Сибирская советская энциклопедия_Том4
Особенностью сиб. Р. является их многовод ность. Величины расхода воды гл. Р. Сиб. мо гут быть .сопоставляемы лишь с наиб, мощ ными речными потоками земного шара. В ни зовьях Оби ее максимальный расход оцени вается в 50.000 — 60.000 м3/сек. при ср. годовом расходе ок. 14.000 л»3/сек. Енисей и Лена не уступают Оби по многоводности. На Амуре у Хабаровска в половодье 1905 расход воды до стигал 50.000 м3/сек. Особенностью рек бассей на Лены, а тем более рек крайнего C.-В., яв ляется громадная амплитуда колебания вели чины расхода воды; вследствие промерзаемости рек, зимою величина расхода воды сильно па дает: Вилюй (у Сунтара) 13.000 и 3 м3/сек.; Яна (у Казачьего) 9.200 и 13; Индигирка (у дивных явлений моря, делая их, особенно на C.-В., весьма осложненными и трудно поддаю щимися лредвычислению. Р. Сиб. обладают огромными рыбными богат ствами, еще очень мало освоенными и являют ся мощным, пока потенциальным, источником водной энергии. По предварительным данным Гидроэлектропроекта, лишь на долю Вост.-Сиб. края,приходится 86,4 млн. Kw или 43,2% от об щих запасов водной энергии СССР. Изученность Р. Сиб. оставляет желать еще многого. В наст, время для основных Р. Сиб. мы имеем гидрографические и навигационные карты, но полного гидрологического освеще ния нет ни для одной реки,—имеющиеся до сих пор монографии базируются на недостаточ- «Минск; С в о б б д и ы й т * ! : «Y V 173\ гтг-^Сг- : О В Е Щ Е Н С К Л / А л ^ с а н д ^ о в о ^ ✓ I C j ixanRHfV\. \ / г... ^ ( |хз j Ра1'д А ^ \ Т \< {МСОМОПЬСН Маньч*У5>я1 »гагуевский ' ° НгО ль0 [жшкар cipOrtym Условные обозначения Государственные границы Жел. дор- существующие _ * * строющ. а, Важнейшие грунтовые дорог» • • речные пристани Првдоажительиость навигации в днях Границы земледелия • Таоань1 ■ УсруРийс?и<! •^ЛМИВОСТО! « Муклень 123 Майор-Крест) 18.000 и 0; Колыма (у Средне- Колымска) 16.500 и 53. Направляясь по преим. с Ю. на С., гл. Р. Сиб. несут в сев. полярные моря огромные количе ства. тепла. Обь, напр., за 1929 дала количество тепла, могущее расплавить 68 км 3 льда, т.-е. ледяное иоле размерами: 68 X 1.000 X 0,001 км. Максимум тепла был дан за июнь: 2,08.1015 больших калорий, что является достаточным для расплавления 28 км3 льда. Устья Р. С. имеют различный характер. Обь, Таз, Енисей, Таймыра, Хатанга впадают в гро мадные, по нескольку сот км длины, со внут ренней дельтой в вершине, губы. Огромная Та- зовская губа, не соответствующая размерам р. Таз, повидимому, прежде была устьем Енисея. Амур и Анадырь имеют устья лиманного типа. Лена и Р. крайнего С.-В. (за исключением Ко лымы) образуют дельты, выходящие прямо в море. Мощное влияние Р. Сиб. на прибрежные воды сев. полярных морей сказывается не толь ко в известном отеплении поверхностной воды и в более раннем и интенсивном таянии при брежного ледяного покрова, но оно вносит существенные изменения в режим приливо-от- ном наблюдательном материале и являются лишь первым приближением. Как водные пути, Р. Сиб. используются почти исключит, в их естественном состоянии, с очень ограниченны ми водно-мелиоративными работами на отдель ных участках (см. Водные пути). Искусствен ных щодных путей в Сиб. нет. Обь-Ен,исейюкий канал, соединявший р. Кеть с р. Кае, заброшен (см. Обь-Енисейский водный путь). Р. Сиб. явились основными путями колониза ции и заселения Сибири. Древний путь бело морских поморов шел: морем—из Архангельска на Югорский Шар, далее волоком через Ямал в Обскую и Тазовскую губу (Мангазея). Су шей — по Ижме или Печоре на Собь к Обдор- ску, или по Каме—Вишере—Лозьве—Тавде— Тоболу. Путь казаков-завоевателей Сиб.: Чусо- вая—Тагил—Тура—Тобол—Иртыш. Из Обской губы ходили морем в Енисейскую и в устье р. Пясины. Др. путь из Обской губы: Турухан— Енисей — Н. Тунгуска — Вилюй — Лена и Н. Тунгуска — Лена (к Киренеку). Далее на В.: Оленек — Яна — Индигирка — Колыма — Ча- унская губа. Дальше морем: Берингов пролив и устье Анадыря. Колыма — М. Анюй — Ана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2