Сибирская советская энциклопедия_Том4

(Красноярск, Барнаул, Чита) имели в деревнях свои кружки и вели массовую агитацию, вы­ пуская воззвания к крестьянам. Читинский к-тет обратился с рядом воззваний к крестьянскому, казачьему и бурятскому населению Забайкалья, в частности с призывом к захвату кабинетских земель. В ноябре он провел и отпечатал обра­ щение совета солдатских и казачьих депутатов читинского гарнизона к казачьему населению Забайкалья, где призывал к захвату всех казен­ ных и монастырских земель и земель «самого богатого в России барина, самого богатого куп­ ца и фабриканта» — царя. При помощи бурят­ ской учащейся молодежи воззвания Читинского к-тета переводятся на бурятский язык. На схо ­ дах крестьянского, казачьего и бурятского на­ селения выносятся требования о созыве учре­ дительного собрания, о передаче крестьянам кабинетских земель, об отмене натуральных повинностей и т. д. Казаки требуют упраздне­ ния особ, казачьего сословия и т. д. Происхо­ дят самовольные порубки в кабинетских лесах. В Прибайкалье крестьяне захватили Тыргетуев- ское имение, принадлежавшее кабинету, и архи­ ерейские рыбные тони 'на Байкале. Крестьян­ ское движение докатилось до самых глухих углов Киренского уезда. Ж.-д. пролетариат ока­ зывает свою помощь Р. д. в деревне. Так, напр., боевая дружина зиминских ж.-д. рабочих осво­ бодила арестованных полицией организаторов крестьянского митинга в с. Кимельтей. В Ени­ сейской губ. крестьянское движение наиб, ши­ роко охватило Минусинский у. и сев. волости Канского у. (Тасеевская, Рыбинская), к-рые впоследствии явились видными центрами пар­ тизанского движения 1918—19. Все села Троиц- ко-Заозерской вол. Канского у. постановили «упразднить» станового пристава и урядника, отказали в подаче им лошадей и т. д. На ка­ бинетских землях Алтайского горного окр. в Томской губ. Р. д. вылилось в своеобразную форму аграрного движения (см.), ввиде «лесных бунтов». Движение носило стихийный характер. Значит, агитационную роль сыграла «крестьян­ ская опорная группа» Барнаульского соц.-дем. к-тета. Крестьяне громили кабинетских лесни­ чих, избивали и прогоняли лесных об’ездчиков, отказывались платить налоги. В базарный день в уездном городке Змеиногорске с’ехавшиеся крестьяне разгромили полицейское управление, купеческие лавки, винный склад. Для усмире­ ния крестьян были вызваны войска, местами происходили целые сражения. С.-р. не имели никакой связи с этими вспышками крестьянской революции. Неудачная война с Японией и Р. д. пролета­ риата пробудили также рев. активность нацио­ нальных меньшинств Сибири. Бурятская, якут­ ская, хакасская и ка'закска.я интеллигенции проводят национальные с’езды, на к-рых фор­ мулируются требования национально-культур- ной автономии (национальная школа на родном языке, свобода вероисповедания, национальное земство, представительство в гос. думе, упразд­ нение рус. полиции). Все эти требования носят не рев., а либеральный характер. Туземная бед­ нота еще не видит близости своих интересов к пролетариату и идет за туземной буржуазией, вышедшей из рядов родовой аристократии (баи, тойоны) и выступающей от лица всего народа. Велико влияние туземного духовенства (муллы, ламы, ярлыкчи). Основываясь на указе о веро­ терпимости, с’езд крещеных тункииских бурят постановил вернуться в ламайскую веру. Среди ойротов в 1904—05 возникает нац.-освободи­ тельное движение в религиозной оболочке (см. Бурханизм). Руководимые своими зайсанами, они ограничиваются ходатайствами о разреше­ нии «белой веры» (бурханизм), выбора их пред­ ставителя в Гос. Думу, отмене земельных огра­ ничений, устройстве начальных и профессио­ нальных школ и т. д. (Ябагаяский с ’езд 20 ян­ варя 1906, тайное ночное собрание бурхани- стов 14 мая 1907 в Усть-Кане с посылкой «пети­ ции» приставу). Меньше всего религиозный мо­ мент выдвигается у хакасов. Их с ’езды в Аскы- зе и Усть-Абакане остро выдвинули земельный вопрос (протест против рус. колонизации) и также формулировали требование националь­ ного земства и национально-культурной авто­ номии. Движением хакасов руководит нацио­ нальная интеллигенция, вышедшая из среды родовой аристократии (Н. И. Окунев), при под­ держке и содействии местной либеральной и народнической рус. интеллигенции (проф. А. А. Ярилов (см.), впоследствии коммунист, писарь Н. И. Иссорцев). Все национальные с ’езды со­ ставляют петиции о прекращении наплыва рус. переселенцев на земли, принадлежавшие раньше туземцам. На Каркаралинском с’езде казахов, во время ярмарки, текст петиции был покрыт 14.500 подписями. Буряты захватывают обратно отнятые у них земли, закрывают волостные правления и бойкотируют рус. администрацию, выдвигая на общественные должности своих выборных. На своих сходах они выносят до­ вольно скромные либеральные пожелания, к-рые в большинстве случаев не идут дальше требо­ вания упразднить крестьянских начальников и восстановить нац. самоуправление по закону 22 июля 1822. Организованный якутской бур­ жуазией «Союз якутов» требовал перехода всех казенных, церковных и др. земель в руки яку­ тов, подкрепляя это требование отказом от уплаты налогов и бойкотом представителей власти. Выставляя это требование, тойонатская буржуазия стремилась укрепить свой автори­ тет, не давая, однако, массе никаких гарантий разрешения земельного вопроса в ее интере­ сах. С наступлением реакции туземная буржуа­ зия снова вступает в тесное сотрудничество с царской администрацией. Национальный про­ летариат еще слаб и распылен, и только отдель­ ные группы его принимают более активное уча­ стие в Р. д., ;выступая вместе с руо. товарищами. Как и во всей стране, после первого разгрома Р. д. в конце 1905 и начале 1906 в Сиб. проле­ тариат проявил еще достаточно рев. энергии для того, чтобы быстро оправиться после пора­ жения и продолжать борьбу. Благодаря этому Сиб. соц.-дем. союз к лету 1906 смог не только восстановить, но и значит, укрепить свои под­ польные организации. Были восстановлены и за ­ работали с большой производительностью под­ польные типографии (см.). Несмотря на офи­ циальный «нейтрализм» союза, более резко опре­ деляется большевистский или меньшевистский характер отдельных сиб. организаций. Больше­ вистским центром Сиб. остается Красноярск, пролетариат к-рого наиб, стойко хранит боевые традиции 1905. В Чите Р. д. ослабло. В Омске, неуспевшем еще проявить себя в 1905, также складывается крепко связанная с рабочей мас­ сой большевистская организация (К. А. Попов (см.), Шанцер, Куйбышев (см.) и др.). Омск ста­ новится партийным ц. Зап. Сиб., в 1907 здесь созывается Зап.-Сиб. соц.-дем. конференция. Большевики не распускают своих боевых дру­ жин, к-рые под партийным контролем проводят ряд экспроприаций. В то же время разгром массового Р. д. вызвал в Сиб., как и в др. частях страны, проявление среди некоторой ча­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2