Сибирская советская энциклопедия_Том4

живались не только благодаря наличию силь­ ных военных команд, но и благодаря земель­ ным просторам Сибири. Закрепощенные рабо­ чие находили подспорье и приработки в соб­ ственном сельском хозяйстве. Наиб, активная часть недовольных и преследуемых опасалась бегством в «Камень», в горы и леса, недосягае­ мые для начальства. На горных и винокурен­ ных заводах и на текстильных фабриках каж ­ дую весну повторялись сезонные побеги. Побе­ ги становятся в этот период основным проявле­ нием классовой борьбы сиб. рабочих. >В частной золотой 'пром-сти побеги и открытые массовые уходы с работ законтрактованных рабочих уже переплетаются со стихийными стачками. Золо ­ топромышленники отвечают вызовом войск, об­ лавами на бежавших и передачей их военному суду с его обычными каторжными приговорами. Организованного руководства борьбой рабочих еще нет. Вспышки стихийного возмущения ча­ сто выражались в физической расправе с адми­ нистраторами, в разгроме имущества. II. Формирование пролетариата и классовая борьба в годы промышленного капиталистиче­ ского развития (1861 — 1917). «Реформа» 186! обеспечила капиталу дешевый наемный труд. «Освобождение» закрепощенных рабочих гор­ ных заводов Сиб. было растянуто на три очере­ ди—до 1863. Чтобы сохранить для заводов ста­ рых рабочих, обравовавшик особое сословие «горнозаводских обывателей», им дали неболь­ шой з емелыный надел (в 1 десятину) и ряд льгот по воинской повинности и уплате пода­ тей, обязав подписать трехиатние контракты найма, с продлением затем на новый арок. Но рабочие уходили с ненавистных заводов, их усадьбы опустели на Уз. Углежжение и пере­ возки руд долго еще выполнялись б. урочии- ками в порядке обязательных раскладок. Не­ доимщиков податей сдавали в горнозаводские арестантские роты. Кабинет так и- не смог приспособить горнозаводское хоз-во к услови­ ям пром. 'капитализма и в 90-х юг. совершенно ликвидировал металлургию цветны металлов, сдав часть рудников в концессию иностранно­ му капиталу. В Европ. России недостаточное наделение крестьян землей вызвало «сплошной процесс раскрестьянивания» (Ленин). В. Сиб., с ее 'С в о б о д н ы м и землями, этот процесс не проявлялся в такик равмарак. Наоборот, часть кабинетских рабочих «мре)стьявизируется», б. приписные укрепляют свое хозяйство. Но и в сиб. деревне усиливается классовое расслоение (см.). Происходит ф-ормирование П. как путем внутренних процессов пролетаризации ввачит. части освобожденных рабочих и деревенской бедноты, так и за счет притока извне. Согнанные малоземельем из Европ. России крестьянские массы ищут опасения в переселе­ нии и колонизации. Голод 1891 гонит в Сиб. за хлебом и заработком новые массы обнищав­ ших крестьян. Эти же причины вызывают рост преступности и новый приток в Сиб. ссыльно­ поселенцев. Батрачат и не успевшие устроиться переселенцы-новоселы. «Самоходы», пришедшие в Сиб. на вольные заработки, используются предпринимателями для снижения цен на ра­ бочие руки, так же как и ссыльно-поселенцы. Постройка железных дорог особенно Сиб. ж.-д. магистрали (1892—1905), вызвала развитие то ­ варного производства в деревне (экспорт хле­ ба, масла) и рост городов. Но рост пром-сти и формирование П. задерживаются колониальной политикой царского правительства. Ремесло и кустарные промыслы, очень слабо развитые в Сиб., за отдельными исключениями (пимокат- ное дело) не перерастают в пром.-капиталисти­ ческое производство с массовым наемным тру­ дом. Но уже само ж.-д. строительство привлек­ ло в слабо заселенные пространства Сиб. гро­ мадную армию строителей, гл. обр., обезземель- ленных крестьян из европ. губерний, а затем и -постоянных ж.-д. рабочих. Вместе с недавни­ ми выходцами из деревень в Сиб. идут рабочие, уже «выварившиеся в фабрично-заводском кот­ ле» и втянутые в классовую борьбу еще по ту сторону Урала. Среди ж.-д. рабочих наиб, пере­ довые группы составляют металлисты-транс­ портники (служба тяги) mo 1— 2 тыс. чел. в ж.-д. мастерских (Омск, Красноярск, Иннокен- тьевская, Чита) и по нескольку сот чел. в ж.-д. депо. Работники служб движения и пути пред­ ставляют более отсталую и распыленную мас­ су, но в классовых боях она сплачивается во­ круг тяговиков. Общий состав ж.-д. П. с 12— 15 тыс. в период рев. 1905, увеличился ко вре­ мени империалистической войны до 20—25 ты­ сяч. Старые железоделательные заводы (см.), не выдержав конкуренции с Уралом, замира­ ют, распуская своих рабочих. Только потреб­ ности мировой войны заставили снова пустить их в действие. Начинает развиваться каменно­ угольная пром-сть, удовлетворяющая спрос жел. дороги и мелкой городской промышленности. Число угольщиков от нескольких сот в 1897—98 к 1905 дошло до 4 тыс., к 1912 до 8 тыс. и за время империалистической войны снова удвои­ лось, дойдя к 1917 до 16 тысяч. На копях пре­ обладал крестьямский элемент, еще не порвав­ ший связь с деревней, и в летние месяцы добы­ ча снижалась. В золотой пром-сти ср. число годовых рабочих с 30 тыс. в 60-х гг. дошло до 43 тыс. в 90-х гг., затем упало к 1912 до 25,6 тысяч. Но уже наметился новый рост за счет новых капиталовложений, — образуется круп ­ нейшее Акц. об-во с участием -иностранного к а ­ питала («Лензолото»). На его приисках скоп ­ ляется до 7 тыс. рабочих. Паровые машины по­ являются с 1883, драги—с 1898. Частичная ме­ ханизация производства вливает в среду таеж ­ ников устойчивые группы квалифицированных рабочих-металли-стов, с повышенным уровнем потребностей. В -передовой по техническому вооружению Юж.-Енисейской тайге в 1905 из I.000 рабочих зимнего состава было 200 -масте­ ровых. Ссыльно-поселенцы по отдельным рай ­ онам составляют от 7 до 40%, нацмены до 80% в Степном кра|е (до 4—5 тыс. казахов) и 1— 10% в остальных районах. Ко времени построй­ ки Сиб. ж. д. вся обрабатывающая пром-сть Сиб. (с ДВ) насчитывала 11.350 пром. заведе­ ний, с 30 тыс. рабочих, а в 1912 (без ДВ) — II.843 заведений с 40.000 рабочих (ив них бо ­ лее половины в пищевой пром-сти). Значит, группу — до 10— 20 тыс. чел., прием, времен­ ных сезонных рабочих, составляли строители (рост городов, строительство -новых ж. дорог). В летний сезон на некоторых перевалочных пунктах (Н.-Николаевск, Омск) скапливалось до 1 тыс. грузчиков. Общим числом П. Сиб., включая и полупролетарскую массу сезонных рабочих, в 1905—17 составлял до 100—125 тыс. человек. Всегда был резерв безработных, уве­ личивавшийся в годы пром. кризисов. Они предлагали свой труд на городских мостах и базарах. О с.-х. П. (батраки) учетных дан ­ ных нет, но наемный труд все шире распро­ странялся в кулацких и середняцких хозяй ­ ствах. Наряду с батрачеством пришлых эле­ ментов, не менее Yi крестьянских хоз-в отпус­ кало рабочих на сторону. Империалистическая война вызвала ряд и з ­ менений в составе пролетариата. Ж.-д. и гор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2