Сибирская советская энциклопедия_Том4

как военно-адм. ц., обеспечивавшие вогуло-ос- тяцким князьям власть над окружающим насе­ лением. Для самозащиты при столкновении с рус. эти городки крупной роли не сыграли. В период захвата Сиб. русскими торгово- промышленные люди, задерживавшиеся здесь, строили з и м о в ь я — избы с приспособления­ ми для отражения, а также и для нападения, в виде «бойниц», «слуховых окон» и т. п. На­ ряду с зимовьями появляются, как опорные пункты рус. колонизации среди местных на­ родностей,— остроги (см.), крепости, построен­ ные по общерус. типу. Своими деревянными стенами рус. крепость, острог, отличается от старого каменного турецкого кургана. Рядом с острогом фигурирует о с т р о ж е к , проме­ жуточное звено между зимовьем и острогом. Простейшим типом зимовья была — изба, б. или м. просторная, в к-рой мог поместиться не­ большой казачий или стрелецкий отряд в 5, 10, иногда и более человек. Над избой могла ставиться сторожевая вышка, имевшая и бой­ ницы. Если такая изба обносилась тыном, па­ лями из отвесно поставленных бревен, с одной- двумя сторожевыми вышками, получался ост­ рожек, выраставший затем в острог, когда в нем появлялась приказная изба, хлебные и ору­ жейные амбары, дома для начальствующих и военных людей и т. д. Около рус. острога, как и ок. турецкого кургана, селились торговые, промышленные, мастеровые, чернорабочие лю­ ди, образуя посад. Острог, составляя кремль, вместе с посадом образовывали г о р о д , соот­ ветствовавший опять-таки турецкому (татар­ скому) балыку. Там, где острог брал под свой адм.-военный контрцль достаточно большую территорию, на последней появлялись П., слу­ жившие небольшими адм. и экономическими ц., но не укрепленные. Такое П., имевшее населе­ ние гор. типа, называлось просто п о с а д о м , а П. с крестьянским населением — с л о б о д о й . Последняя была ц., в к-ром жил приказчик, строилась церковь и т. д. Вокруг нее распо­ лагались небольшие крестьянские поселения, зависевшие от слободы — д е р е в н и . Слобода со своими деревнями составляла адм. единицу, впоследствии превратившуюся в волость. До XVIII в. последнего названия не было. Офи­ циально писалось просто, напр., «слобода Ба- лахта с деревнями». Впоследствии слобода превратилась в с е л о , обычно отличавшееся от деревни большим числом дворов и наличием церкви; если это был адм. волостной ц., село называлось волостным. В селе, на площади, обычно располагался рынок-базар. Постройки в слободах возводились с расчетом на само­ защиту особ, на окраинах селения (амбары, са­ раи и избы на улицу были обращены глухими стенами, а окна и двери в. е выходили во двор; в глухой стене проделывались лишь небольшие слуховые окна, без рам, закрывавшиеся наглу­ хо изнутри). Усадьбы напоминали, т. о., ряды небольших крепостей, острожков. Фортификационное искусство после Петра I в XVIII в. отразилось и в Сиб., гл. обр., в З а ­ падной, в Степном крае, где строились крепости по немецкому (прусскому) образцу, с плацами, арсеналами и пр. аттрибутами. Острог заме­ нился к р е п о с т ь ю , острожек—ф о р п о с т о м . При этом на В. от Алтая форпосты даже не укреплялись. Они отличались от деревень тем, что в них жили казаки и был казачий началь­ ник, заведывавший караульной на границе и сторожевой, полицейской службой казаков. Ка­ заки должны были об’езжать границу ^ 1 ежду определенными пограничными знаками, выстав­ лять в нужных случаях п и к е т ы , караульные посты у пограничного знака, на перевале. Фор­ посты являлись ячейками для развития погра­ ничной торговли (напр., в Минусинском крае— Таштыпский, Шадатский форпост (впоследствии Каратуз), в Забайкалье—Цурухайтуй, Троицко- савск), а казачье население их выделяло зна­ чит. число представителей торговой буржуа­ зии. Казачьи деревни, не игравшие роли сторо­ жевых пунктов, носили название с т а н и ц . По внешнему виду они ничем от крестьянских д е ­ ревень не отличались. Как из станицы, так и из деревни, села и иного поселения часть жи­ телей иногда выселялась на небольшое, срав­ нительно, расстояние, не теряя адм. связи со своим исходным селением. Это был в ы с е л о к . Такие выселки образовывались на реках, при перевозах, пристанях, у жел.-дор. ст., раз’ез- дов, но на крестьянских же землях. Разраста­ ясь, они превращались в деревни, обособляли свое землепользование и образовывали свое сел. общество. В случае, если земли были не своего сел. об-ва, не крестьянские, возникал п о с е л о к , к-рый не имел собственного земель­ ного надела, а пользовался землею на аренд­ ных началах или самовольно захваченной. От выселка надо отличать з а и м к у . Заим­ ку заводили отдельный зажиточный домохо­ зяин или группа домохозяев, сохранявшие осед­ лость в своем селении. Заимка строилась в ви­ ду отдаленности основных угодий заимочников от селения, или на захваченных самовольно землях. При наличии значит, количества угодий вокруг заимки к первому засельщику пересе­ лялись другие, и заимка часто перерастала в деревни и села. Заимки основывались и на сво­ бодных землях, в тайге, иногда даже за гра­ ницей, в Урянхае (теперь Танну-Тувинская рес­ публика), в Монголии. Чаще всего это были промысловые, скотопромышленные, скотоводче­ ские заимки, с сенокосами и пашнями. В пе­ риод -насаждения хуторского землепользования, сиб. заимки использовались в качестве ячеек для развития хоз-в фермерского типа. В зем­ леустроительном законодательстве они фигури­ ровали под названием о д н о с е л и й . В Сиб. в ту же пору расцвета столыпинско-кривошеин- ской политики переселенцам отводился изве­ стный процент хуторских участков. Каждый участок рассчитывался на один х у т о р и дол­ жен был включать земли, пригодные для об­ ращения под все основные виды угодий. От хуторских участков рознились отрубные участ­ ки, в к-рых усадебные места отводились в од­ ном месте, но, разбитые на гнезда, с.-х. угодья нарезались отдельными о т р у б а м и на каж ­ дое хоз-во,—в благоприятном случае в одном месте (одном отрубе), в противном— в двух (сенокосы и пашни); выгон—общий. Хуторской тип хоз-ва имела и часть пересе­ ленцев латышей, эстонцев, немцев. Монгольская империя в свое время создала еще один тип П., перешедший и к русским— я м ы. Ям—станок, станция, на к-рой содержа­ лось определенное число почтовых и курьер­ ских лошадей, поставлявшихся населением дан­ ного района. Часть населения, отбывавшая эту повинность, жила с кибитками ок. яма, обра­ зуя т. о. поселение. Московское правительство, заимствовавшее эту организацию у татар, ши­ роко практиковало ее в Сибири. Были созданы также ямы—целые ямщицкие слободы и де­ ревни в Зап. и Вост. Сибири. Напр., П. на Лене в значит, мере ведут начало от ямщицких стан­ ков. На Енисее, в Туруханском крае, селения вплоть до рев. сохраняли характер и название с т а н к о в . Ямщицкие селения строились и в XIX веке. Примером такого селения может слу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2