Сибирская советская энциклопедия_Том4
(Красноярск, Барнаул, Чита) имели в деревнях свои кружки и вели массовую агитацию, вы пуская воззвания к крестьянам. Читинский к-тет обратился с рядом воззваний к крестьянскому, казачьему и бурятскому населению Забайкалья, в частности с призывом к захвату кабинетских земель. В ноябре он провел и отпечатал обра щение совета солдатских и казачьих депутатов читинского гарнизона к казачьему населению Забайкалья, где призывал к захвату всех казен ных и монастырских земель и земель «самого богатого в России барина, самого богатого куп ца и фабриканта» — царя. При помощи бурят ской учащейся молодежи воззвания Читинского к-тета переводятся на бурятский язык. На схо дах крестьянского, казачьего и бурятского на селения выносятся требования о созыве учре дительного собрания, о передаче крестьянам кабинетских земель, об отмене натуральных повинностей и т. д. Казаки требуют упраздне ния особ, казачьего сословия и т. д. Происхо дят самовольные порубки в кабинетских лесах. В Прибайкалье крестьяне захватили Тыргетуев- ское имение, принадлежавшее кабинету, и архи ерейские рыбные тони 'на Байкале. Крестьян ское движение докатилось до самых глухих углов Киренского уезда. Ж.-д. пролетариат ока зывает свою помощь Р. д. в деревне. Так, напр., боевая дружина зиминских ж.-д. рабочих осво бодила арестованных полицией организаторов крестьянского митинга в с. Кимельтей. В Ени сейской губ. крестьянское движение наиб, ши роко охватило Минусинский у. и сев. волости Канского у. (Тасеевская, Рыбинская), к-рые впоследствии явились видными центрами пар тизанского движения 1918—19. Все села Троиц- ко-Заозерской вол. Канского у. постановили «упразднить» станового пристава и урядника, отказали в подаче им лошадей и т. д. На ка бинетских землях Алтайского горного окр. в Томской губ. Р. д. вылилось в своеобразную форму аграрного движения (см.), ввиде «лесных бунтов». Движение носило стихийный характер. Значит, агитационную роль сыграла «крестьян ская опорная группа» Барнаульского соц.-дем. к-тета. Крестьяне громили кабинетских лесни чих, избивали и прогоняли лесных об’ездчиков, отказывались платить налоги. В базарный день в уездном городке Змеиногорске с’ехавшиеся крестьяне разгромили полицейское управление, купеческие лавки, винный склад. Для усмире ния крестьян были вызваны войска, местами происходили целые сражения. С.-р. не имели никакой связи с этими вспышками крестьянской революции. Неудачная война с Японией и Р. д. пролета риата пробудили также рев. активность нацио нальных меньшинств Сибири. Бурятская, якут ская, хакасская и ка'закска.я интеллигенции проводят национальные с’езды, на к-рых фор мулируются требования национально-культур- ной автономии (национальная школа на родном языке, свобода вероисповедания, национальное земство, представительство в гос. думе, упразд нение рус. полиции). Все эти требования носят не рев., а либеральный характер. Туземная бед нота еще не видит близости своих интересов к пролетариату и идет за туземной буржуазией, вышедшей из рядов родовой аристократии (баи, тойоны) и выступающей от лица всего народа. Велико влияние туземного духовенства (муллы, ламы, ярлыкчи). Основываясь на указе о веро терпимости, с’езд крещеных тункииских бурят постановил вернуться в ламайскую веру. Среди ойротов в 1904—05 возникает нац.-освободи тельное движение в религиозной оболочке (см. Бурханизм). Руководимые своими зайсанами, они ограничиваются ходатайствами о разреше нии «белой веры» (бурханизм), выбора их пред ставителя в Гос. Думу, отмене земельных огра ничений, устройстве начальных и профессио нальных школ и т. д. (Ябагаяский с ’езд 20 ян варя 1906, тайное ночное собрание бурхани- стов 14 мая 1907 в Усть-Кане с посылкой «пети ции» приставу). Меньше всего религиозный мо мент выдвигается у хакасов. Их с ’езды в Аскы- зе и Усть-Абакане остро выдвинули земельный вопрос (протест против рус. колонизации) и также формулировали требование националь ного земства и национально-культурной авто номии. Движением хакасов руководит нацио нальная интеллигенция, вышедшая из среды родовой аристократии (Н. И. Окунев), при под держке и содействии местной либеральной и народнической рус. интеллигенции (проф. А. А. Ярилов (см.), впоследствии коммунист, писарь Н. И. Иссорцев). Все национальные с ’езды со ставляют петиции о прекращении наплыва рус. переселенцев на земли, принадлежавшие раньше туземцам. На Каркаралинском с’езде казахов, во время ярмарки, текст петиции был покрыт 14.500 подписями. Буряты захватывают обратно отнятые у них земли, закрывают волостные правления и бойкотируют рус. администрацию, выдвигая на общественные должности своих выборных. На своих сходах они выносят до вольно скромные либеральные пожелания, к-рые в большинстве случаев не идут дальше требо вания упразднить крестьянских начальников и восстановить нац. самоуправление по закону 22 июля 1822. Организованный якутской бур жуазией «Союз якутов» требовал перехода всех казенных, церковных и др. земель в руки яку тов, подкрепляя это требование отказом от уплаты налогов и бойкотом представителей власти. Выставляя это требование, тойонатская буржуазия стремилась укрепить свой автори тет, не давая, однако, массе никаких гарантий разрешения земельного вопроса в ее интере сах. С наступлением реакции туземная буржуа зия снова вступает в тесное сотрудничество с царской администрацией. Национальный про летариат еще слаб и распылен, и только отдель ные группы его принимают более активное уча стие в Р. д., ;выступая вместе с руо. товарищами. Как и во всей стране, после первого разгрома Р. д. в конце 1905 и начале 1906 в Сиб. проле тариат проявил еще достаточно рев. энергии для того, чтобы быстро оправиться после пора жения и продолжать борьбу. Благодаря этому Сиб. соц.-дем. союз к лету 1906 смог не только восстановить, но и значит, укрепить свои под польные организации. Были восстановлены и за работали с большой производительностью под польные типографии (см.). Несмотря на офи циальный «нейтрализм» союза, более резко опре деляется большевистский или меньшевистский характер отдельных сиб. организаций. Больше вистским центром Сиб. остается Красноярск, пролетариат к-рого наиб, стойко хранит боевые традиции 1905. В Чите Р. д. ослабло. В Омске, неуспевшем еще проявить себя в 1905, также складывается крепко связанная с рабочей мас сой большевистская организация (К. А. Попов (см.), Шанцер, Куйбышев (см.) и др.). Омск ста новится партийным ц. Зап. Сиб., в 1907 здесь созывается Зап.-Сиб. соц.-дем. конференция. Большевики не распускают своих боевых дру жин, к-рые под партийным контролем проводят ряд экспроприаций. В то же время разгром массового Р. д. вызвал в Сиб., как и в др. частях страны, проявление среди некоторой ча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2