Сибирская советская энциклопедия_Том4

по 1933 совершил 4 экспедиции в Б.-М. Респ. и одну в Монголию для исследования монголь­ ского, бурятского и тунгусского языков. Гл. печ. тр.: К консонантизму алтайских языков, •«Доклады Рос. Акад. Наук», 1924; Материалы для исследования тунгусского языка. Наречие баргузинских тунгусов, «Материалы по яфе­ тическому языкознанию», т. XIII, Л., 1927; Угро- финские племена в СССР. Л.. 1925; Sur un phoneme turco-mongole, «Изв. Рос. Акад. Наук», 1924; Beitrage zur Kenntniss der AHmongolischen Schriftsprache, «Asia Major», t. I, № 3; Russische Aibeiten auf dem Cebiet der Mongolistik, там же; Tchuwassische Lautgesetze, там же, t. I, № 4; Geserica. Untersuchung der sprachlichen Eieen- tiimlichkeiten der mongolischen Version des Ges- serkhan, Leipzig, 1927; Дагурское наречие, «Ма­ териалы Монгольской Комиссии при Акад. На­ ук», Л., в. 6, 1930; Аларский говор, ч. I, Л., 1930 (там же, в. 11); то же, ч. II (там же, в. 13,1931); Материалы по солонскому языку (там же, в. 14, 1931); Практический учебник монгольского разговорного языка, Л., изд. Ленинградского Восточного ин-та, № 41, 1931; Заметки о говоре агинских бурят, «Тр. Монгольской Комиссии», в. 8, Л., 1932; Произведения народной словес­ ности халхо-монголов, Л., 1932; Бурят-монголь- ское языкознание, Л., 1933; учебник монголь­ ского языка, Л. 1932. ПОРЕЗНАЯ ТРАВА—см. Тысячелистник. ПОРОГИ—скопления камней, залегающие по­ перек течения реки, нарушающие течение во­ ды и вызывающие слишком ускоренное ее дви­ жение и даже перепад. В одних случаях П. затрудняют, а в др. совершенно нарушают су­ доходство. Свойственные преим. гористым пле­ сам с быстрым течением, П. поддаются действию беспрерывного размыва, со временем уменьша­ ются и даже исчезают. На горных плесах мно­ гих сиб. рек сохранилось большое количество порогов. На Иртыше известны три «Бабьих по­ рога», расположенные на 905—909 км его те­ чения; на 78 первых км течения Бии насчиты­ вается 10 порогов, из к-рых особ, крупными считаются: Пыжинский (16 км от истока) и Кипяток (78 км, у скалы Турочак). На Ени­ сее: Утинский (388 км от истока), Большой (133 км от устья Кемчик), Дедушкин (141), Новень­ кий (164), Березовый (203), Джойский (242), Маинский (278), Казачинский (1.060) и сохра­ нившийся в низовьях (1.720 км от устья р. Кем­ чик) — Осиновский порог. Достаточно порожи­ сто течение Подкаменной и Нижней Тунгусок; много порогов на Олекме, на Алдане и Вилюе (самый большой и красивый на базальтовых к ам н ях— «Улахан-Хан»), но особ, грозный ха­ рактер носят П. на ср. течении Ангары (Верх. Тунгуски): Похмельный на 667 км от Байкала, Пьяный бык на 673, Падунский на 688, Долгий н а 748 и Шаманский на 896 км. Из-за них утра­ чены 226 км водного пути, чем нарушено судо­ ходное знач. этой реки, как звена непрерыв­ ной связи Байкальской сист. с Енисеем. Уклон или падение русла в порогах— от 1,5 до 2 и более м на км течения реки, в связи с чем скорость последнего достигает 5—6 и бо­ лее м в секунду (до 30 км в час), чем уже со­ вершенно исключается возможность всякого взводного (против течения) судоходства. Знач. П. для судоходства далеко не однородно. В то время, как одни из них, вроде «Бабьих», Джой- ского, Маинского, Казачинского и Осиновских, не ставят судоходству непреодолимых препят­ ствий, др. подобно «Большому» на Енисее или Л . на ср. плесе Ангары, совершенно нарушают судоходство и искусственно разделяют реку на оторванные друг от друга участки. Борьбу с П. судоходство ведет техническими мероприя­ тиями по линии тяги и по линии пути. В пер­ вом случае пользуются вспомогательными, т. наз. туэрными судами, проводящими др. суда по порогу при помощи спец. цепи. Во втором— прибегают к взрывным работам или прорыва­ ют т. наз. «обводные» каналы, соединяющие между собою судоходные участки. В Сиб. ту- эрный пароход (в 260 индикаторных сил) ра­ ботает по проводу судов через Казачинский по­ рог на Енисее. С индустриализацией Сиб. и широким при­ менением электрификации П. приобретают знач. мощных источников водной энергии (белого угля), особ, в районах с большими запасами пром. сырья. В этих целях уже в наст, время намечается эксплоатация водной энергии след, порогов: 1) в верховьях р. Бии (от истока до устья р. Лебедя), в т. ч. Пыжинского П., где предполагается получить мощность порядка 325—395 тыс. Kw; 2) в верховьях Енисея, на участке, включающем группу порогов с Боль- ' шим П. во главе, где рассчитывается иметь мощ­ ность на 2 гидроэлектроцентралях до 2 млн. Kw (предварит, данные инж. Рудницкого). Оси­ новский порог на Енисее может обеспечить мощность до 1,6 млн. Kw. Огромный запас энер­ гии могут дать Братские пороги на Ангаре — до 2,7 млн. Kw, на энергии этих П. проекти­ руется грандиозное сооружение Большого Ан- гаростроя. См. Энергетические ресурсы, м. г. ПОРОНАЯ или П о р о н о й, р. — на о-ве Са­ халине. Течет по долине между Вост. и Зап. хр. к Ю. и впадает в японских пределах в зал. Терпения. Дл. ок. 200 км. Берет начало с вост. склонов горы Невельского. ПОРОХОВНИЦА — приспособление для хра­ нения пороха. Делается из рога, кости или де­ рева, к-рым придается форма рога с особ, де­ ревянной пробкой. П. служит также плоская деревянная фляга. П. носится на поясе, на к-ром привешивают также др. охотничьи и куритель­ ные принадлежности. У сев. племен Сиб. пре­ обладают роговые, деревянные или костяные П., на Ю. — деревянные фляжки. Вместитель­ ность от 0,1 до 0,5 кг пороха. ПОРСА — порошок из сушеной рыбы. Заго ­ товляется впрок, гл. обр., у остяков и ненцев. ПОР ГНЯГИНО ( Б а л а х н а , Б о л ь ш о е)— озеро, находящееся в сев. части Низовой тунд­ ры на вост. стороне Таймырского п-ова, дл. до 35 км и шир. 31 км. В П. оз. впадает несколько мелких речек, а вытекает р. Гусиха, прит. р. Рассоха, впадающей вместе с р. Б. Балахной в Хатангскую губу. На оз. 4 острова. ПОРТО-ФРАНКО — порт или область, выде­ ленная из общей таможенной границы госу­ дарства. В местностях, где введен ин-т П.-ф., допускается беспошлинный ввоз иностранных товаров и свободная торговля ими. Прохожде­ ние же товаров за границу П.-ф. во внутрь страны подвергается общим условиям таможен­ ного режима. Ин-т П.-ф. в наст, время упразд­ нен, как не соответствующий характеру совре­ менной торговли. С упразднением ин-та П.-ф., в целях максимального облегчения внешне­ торговых связей с иностранными государства­ ми без нарушения общей таможенной сист. дан­ ного государства, вводится ин-т т. наз. в о л ь ­ н о й ( с в о б о д н о й ) г а в а н и . В отличие от П.-ф., это — ограниченная территория в пор­ товом городе, в к-рой разрешается привоз ино­ странных товаров без соблюдения таможенных формальностей, без оплаты таможенными по­ шлинами, но без права ведения торговли това­ рами, не оплаченными пошлинами, и без пра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2