менением покроя верх, части; носят ее мужчины и женщины, шьют ее более длинной. Остяки и вогулы (мужчины) носят штаны, часто из покупного фабричного материала. Рубахи длинные до колен, прямого покроя, с отложным воротником, с ластовицами подмышками из покупного материала. На во ротник, особ, женских рубах, идет мех белки, лисьих лапок, зайца—продуктов охоты. Поверх рубах накидывают „сак", одежда ниже колен, в виде „халата", прямого покроя, осенью и зимой на подкладке и з птичьего или беличьего меха. Жен ский „сак" украшается бисерными полосками, подол и полы обычно обшиваются мехом выдры. В последние годы вновь обращено внимание н а . искусство остячек, особ, южных (р. Конда), укра иать вышивками рубашки (длиннее мужских). У ч у к ч е й (оленных) материалом служит мех теленка-оле- ня „пыжика", у приморских—тюлень. Штаны тоже двойного меха, шьются без пояса. Верхние надеваются поверх обуви. Рубашка меховая, широкая, прямого покроя, короче колен, по-русски „кукашка4. Чукотская шапка из собачьих лап, ред ко из меха выдры, россомахи. Зимою поверх обычной шап ки надевается капюшон, закрывающий грудь и плечи, б. ч. из волчьего меха (коряки). Пастухи-оленеводы надевают шапку, прикрывающую только лоб и уши; темя остается от крытым. Зимою в холода надевают широкие и длинные „ба лахоны" с капюшонОм. Женская чукотская О. „керкер"— платье, сшитое вместе со штанами; корсаж вырезан низко, и это позволяет вынимать руки из рукавов , очень широких, наружу. Зимою поверх „керкера" надевают „катлейку"—широ кую, прямую О., украшенную кистями из замши. На голове платок. Интересна бывает меховая инкрустация на О. коря ков и чукоч. У алеутов своеобразна „катлейка" из кишек рыб; шьют и „парку4 из птичьих шкурок. Летом шапка из березовой коры с козырьком. Юж. палеазиаты, гиляки, за нимаясь рыбным и тюленьим промыслами, и О. свою шьют из тюленьих, рыбьих и собачьих шкур, наравне с фабричны ми материалами рус. и китайскими. В покрое О. сказывается китайское влияние. Нижнее платье—белье. Летняя О. этим и ограничивается. Женщины же поверх надевают еще род каф тана из синей или серой дабы, иногда из рыбьих шкур. Ру баха и кафтан иногда окаймляются широкой полосой из др. материи, по к-рой нашиваются китайские монеты или медные Чукотская „кукашка" ваются отдельно и в з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2