Сибирская советская энциклопедия_Том4

Особенностью, характеризующей туземные О., •является их приспособленность к трудовым и климатическим условиям, не лишенная пережит­ ков в покрое и материале. Исключит, при­ способленностью отличаются О. самоедов (нен­ цев), почему этот тип О. географически яв ­ ляется наиб, распростр. в Сев. Азии. Обращают на себя внимание в сев. О. отсутствие застежек, це­ лостность покроя и ма­ териал: широкий колпак из оленьего меха с при­ шитой шапкой и рукави­ цами дает возможность удобных движений нэ нарте и не пропускает мороза и ветра. Верхо­ вая езда тунгусов (эвен­ ков), глубокие рыхлые снега и непроходимые чащи тайги заставляют их делать застежку спе­ реди, укорачивать О. и делать приспособление— наколенники,к-рые наде- случае надобности сни­ маются и сушатся. Монгольский и тюркский ■всадники пользуются широкой в сборах руба­ хой, с ластовицами под мышкой для свободного движения рук, с коротким передом для удоб­ ства посадки на седло. На туземных О. очень ярко отразилось классовое расслоение населе­ ния. Большие стада оленей и овец предоставля­ ли основной материал, а широкая товарность и обмен—возможность роскошных отделок одеж­ ды. Юж. богачи носили шубы, крытые китай­ скими шелками, рус. парчей, кашемиром и т. д., украшения пестрят кораллами, перламутром, ра ­ ковинами каури. У бедняков—овчина, ситец, в лучшем случае далемба. Организация колхозов и совхозов, ограничения кулацко-зажиточных элементов, а затем и ликвидация кулачества как класса, отняли у туземных кулаков излишние запасы одежды. Раскрепощение женщин, упразд­ нение многоженства лишило кулацко-зажиточ- ные элементы возможности держать даровых рабынь для пошивок и выделки украшений. Рев . вызвала вместе с тем и упрощение одеж ­ ды. В тех местах, где население по хоз. укла­ ду (оседлый быт), мо­ жет одеваться в еврол. О., среди молодняка вме­ сто линялых цветных непрочных «форсистых» рубашек и «толстовок» п о я в л я ю т с я зеленые «комсомолки», их мы ви­ дим на остяках, тунгу­ сах (эвенках), хакасах, якутах (саха), бурятах, алтайцах, казаках и др. Переход на оседлость, Казакский женский халат к-рый С рев. ПОШеЛ особ. быстро, во многих слу­ чаях тоже привел к более упрощенным видам одежды. Но иногда старинные О. сохраняются и одеваются в особо торжественных случаях. Необходимо отметить сильное упрощение, а ме­ стами даже полное исчезновение ритуальной ОДеЖДЫ (КОСТЮМЫ- шаманов). Е. Ор л о в а . Н е н ц ы (самоеды). Материал для их О. дает олень. П ояс­ ной О. для обоих полов служат штаны из оленьей замши, п р я ­ мого покроя, у женщин часто с нагрудником. Другая О. само­ едов, типичная в общих чертах для всех коренных народно­ стей Сиб., похожа по покрою на „кукашку" чукоч; это—ма­ лица („малипои", „мюн"), род рубашки до колен из мягко вы деланной шкуры молодого оленя, „неплюя", прямого покроя, мехом непременно внутрь. Подол обычно обшивается шку­ рами собак, лаек, мехом наружу. Имеет пришитый капюшон из двойного, более мягкого меха „пешки" („пыжик"), теленка, мехом внутрь и наружу. Швы малицы часто расшиваются сукном, преим. красного цвета. Приенисейские и асинские самоеды расшивают подобные полушубки-рубахи узорами из меха. К рукавам малиц пришиваются рукавицы с разрезом для вынимания руки. Подпоясывается малица кожаным поя­ сом, часто украшенным пуговицами или бисером, с подве­ шенными на цепочках ножами в ножнах, огнивом и т. п. П о­ верх малицы, чтобы предохранить ее от сырости, надевают „рубашки44, „верхницы" из фабричного материала. Для даль­ них переездов в морозы поверх малицы надевается сшитая из цельных оленьих шкур, мехом наружу , длинная, прямого покроя О .—„совик4, „сокуй4, „гусь4, „кумыш4 (разные назва­ ния одной и той же О. по местностям: „гусь“—по Оби к ни­ зовьям Иртыша, „кумыш"—в Сургутском районе), надевается через голову, как и малица. Капюшон у лица обшит хвостом песца. О. прекрасно противостоит холодным ветрам, предо­ храняет от мороза, не мешает управлять оленями и нартой. „Гусь41 для охоты и ходьбы на лыжах шьют короткий до ко ­ лен; более нарядный расшивают узорами, шьется из неплюя; у остяков и вогулов такой расшитыи „гусь4 называется „пар­ ка4. Собственно „паркой" (поннэй) называется самоедская женская шубка, верх из неплюя богато расшит узорами, подкладка часто, особ, у остяков, из беличьего меха, из шкур гусей, лебедей и уток-гагар. На голову женщины надевают род „капора" из пешки, расшитый сукном и узорами; у лица обшит хвостом песца, сзади подвешены медные пластинки разной формы в виде украшения и от ветра , чтобы не под­ нимал края капора. Белья, обычно, не носят. Предпочитают зимой надевать шкуры прямо на тело,—„лучше греет". Летом та же О ., только дырявая с вылезшим волосом, более про ­ хладная. На вечер и ночь малица снимается; накиды­ вают на плечи большие шу­ бы, чаще всего из оленьего меха, иногда с подкладкой птичьего, и такими же шу­ бами (с разрезом спере­ ди) покрываются с головой ночью. В о г у л ы (маньсы) и о с т я к и (ар-ях, ась-ях) оленеводы целиком приняли самоедскую одежду. „Ку­ мыш" (Сургутский район), „ гусь41 (Обь у Березова и низовья Иртыша) широко распространен , его покупа- юттунгусы, зыряне, русские; олений мех иногда заменя­ ют собачьим. А летом все рыболовы Оби и Иртыша (низовья) имеют такие же сукон­ ные или брезентовые „гуси", „кумыши4. Зыряне , переселив­ шиеся в низовья р. Оби, переняли и малицу с некоторым из менением покроя верх, части; носят ее мужчины и женщины, шьют ее более длинной. Остяки и вогулы (мужчины) носят штаны, часто из покупного фабричного материала. Рубахи длинные до колен, прямого покроя, с отложным воротником, с ластовицами подмышками из покупного материала. На во­ ротник, особ, женских рубах, идет мех белки, лисьих лапок, зайца—продуктов охоты. Поверх рубах накидывают „сак", одежда ниже колен, в виде „халата", прямого покроя, осенью и зимой на подкладке и з птичьего или беличьего меха. Жен­ ский „сак" украшается бисерными полосками, подол и полы обычно обшиваются мехом выдры. В последние годы вновь обращено внимание н а . искусство остячек, особ, южных (р. Конда), укра иать вышивками рубашки (длиннее мужских). У ч у к ч е й (оленных) материалом служит мех теленка-оле- ня „пыжика", у приморских—тюлень. Штаны тоже двойного меха, шьются без пояса. Верхние надеваются поверх обуви. Рубашка меховая, широкая, прямого покроя, короче колен, по-русски „кукашка4. Чукотская шапка из собачьих лап, ред­ ко из меха выдры, россомахи. Зимою поверх обычной шап­ ки надевается капюшон, закрывающий грудь и плечи, б. ч. из волчьего меха (коряки). Пастухи-оленеводы надевают шапку, прикрывающую только лоб и уши; темя остается от­ крытым. Зимою в холода надевают широкие и длинные „ба­ лахоны" с капюшонОм. Женская чукотская О. „керкер"— платье, сшитое вместе со штанами; корсаж вырезан низко, и это позволяет вынимать руки из рукавов , очень широких, наружу. Зимою поверх „керкера" надевают „катлейку"—широ­ кую, прямую О., украшенную кистями из замши. На голове платок. Интересна бывает меховая инкрустация на О. коря­ ков и чукоч. У алеутов своеобразна „катлейка" из кишек рыб; шьют и „парку4 из птичьих шкурок. Летом шапка из березовой коры с козырьком. Юж. палеазиаты, гиляки, за ­ нимаясь рыбным и тюленьим промыслами, и О. свою шьют из тюленьих, рыбьих и собачьих шкур, наравне с фабричны­ ми материалами рус. и китайскими. В покрое О. сказывается китайское влияние. Нижнее платье—белье. Летняя О. этим и ограничивается. Женщины же поверх надевают еще род каф­ тана из синей или серой дабы, иногда из рыбьих шкур. Ру ­ баха и кафтан иногда окаймляются широкой полосой из др. материи, по к-рой нашиваются китайские монеты или медные Чукотская „кукашка" ваются отдельно и в з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2