Сибирская советская энциклопедия_Том4
сейна Сев. Полярного м.—является отсутствие в ней омуля (см.), как рыбы весьма требователь ной к кислородному балансу водоема. По гидрологическому режиму и, в связи с ним, по распределению ихтиофауны бассейн О. можно разделить на 3 части: верхнюю—от сли яния р. Бии с Катунью до устья р. Чулыма, среднюю—от устья р. Чулыма до с. Чемаш и низовую—Березовско-Обдорский район с юж. частью Обской губы. 1) Отрезок верхней О. характеризуется сравнительно быстрым тече нием, нормальным газовым режимом и является основным районом нереста ценных пород ры бы бассейна О.—осетровых и лососевых. Про ходные рыбы: осетр, нельма, сырок и муксун в этом участке имеют гл. нерестилища. Др. рай оны нерестилищ проходных рыб расположены в горных реках Урала (р. Щучья, Сосьва, Сыня и др.) или в верх, части Иртыша. В верх, части О. обитают также свойственные рекам Сев. По лярного бассейна рыбы: стерлядь, таймень, ле нок, хариуз и речная форма сига. В притоке верх, участка О.—Томи встречается манерка-ту гун, свойственная в бассейне О. др. притоку Сосьве и известная здесь под именем— сосьвин- ской сельди (см.). 2) Средняя часть О. подвер гается зимой сист. замору. Поэтому ценные пром. рыбы бассейна О. встречаются здесь в пе риод хода к местам летнего нагула или нереста с июня по октябрь. Для нагула служат обшир ные водоемы долины реки Оби — сора (см.), особ, крупные и многочисленные в районе Бе резова. Постоянно обитающими в ср. течений О. рыбами являются плотва—чебак, елец, язь, карась, щука, окунь и ерш. В зимний период эти виды уходят из заморных зон в реки и протоки, остающиеся не охваченными замором, или скапливаются у «живцов», т.-е. у незамер зающих благодаря ключам участков реки. Со отношение видов рыбы в уловах Зап.-Сиб. час ти О. по данным 1931: осетр—1,1%, стерлядь— 2,3%, нельма—0,9, муксун—1,1, сырок—0,8, язь— 16.0, щука—18,3, налим—6,2, карась—8,1, чебак— 25.0, окунь—3,9, елец—7,1, ерш—0,1, мелочь— 9,1%. В уральской части О. процент ценных проходных видов рыбы поднимается до 15. Ос новные пром. орудия в ср. О.—стрежевые нево да, ставные сети, атармы, запоры соров и про ток. Значит, роль играет также здесь зимний пром. на живцах, носящий название «духового». Обработка рыбы сводится к посолу, доставке в мороженом виде и с 1930 консервированию в банках на Самаровском рыбоконсервном за воде. 3) Низовая часть О., входящая в Бере зовско-Обдорский район, характеризуется ши роким развитием долины, где р. образует мно гочисленные пойменные водоемы (сора). В со ра устремляются весной проходные рыбы: нельма, муксун, сырок и пыжьян, зимующие в сев. частях дельты и в Обской губе. Этот ве сенний ход лососевых в р. называется «воньзь» и является наиб, добычливым периодом низо вого промысла. Сора — места пастбищ не толь ко ценных видов рыбы О., но и частиковых по род. При спаде вод в августе — сентябре рыба покидает сора, переходя в реку. Выходы из со ров перегораживаются запорами, и пром. ска тывающейся из соров рыбы именуется «соро- вым». В дельте О. на летний период остаются молодые неполовозрелые особи лососевых. От мели дельты, на к-рых они нагуливаются, но сят название салмов (см.), а летний промы сел на них—салмового промысла. В уловах ни зовьев О. повышается колич. лососевых (40%). Горные лев. притоки О.—Щучья, Сосьва, Сы ня, Вакар и др. служат местами нереста сиго вых рыб О., заходящих осенью в эти реки. С 1930 рыбному хоз-ву низовьев О. удаляется большое внимание (см. Рыбное хозяйство) и кустарные формы добывающего пром. замене ны рыбной пром-стью на высокой технической базе. По линии обработки рыбы произведена также реконструкция хозяйства. Вместо кустар ных консервных мастерских действуют, кроме Самаровского завода, консервные фабрики в Обдорске и в дельте Оби. Товарная часть уло ва на р. О. определяется в 350—400 тыс. ц, а валовая в 500—550 тыс. центнеров. Уменьшение в уловах ценных видов рыбы (лососевых и осет ровых) вызывает необходимость в рыбоводных мероприятиях и в регулировании промысла. Для осуществления первой задачи с 1929 на О. в районе устья Томи действует рыбоводная ст., занимающаяся искусственным оплодотворением муксуна и сырка. С 1932 приступлено к строи тельству в этом районе мощного рыбоводного завода производительностью в 300 млн. икры лососевых. В районе уральских горных рек, где концентрируются нерестилища сиговых, с 1933 организуются рыбоводные станции. Научно-ис следовательскую работу на О. осуществляют: Зап.-Сиб. отд. Всесоюзного научно-исслед. ин-та озерно-речного хоз-ва и Тобольского отд. Все союзного научно-исследовательского института МОРСКИХ ВОДОемОВ. а . Б е р е з о в с к и й . Покрытая полгода льдом, а в низовьях и долыце, О. на С. течет в мало населенной местности и имеет выход в Карское море. Бла годаря обширности бассейна, водоносности и удовлетворительным судоходным качествам, О. имеет огромное знач. и для транспорта и для хозяйства. По воему протяжению О. жители прибрежных сел занимаются рыболовством, во многих районах служащим почти единствен ным источником их существования. В' лесной зоне течения О. развиты заготовка и сплав леса, кедровый промысел и охота, в юж. райо нах ж. д.—земледелие и скотоводство. С верх, течения по О. перевозятся хлеб, шерсть, мас ло, лен, с ниж.—лес, а из Иртыша транзитом соль и нефтепродукты. Ниж. течение О. уча ствует, гл. обр., в развитии внешней торговли путем импортных перевозок за границу через Новый Порт в устье О. (см. Карская экспеди ция). Общие перевозки грузов Обского бассей на (без Иртыша) выражались в тыс. тонн: для 1913—596, в 1923—124, 1924—148, в 1925—168, в 1929—650, в 1930—685, в 1931—812 и в 1932— 885. Перспективы развития обского грузообо рота в связи с индустриализацией Зап.-Сиб. края чрезвычайно велики, и перевозки на ко нец 2-го пятилетия, не считая особых («урало кузбасских» углерудных) грузов, предусматри ваются в пределах от 3 до 5 млн. тонн. Транс портное значение О. значит, усилится с осуще ствлением проекта Урало-Кузбасского водного пути, обуславливающего возможность перевоз ки грузов из Кузбасса до Камы и обратно. О.—судо’ходна на всем протяжении от слия ния Бии с К'атунью до устья. Верх, участок О. (от начала до Барнаула) характеризуется из вилистостью фарватера, сравнительно узким руслом, обилием мелей и перекатов. После спа да вод, при снижении глуб. до 70 и до 60 см, движение больших судов до Бийска прекра щается и даже затрудняется для облегченного типа пароходов. Поэтому на участке Бийск — Барнаул работают пароходы с осадкой не свыше 55 см. Участок Барнаул — Томь наиб, оживлен по пассажирскому движению и то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2