Сибирская советская энциклопедия_Том4
как военно-адм. ц., обеспечивавшие вогуло-ос- тяцким князьям власть над окружающим насе лением. Для самозащиты при столкновении с рус. эти городки крупной роли не сыграли. В период захвата Сиб. русскими торгово- промышленные люди, задерживавшиеся здесь, строили з и м о в ь я — избы с приспособления ми для отражения, а также и для нападения, в виде «бойниц», «слуховых окон» и т. п. На ряду с зимовьями появляются, как опорные пункты рус. колонизации среди местных на родностей,— остроги (см.), крепости, построен ные по общерус. типу. Своими деревянными стенами рус. крепость, острог, отличается от старого каменного турецкого кургана. Рядом с острогом фигурирует о с т р о ж е к , проме жуточное звено между зимовьем и острогом. Простейшим типом зимовья была — изба, б. или м. просторная, в к-рой мог поместиться не большой казачий или стрелецкий отряд в 5, 10, иногда и более человек. Над избой могла ставиться сторожевая вышка, имевшая и бой ницы. Если такая изба обносилась тыном, па лями из отвесно поставленных бревен, с одной- двумя сторожевыми вышками, получался ост рожек, выраставший затем в острог, когда в нем появлялась приказная изба, хлебные и ору жейные амбары, дома для начальствующих и военных людей и т. д. Около рус. острога, как и ок. турецкого кургана, селились торговые, промышленные, мастеровые, чернорабочие лю ди, образуя посад. Острог, составляя кремль, вместе с посадом образовывали г о р о д , соот ветствовавший опять-таки турецкому (татар скому) балыку. Там, где острог брал под свой адм.-военный контрцль достаточно большую территорию, на последней появлялись П., слу жившие небольшими адм. и экономическими ц., но не укрепленные. Такое П., имевшее населе ние гор. типа, называлось просто п о с а д о м , а П. с крестьянским населением — с л о б о д о й . Последняя была ц., в к-ром жил приказчик, строилась церковь и т. д. Вокруг нее распо лагались небольшие крестьянские поселения, зависевшие от слободы — д е р е в н и . Слобода со своими деревнями составляла адм. единицу, впоследствии превратившуюся в волость. До XVIII в. последнего названия не было. Офи циально писалось просто, напр., «слобода Ба- лахта с деревнями». Впоследствии слобода превратилась в с е л о , обычно отличавшееся от деревни большим числом дворов и наличием церкви; если это был адм. волостной ц., село называлось волостным. В селе, на площади, обычно располагался рынок-базар. Постройки в слободах возводились с расчетом на само защиту особ, на окраинах селения (амбары, са раи и избы на улицу были обращены глухими стенами, а окна и двери в. е выходили во двор; в глухой стене проделывались лишь небольшие слуховые окна, без рам, закрывавшиеся наглу хо изнутри). Усадьбы напоминали, т. о., ряды небольших крепостей, острожков. Фортификационное искусство после Петра I в XVIII в. отразилось и в Сиб., гл. обр., в З а падной, в Степном крае, где строились крепости по немецкому (прусскому) образцу, с плацами, арсеналами и пр. аттрибутами. Острог заме нился к р е п о с т ь ю , острожек—ф о р п о с т о м . При этом на В. от Алтая форпосты даже не укреплялись. Они отличались от деревень тем, что в них жили казаки и был казачий началь ник, заведывавший караульной на границе и сторожевой, полицейской службой казаков. Ка заки должны были об’езжать границу ^ 1 ежду определенными пограничными знаками, выстав лять в нужных случаях п и к е т ы , караульные посты у пограничного знака, на перевале. Фор посты являлись ячейками для развития погра ничной торговли (напр., в Минусинском крае— Таштыпский, Шадатский форпост (впоследствии Каратуз), в Забайкалье—Цурухайтуй, Троицко- савск), а казачье население их выделяло зна чит. число представителей торговой буржуа зии. Казачьи деревни, не игравшие роли сторо жевых пунктов, носили название с т а н и ц . По внешнему виду они ничем от крестьянских д е ревень не отличались. Как из станицы, так и из деревни, села и иного поселения часть жи телей иногда выселялась на небольшое, срав нительно, расстояние, не теряя адм. связи со своим исходным селением. Это был в ы с е л о к . Такие выселки образовывались на реках, при перевозах, пристанях, у жел.-дор. ст., раз’ез- дов, но на крестьянских же землях. Разраста ясь, они превращались в деревни, обособляли свое землепользование и образовывали свое сел. общество. В случае, если земли были не своего сел. об-ва, не крестьянские, возникал п о с е л о к , к-рый не имел собственного земель ного надела, а пользовался землею на аренд ных началах или самовольно захваченной. От выселка надо отличать з а и м к у . Заим ку заводили отдельный зажиточный домохо зяин или группа домохозяев, сохранявшие осед лость в своем селении. Заимка строилась в ви ду отдаленности основных угодий заимочников от селения, или на захваченных самовольно землях. При наличии значит, количества угодий вокруг заимки к первому засельщику пересе лялись другие, и заимка часто перерастала в деревни и села. Заимки основывались и на сво бодных землях, в тайге, иногда даже за гра ницей, в Урянхае (теперь Танну-Тувинская рес публика), в Монголии. Чаще всего это были промысловые, скотопромышленные, скотоводче ские заимки, с сенокосами и пашнями. В пе риод -насаждения хуторского землепользования, сиб. заимки использовались в качестве ячеек для развития хоз-в фермерского типа. В зем леустроительном законодательстве они фигури ровали под названием о д н о с е л и й . В Сиб. в ту же пору расцвета столыпинско-кривошеин- ской политики переселенцам отводился изве стный процент хуторских участков. Каждый участок рассчитывался на один х у т о р и дол жен был включать земли, пригодные для об ращения под все основные виды угодий. От хуторских участков рознились отрубные участ ки, в к-рых усадебные места отводились в од ном месте, но, разбитые на гнезда, с.-х. угодья нарезались отдельными о т р у б а м и на каж дое хоз-во,—в благоприятном случае в одном месте (одном отрубе), в противном— в двух (сенокосы и пашни); выгон—общий. Хуторской тип хоз-ва имела и часть пересе ленцев латышей, эстонцев, немцев. Монгольская империя в свое время создала еще один тип П., перешедший и к русским— я м ы. Ям—станок, станция, на к-рой содержа лось определенное число почтовых и курьер ских лошадей, поставлявшихся населением дан ного района. Часть населения, отбывавшая эту повинность, жила с кибитками ок. яма, обра зуя т. о. поселение. Московское правительство, заимствовавшее эту организацию у татар, ши роко практиковало ее в Сибири. Были созданы также ямы—целые ямщицкие слободы и де ревни в Зап. и Вост. Сибири. Напр., П. на Лене в значит, мере ведут начало от ямщицких стан ков. На Енисее, в Туруханском крае, селения вплоть до рев. сохраняли характер и название с т а н к о в . Ямщицкие селения строились и в XIX веке. Примером такого селения может слу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2