Сибирская советская энциклопедия_Том4
живались не только благодаря наличию силь ных военных команд, но и благодаря земель ным просторам Сибири. Закрепощенные рабо чие находили подспорье и приработки в соб ственном сельском хозяйстве. Наиб, активная часть недовольных и преследуемых опасалась бегством в «Камень», в горы и леса, недосягае мые для начальства. На горных и винокурен ных заводах и на текстильных фабриках каж дую весну повторялись сезонные побеги. Побе ги становятся в этот период основным проявле нием классовой борьбы сиб. рабочих. >В частной золотой 'пром-сти побеги и открытые массовые уходы с работ законтрактованных рабочих уже переплетаются со стихийными стачками. Золо топромышленники отвечают вызовом войск, об лавами на бежавших и передачей их военному суду с его обычными каторжными приговорами. Организованного руководства борьбой рабочих еще нет. Вспышки стихийного возмущения ча сто выражались в физической расправе с адми нистраторами, в разгроме имущества. II. Формирование пролетариата и классовая борьба в годы промышленного капиталистиче ского развития (1861 — 1917). «Реформа» 186! обеспечила капиталу дешевый наемный труд. «Освобождение» закрепощенных рабочих гор ных заводов Сиб. было растянуто на три очере ди—до 1863. Чтобы сохранить для заводов ста рых рабочих, обравовавшик особое сословие «горнозаводских обывателей», им дали неболь шой з емелыный надел (в 1 десятину) и ряд льгот по воинской повинности и уплате пода тей, обязав подписать трехиатние контракты найма, с продлением затем на новый арок. Но рабочие уходили с ненавистных заводов, их усадьбы опустели на Уз. Углежжение и пере возки руд долго еще выполнялись б. урочии- ками в порядке обязательных раскладок. Не доимщиков податей сдавали в горнозаводские арестантские роты. Кабинет так и- не смог приспособить горнозаводское хоз-во к услови ям пром. 'капитализма и в 90-х юг. совершенно ликвидировал металлургию цветны металлов, сдав часть рудников в концессию иностранно му капиталу. В Европ. России недостаточное наделение крестьян землей вызвало «сплошной процесс раскрестьянивания» (Ленин). В. Сиб., с ее 'С в о б о д н ы м и землями, этот процесс не проявлялся в такик равмарак. Наоборот, часть кабинетских рабочих «мре)стьявизируется», б. приписные укрепляют свое хозяйство. Но и в сиб. деревне усиливается классовое расслоение (см.). Происходит ф-ормирование П. как путем внутренних процессов пролетаризации ввачит. части освобожденных рабочих и деревенской бедноты, так и за счет притока извне. Согнанные малоземельем из Европ. России крестьянские массы ищут опасения в переселе нии и колонизации. Голод 1891 гонит в Сиб. за хлебом и заработком новые массы обнищав ших крестьян. Эти же причины вызывают рост преступности и новый приток в Сиб. ссыльно поселенцев. Батрачат и не успевшие устроиться переселенцы-новоселы. «Самоходы», пришедшие в Сиб. на вольные заработки, используются предпринимателями для снижения цен на ра бочие руки, так же как и ссыльно-поселенцы. Постройка железных дорог особенно Сиб. ж.-д. магистрали (1892—1905), вызвала развитие то варного производства в деревне (экспорт хле ба, масла) и рост городов. Но рост пром-сти и формирование П. задерживаются колониальной политикой царского правительства. Ремесло и кустарные промыслы, очень слабо развитые в Сиб., за отдельными исключениями (пимокат- ное дело) не перерастают в пром.-капиталисти ческое производство с массовым наемным тру дом. Но уже само ж.-д. строительство привлек ло в слабо заселенные пространства Сиб. гро мадную армию строителей, гл. обр., обезземель- ленных крестьян из европ. губерний, а затем и -постоянных ж.-д. рабочих. Вместе с недавни ми выходцами из деревень в Сиб. идут рабочие, уже «выварившиеся в фабрично-заводском кот ле» и втянутые в классовую борьбу еще по ту сторону Урала. Среди ж.-д. рабочих наиб, пере довые группы составляют металлисты-транс портники (служба тяги) mo 1— 2 тыс. чел. в ж.-д. мастерских (Омск, Красноярск, Иннокен- тьевская, Чита) и по нескольку сот чел. в ж.-д. депо. Работники служб движения и пути пред ставляют более отсталую и распыленную мас су, но в классовых боях она сплачивается во круг тяговиков. Общий состав ж.-д. П. с 12— 15 тыс. в период рев. 1905, увеличился ко вре мени империалистической войны до 20—25 ты сяч. Старые железоделательные заводы (см.), не выдержав конкуренции с Уралом, замира ют, распуская своих рабочих. Только потреб ности мировой войны заставили снова пустить их в действие. Начинает развиваться каменно угольная пром-сть, удовлетворяющая спрос жел. дороги и мелкой городской промышленности. Число угольщиков от нескольких сот в 1897—98 к 1905 дошло до 4 тыс., к 1912 до 8 тыс. и за время империалистической войны снова удвои лось, дойдя к 1917 до 16 тысяч. На копях пре обладал крестьямский элемент, еще не порвав ший связь с деревней, и в летние месяцы добы ча снижалась. В золотой пром-сти ср. число годовых рабочих с 30 тыс. в 60-х гг. дошло до 43 тыс. в 90-х гг., затем упало к 1912 до 25,6 тысяч. Но уже наметился новый рост за счет новых капиталовложений, — образуется круп нейшее Акц. об-во с участием -иностранного к а питала («Лензолото»). На его приисках скоп ляется до 7 тыс. рабочих. Паровые машины по являются с 1883, драги—с 1898. Частичная ме ханизация производства вливает в среду таеж ников устойчивые группы квалифицированных рабочих-металли-стов, с повышенным уровнем потребностей. В -передовой по техническому вооружению Юж.-Енисейской тайге в 1905 из I.000 рабочих зимнего состава было 200 -масте ровых. Ссыльно-поселенцы по отдельным рай онам составляют от 7 до 40%, нацмены до 80% в Степном кра|е (до 4—5 тыс. казахов) и 1— 10% в остальных районах. Ко времени построй ки Сиб. ж. д. вся обрабатывающая пром-сть Сиб. (с ДВ) насчитывала 11.350 пром. заведе ний, с 30 тыс. рабочих, а в 1912 (без ДВ) — II.843 заведений с 40.000 рабочих (ив них бо лее половины в пищевой пром-сти). Значит, группу — до 10— 20 тыс. чел., прием, времен ных сезонных рабочих, составляли строители (рост городов, строительство -новых ж. дорог). В летний сезон на некоторых перевалочных пунктах (Н.-Николаевск, Омск) скапливалось до 1 тыс. грузчиков. Общим числом П. Сиб., включая и полупролетарскую массу сезонных рабочих, в 1905—17 составлял до 100—125 тыс. человек. Всегда был резерв безработных, уве личивавшийся в годы пром. кризисов. Они предлагали свой труд на городских мостах и базарах. О с.-х. П. (батраки) учетных дан ных нет, но наемный труд все шире распро странялся в кулацких и середняцких хозяй ствах. Наряду с батрачеством пришлых эле ментов, не менее Yi крестьянских хоз-в отпус кало рабочих на сторону. Империалистическая война вызвала ряд и з менений в составе пролетариата. Ж.-д. и гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2