Сибирская советская энциклопедия_Том4
Меньшая практика судостроения Сиб. по сравнению с европ. частью Союза не вырабо тала каких-либо оригинальных типов несамо ходных судов и важнейшим эксплоатационным представителем этого каравана здесь служит деревянная баржа, в конструкцию к-рой, начи ная с 1926, Западно-Сибирское пароходство внесло очень существенные изменения в части конфигурации (ложкообразных) обводов носа и (острой) кормы. Испытав эти суда на прак тике в течение нескольких навигаций, паро ходство повело в дальнейшем их постройку в широких размерах и к началу второй пяти летки на 50% обновило свой несамоходный караван. За последние годы, в дополнение к железному наливному флоту и небольшим енисейским железным лихтерам, на Оби и Ени сее появились крупные железные полурейдо- вые лихтера Комсеверопути с грузопод’емно- стью 2.333 тонны. В качестве побассейновых особенностей сле дует отметить, что характер перевозимых в ени сейском бассейне массовых грузов (окот, не мытая шерсть и каменный уголь), неподходя щих для помещения на паровом пассажирском судне, привел к созданию особого конгломерат ного типа товаро-буксиро-пассажирской груп пы флота, способной выполнять и комбиниро ванную (пассажиры и часть груза на парохо де, а остальной груз на баржах) и обычную товаро-пассажирскую работу без буксирного воза. До 1926 специальных товаро-пассажир ских пароходов Енисей не. имел. Такой же тип пароходов выработан и практикой Амурского пароходства. Кроме того, на Амуре и реках его системы (Шилка, Сунгари, Уссури) до сих пор уцелели небольшие двухэтажные парохо ды американского типа с задним колесом с т. наз. «сухопарыми» машинами высокого давле ния в деревянных корпусах, появление к-рых об’ясняется многочисленностью наносов на ф ар ватере Верхнего Амура и его притоков и суже нием извилистых кривых ходов, стеснявших работу бортовых колес обычных двухколес ных пароходов. На Енисее, наоборот, весьма развит тип винтовых буксирных пароходов. Ори гинальностью ленской эксплоатации можно счи тать своеобразное специальное оборудование особ, пассажирских барж, следующих за паро ходами. В составе вост.-сиб. флота сохранился от т. наз. «Байкальской переправы» Сиб. ж. д. небольшой по размерам (дл. 60,9 м), но высо кой прочности пароход-ледокол «Ангара», гру- зопод’емностью 250 т, с пассажирскими поме щениями на 300 человек. Судно совершает рейсы, в ноябре и начале декабря по Байкалу до Верхне-Ангарска. Обладая машиной в 1.250 инд. сил, пароход при постройке в 1900 на ан глийском заводе «Армстронг и Самьюд» обо шелся со сборкой на месте в 750 тыс. рублей. Другой, значит, лучший и больший по разме рам, байкальский паром-ледокол «Байкал» с машинами в 2.500 инд. сил, принимавший на себя целый состав поездов (в то время 20— 28 вагонов), сгорел в период 'интервенции (см. Ледоколы). Кроме «Байкала» в период импери алистической и гражданской войн в Сиб. по гибли два двухэтажных товаро-пассажирских парохода на Амуре, три в Обь-Иртышской си стеме. Т. о., преобладающим типом товаро- пассажирской группы сиб. флота служит ж е лезное палубное двухколесное двухэтажное (на Ангаре и ,Л ен е—одноэтажное) судно с ма шиной системы «Компаунд», с одним или дву мя пролетными котлами на Оби и Иртыше, с оборотными котлами на Енисее и б. ч. локо мобильными на Амуре. По грузопод’емности и пассажировместимо- сти сиб. флот рентабельнее волжского; особ, это касается судов тюменской постройки Обь- Иртышского и благовещенской Амурского бас сейна. Буксирные пароходы при дл. от 21 до 63 м и при машинах от 80 до 1.000 инд. сил (обь-ир- тыШ'Ский пароход «Красный Пахарь», построен ный на Мотовилихинском заводе в 1893) обла дают различной тяговой способностью, в зави- мости от условий путевой среды (скорость те чения, плотность воды и т. д.). На Оби и Ир тыше, а также по Амуру—в средних плесах— буксиры по 500—700 инд. сил подымают про тив течения 3.500—4.000 т, на Енисее «е более 850 и максимум 1.000 т, а на Ангаре пароходы с машиною в 480 сил нё водят более 600—700 тонн. Почти весь паротепловой флот Сиб. ра ботает на паровых штурвалах. Весь баржевой караван строится в Сиб. на собственных вер фях пароходств, имеющих в этом отношении хороший опыт. Товаро-пассажирский флот Зап. Сиб., строился на верфях казенного Боткин ского завода, Самарского завода (Журавлева), казенного пушечного в Перми (Мотовилиха) и собирался в Тюмени. Амурское пароходство пользовалось работой Боткинского завода, ча стью (машины) завода Кокериль в Бельгии, а перед войной 1914 ориентировалось на Сор мовский завод. Большинство Енисейского фло та куплено и прибыло подержанным из Анг лии и Германии, остальная часть—хоз. сбор ки. Технический флот строился на тех же рус ских, и, в редких случаях, на заграничных за водах. Большинство буксирного флота собра но хоз. способом: корпуса строились парохо- довладельцами в своих мастерских, машины и котлы на заводах: Курбатова, Гуллет, Ятесь, Фицнергампер (в Оосновицах), Добровых и Иабгольц и др., а .паровые штурвалы и шпили на пермском заводе бр. Каменских. Судостроительная верфь в Тюмени, являю щаяся отделением Балтийского завода, выпу скает буксирные пароходы мощностью по 300—400 инд. сил, а также железные сухогруз ные баржи грузопод’емностью по 540 г и 2.300 т и баржи-нефтянки по 1.600 — 2.800 т. Здесь же были собраны теплоходы и лихтера Комсеверопути. Мелкие железные баржи со бираются в мастерских Омска и Н.-Сибирска. Производительность Тюменской судоверфи не значительна и не обеспечивает потребностей флота Зап. Сибири. Судоходство последней испытывает нужду в пассажирских пароходах, мощных буксирах и мелкосидящем флоте для верховьев рек и притоков Оби и Иртыша, до сих пор еще не освоенных судоходством. Непаровой деревянный флот строится на верфях Батуринской (р. Чулым) и Тавдинской (р. Тавда); первая выпускает ежегодно 20—25 судов; вторая—10—15. Отдельные непаровые суда строятся в Тюмени, Омске, Се-нной Ку рье (Томск), на Сосьве и в др. пунктах. За последние годы на всех реках Сиб. в большом количестве строятся моторные катера (мото ры привозные). Их строят рыбохозяйственные организации (Томск), лесные (Красноярск, Н.-Сиб., Тобольск), Гоопароходство (Самусьский, Бобровский, Омский затоны) и др. Новый флот строится с учетом тех условий, в к-рых ему приходится работать в настоящее «ремя, напр., б а рж и снабжаются погрузочно-разгрузочными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2