Сибирская советская энциклопедия_Том4
ганизуются педагогические общества. Интерес но отметить национальный момент в трофее, и рев. движении бурятских П. в 1905—06. В мае и августе 1906 в Иркутске состоялось два с’ез- да учителей—"бурят, об’единившихся в нацио нальный профес.-политический союз со след, задачами: «1) способствовать национальному возрождению бурят; 2) способствовать про» свещению бурят в широком смысле слова; 3) национализировать школу и 4) добиваться национального самоопределения и автономии». Союз находился под большим влиянием бур жуазных националистов. Он высказался за сво боду совести в отношении преподавания рели гии, но одновременно поддержал распростра нение буддизма, как «шаг вперед» по сравне нию с шаманством. Союз был задавлен реак цией. После Февральской рев. бурятские П. повторили свои требования о национализации школы на с ’взде в Иркутске в мае 1917. Здесь уже наметилось пролетарское течение, проти востоявшее буржуазному национализму. Но только пролетарская диктатура и организация Б.-М. АССР окончательно разрешили эти во просы. После Февральской рев. создаются учи тельские союзы в различных городах Сиб., а 25 мая 1917 в Омске на с’езде учителей Зап. Сиб., положено начало обл. учительскому сою зу. Учительские союзы пытались освободить школу от бюрократической рутины, (пересмат ривали программы преподавания и т. д. Гла- . венствовали в союзах в этот период -меньшеви ки и с.-р. Октябрьская революция расколола П. на 2 лагеря. Значит, группы П. с энтузиаз мом выражали готовность работать с Совета ми. Меньшевики и с.-р., руководившие союза ми П., восстанавливали союзы против Советов, используя лозунги борьбы за «независимость» школы от государства. Борьба разгоралась во- ■ круг постановления Наркомпроса о перестрой ке школьной системы и проверке педагогиче ского персонала через комиссии из представи телей рабочих и просвещенцев. Меньшевики и с.-р. призвали П. к бойкоту этих комиссий. Но, когда под их давлением I делегатский с’ёзд- учителей Томской губ. в мае 1918 заявил: «де креты А. В. Луначарского нарушают принципы демократизации и автономии школы», с мест раздались протесты сел. просвещенцев. В горо дах образуются рев. группы П., к-рые выступа ют против саботажников. Контр-революция пре рвала начавшуюся в 1918 советизацию школы; сторонники большевиков подверглись преследо ваниям. Бессильное меньшинстско-эсэровское Зап.-Сиб. Бюро Союза П. провело с 20 июля по 1 августа 1918 второй с’езд, трусливо обо шедший политические вопросы. Союзные журн.: «Енисейский Учитель» (Красноярск) и «Заря Трудовой Школы» (Омск) отразили на своих страницах идеологич. кризис сиб. учительства. После восстановления сов. власти в Сиб. ор ганизуются в 1920 губ. и уездные отделы «Рвс- сийского Союза работников просвещения и соц. культуры» (он включал и работников искусств —см. Рабис). Развитие народного образования вызвало рост числа членов союза (в тыс. чел.): в 1921—43,1 (обязательное членство), 1922—16 (добровольное членство), 1925—27,3, 1929—41,3 (при охвате членством 90,4% всех работающих). В 1925 Союз перестроился по окр. сист., про вел окр. с’езды, организовал Краевой отд. (Н.- Сибирск). Краевые с’езды состоялись 22 ноября 1925, 20 ноября 1926, 25 ноября 1928. В 1930 Сиб. краевая организация разделилась на Зап.- Сиб. и Вост.-Сибирскую. Зап.-Сиб. краевая организация П. в 1934 (на 1 марта) обслуживала 66,8 тыс. работающих, из них 1,4 тыс. не имели права быть членами (работающие по трудодням), из остальных со стояло в Союзе 56,4 тыс. или 84,4%. Краевой к-тет П., руководивший перестройкой союза, проявил правый оппортунизм, вследствие чего был распущен постановлением Крайкома ВКП(б) и Крайсовета профес. союзов. Чрезвы чайный краевой с’езд П. 3 сентября 1931 одоб рил этот роспуск и выбрал новый комитет. Ударничеством и соцсоревнованием к началу 1933 было охвачено ок. 30% работающих .Члены Союза участвовали в культурно-массовой рабо те колхозов, особ, в посевных и уборочных кампаниях. Союз» имел 4 клуба (Омск, Бийск, Черепаново, Минусинск). Крайотдел П. вместе с КрайОНО изд. ежемесячный журн. «Просве щение Сибири». При краевом отд. существовали секции научных работников, дошкольных и работников политпросвета и два бюро—пролет, студенчества и физ. культуры. Значит, успех дали мероприятия по улучшению соц. бытовых условий П. (жакты, столовые, распределители, огороды). В пригородных хоз-вах П. в 1933 было засеяно более 400 га. Бюджет Краевого отд. по членским взносам (централизованные средства) в 1933 достиг 1.060 ткс. руб. и одно процентные отчисления в местные к-теты (рас ходуются на местах) в 750 тыс. рублей. На куль- турно-массовую работу израсходовано ок. 80 тыс. руб., на соц.-быт. мероприятия 120 тыс. Вост.-Сиб. Краевой Отд. П. об’единял на 1 января 1934—20.249 человек. Районных к-тетов по краю 76, низовых ячеек (месткомов, селько- мов и профуполномоченных) 1.424. Союз имеет 2 клуба (в Красноярске и Иркутске). Совмест но с отделом народного -образования издается журнал «Культфропт». После разукрупнения профсоюзов в конце 1934 в Зап. и Вост. Сиб. образовались краевые правления 4 новых союзов со след, числом работающих (в тыс.); 1) работников высшей .школы и научных учреждений — 3 и 2; 2) на чальной и средней школы РСФСР — 40,6 и 18,5, 3) дошкольных учреждений — 11 и 3,3,4) полит- просветучреждений— 9,4 и 5,5. в. ш. ПРОСО (Panicum miliaceum L.)—годнолетний культурный злак с метельчатым соцветием и во лосистыми стеблями и листьями. Родина П.— Центр. Азия. П.—древнейшая аборигенная куль тура Сибири. В послед ние годы П. занимало в Зап. Сиб. 6,0—6,5% всей посевной площади. В отдельные годы посев ная площадь П. резко меняется. Обычно пос ле неурожайных лет по севы П. -сильно возра стают, затем постепен но уменьшаются, будучи вытесняемы более цен ными товарными куль турами, в первую оче редь, пшеницей. П. яв ляется культурой пре- им. южных засушливых степных районов, хотя скороспелые сорта (бурятское П.) хорошо уд а ются и в более сев. лесостепных и даже под таежных районах. П. используется, гл. обр., на крупу (пшено) и как корм скоту. Хлеб из П. получается плохой. Экспортного знач. не име ет. Сортов П. очень много. Практически эти сорта разделяют на три группы: пониклое, раз весистое и комовое. Внутри групп выделяются формы, отличающиеся по типу семян (круп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2