Сибирская советская энциклопедия_Том4
ва проживания на отведенной территории по сторонних лиц. А м у р с к а я и П р и м о р с к а я о б л а с т и . В Сиб. ин-т П.-ф. существовал до начала те кущего столетия; образование вольной гавани связано с сов. периодом. Введение П.-ф. в Сиб. относится к 60-м гг. XIX века. В целях закреп ления позиций в своем наступательном движе нии на В., царское правительство предприни мало меры к заселению обширного Амурско- Уссурийского края рус. населением. Отсутствие удобных путей сообщения, связывающих но вые территориальные приобретения с центр, районами и отсутствие необходимых условий для организации и развития местной пром-сти ставили во весь рост вопросы снабжения пере селенцев как материалами для хоз. обзаведе ния, так и товарами потребительского значе ния. Разрешение этой проблемы при тех по лит. и экон. условиях возможно было только при одном условии — допущении свободного беспошлинного завоза иностранных товаров. Такое отклонение от общей линии таможенной политики не нарушало интересов российского капитализма: рус. ДВ был изолирован от мет рополии и не имел в первое время общей экон. увязки с государством в целом. Кроме того, опасность проникновения иностранных беспош линных товаров, ввиду отсутствия удобных пу тей сообщения, была почти устранена не толь ко для Европ. России, но даже и для Сибири. Но очень скоро, в связи с постепенным хоз. освоением ДВ, интерес к последнему начинает увеличиваться, и на ДВ начинают распростр. некоторые таможенные ограничения, т.-е. прин цип безусловного П.-ф. нарушается. С 1867, под настойчивым нажимом рос. фабрикантов, начинают облагаться таможенными пошлинами иностранные товары, к-рые внутри страны яв лялись подакцизными В дальнейшем список таких товаров расширяется, к 1838 к обложе нию на рус. ДВ привлекаются след, товары иностранного происхождения: спирт, сахар, спички, нефтяные масла, спиртные, сахарные и табачные изделия. Окончательный удар ин-ту П.-ф. на рус. ДВ был нанесен Сиб. жел. доро гой. Последняя, приблизив ДВ к центр.-пром. району России, внесла значит, изменения в эко номику края. К этому времени увеличилась ем кость д.-в. рынка; перед рус. пром. капита лом открылись новые перспективы. Все это со здало предпосылки для включения ДВ в общую сист. таможенного режима. Законом 10 июня 1900 П.-ф. в Амурской и Приморской обл. бы ло упразднено. Но, ввиду своеобразных усло вий хоз. развития окраины, в целях развития сел. хоз-ва и насаждения местной пром-сти, целый ряд импортных об’ектов, т. не м. был из’ят из сферы таможенного обложения. Эта мера распространялась на сел.-хоз. машины и туки, всякого рола живые растения, орудия ре месла, строительные материалы, металлы и ма шины. С таким облегченным таможенным ре жимом рус. ДВ прожил ок. 4 лет. Начавшаяся рус.-японская война заставила пересмотреть та моженную сист., установленную для Примор ской и Амурской областей. Эконом, связь рус ДВ с центр.-пром. районом была нарушена,'т. к. переброска войск на театр военных действий сократила до нуля перевозки коммерческих грузов. Это снова призвало к жизни упразд ненный ин-т П.-ф., к-рый восстанавливается в мае 1904, при чем от таможенного обложения освобождаются все товары, привозимые как через порты, лежащие при устье Амура и к югу от него, так и через сухопутную границу с Маньчжурией. Эти правила в том же году распространяются и на сухопутную границу русского ДВ с Монголией (Забайкальская обл.> и Кореей. Восстановление П.-ф. широко открыло двери для импорта иностранных товаров в ДВ край. Особ, показательным это было после оконча ния рус.-японской войны. Так, напр., в 1906 во* Владивосток иностранных товаров было ввезе но на 41 млн. руб., при чем значит, часть этих товаров проникла контрабандным путем внутрь страны—далеко за границу порто-франко. При. восстановлении экон. связей ДВ края с ц. П.-ф. на фоне рус. протекционной политики стало парадоксом. Вопрос о П.-ф. в рус. прессе того времени получил различную оценку; образо вались два лагеря, к-рые вели борьбу за про ведение своих интересов: представители пром. района, наиб, сильная группа, добивалась ско рейшего закрытия на ДВ П.-ф., представители же местных интересов доказывали необходи мость его сохранения. Спор, естественно, ре шился в пользу крупных промышленников (за кон 1908). Этот закон значит, стеснял деятель ность молодой д.-в. буржуазии, к-рая настой чиво домогалась внесения тех или иных кор рективов в сист. установленного таможенного режима. Внесения таких коррективов требовал и хиреющий Владивостокский порт. Таким коррективом, по проекту Мин-ва торговли и пром-сти, должно было быть учреждение во Владивостоке вольной гавани. Начавшаяся им периалистическая война поставила иные задачи. Идея создания вольной гавани на ДВ нашлэ осуществление уже в сов. период. У с т ь я р е к О б и и Е н и с е я . Ин-т, анало гичный П.-ф., существовал в устьях рек Оби и Енисея. Существование его обусловливалось стремлением развить сев. морские транспорт ные операции. На Оби и Енисее не было П.-ф. в полном смысле этого слова. Беспошлинный ввоз иностранных товаров в устья указанных рек допускался каждый раз только по ходатай ству заинтересованных лиц. Имеющиеся мате риалы устанавливают, что разрешения на право беспошлинного завоза товаров в устье рек Оби и Енисея были даны в период 1887—92, в 1892 льгота была продлена до 1894, в 1896 действие- льгот распространилось на 3 последующих года. Кроме общего разрешения на право беспош линного завоза иностранных товаров, в 1896- была понижена пошлина на кирпичный чай (для завоза Сев. Морским путем), благодаря чему импорт последнего в устья сев. рек за этот период достиг до 155 тыс. пудов. Далее, беспошлинный ввоз иностранных товаров (по номенклатуре, установленной законом) был установлен на период навигации 1898—1903. Во время рус.-японской войны предполагалось (на время войны) введение узаконенного П.-ф. в Енисейске. Давались разрешения на право бес пошлинного ввоза в 1905 и 1906, при чем для этих годов был установлен контингент до 2.216 тыс. пудов. Завезены же товары были только в 1905 — ок. 112 тыс. пуд. разных грузов и ок. 5,5 тыс. пуд. кирпичного чая. После 1906 раз решений на беспошлинный ввоз товаров в устья сев. рек уже не давалось. Попытки введения П.-ф., тем не менее, были. В 1908 группа членов Гос. Думы внесла в Думу вопрос о необходи мости введения этого ин-та в устье р. Енисея (в виде временной меры на 10 лет), но вопрос не получил разрешения. А я н и О х о т с к . Кроме ранее указанных районов и устьев рек Оби и Енисея, ин-т П.-ф. в Сиб. вводился в портах Охотского м. — в Аяне и Охотске. В этих портах П.-ф. с 1857 ПО' 1867 было абсолютным, с 1867 устанавливают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2