Сибирская советская энциклопедия_Том4

Более частыми были переделы покосов, но дележка их (по числу мужчин, по душам, по количеству скота, чаще же в зависимости от выставленной водки), фактически ни к какой уравнительности не вела. Усадебные угодия в О. з. душевому поравнению не подвергались. Выгоиы и частично лес были в общем пользо­ вании. Общинное землевладение отлично ужи­ валось с частной собственностью, и это дало повод Л. Б. Красину, в статье, напечатанной в газ. «Вост. рбозрение» («Судьбы капитализма 8 Сибири»), иронизировать над «сладкой уве­ ренностью» народников в «грядущем процве­ тании народного производства и общины». Февральская рев. в Сиб. не внесла больших изменений во внутриобщинные земельные отно­ шения. Только после восстановления сов. вла­ сти в 1919—20 внутриобщинные отношения по­ лучают первый удар—начинается фактическое ограничение эксплуататорских тенденций кула­ чества и фактическое лоравнение. С разверты­ ванием классовой борьбы, ограничением и вы­ теснением кулацких элементов и началом кол­ лективизации О. умирает, пытаясь еще в мо­ дернизованном виде воскреснуть в отдельных проектах представителей кондратьевщины в Сиб. («план» развития сел. хоз-ва Алтайской губ.). Л и т : Марксистские работы: Ленин , В. И . Что такое „дру­ зь я народа" и как они воюют с социал-демократами, Соч., т. I; его же. Развитие капитализма в России , Соч., т. III; его же. Аграрный вопрос в России к концу XIX века, Соч., т. XII; его же. Аграрная программа с.-д. в первой русской революции, Соч., т. XI; Красин , Л . Б . Судьбы капитализма в Сибири, сб. „Леонид Борисович Красин", М ., 1928. Немар­ ксистские работы: Кауфман , А . А . Крестьянская община в Сибири, СПб., 1897; его же. К вопросу о происхождении русской земельной общины, М., 1907; его же. Русская община в процессе ее зарождения и развития, М., 1908; Кроль , М . Формы землепользования, „Комиссия для исследования земле­ владения и землепользования в Забайкальской области", в. 10, СПб., 1898; Ш вецов, С. П . Формы общинного владения землей -на Алтае, „Сб. правовых и общественных знаний", т. XII, М., изд. Моск. Юридич. об-ва, 1893; его же. Формы пользования общинной землей на Алтае, там же, т. III, М., 1894; его же. Крестьянская община. Схема ее возникновения и развития, СПб., 1906; Приамурье. Факты, цифры, наблюдения, М., 1909; Я дринцев , Н . М . Сибирь как колония, СПб., 1892. ОБ’ЕДИНЕНИЕ (Всесоюзное) ПО БОРЬБЕ С ВРЕДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (ОБВ) — организовано по постановлению Нар- комзема СССР от 12 января 1931. На ОБВ воз­ ложено: организация и осуществление борьбы с вредителями сел. хоз-ва (по договорам с хоз. ор ­ ганизациями) и карантинные мероприятия; снаб­ жение ядами и аппаратурой всех гос. и коопе­ ративных организаций, подготовка кадров, изу­ чение вредителей и учет их. Зап.-Сиб. Краевое отделение ОБВ находится в Н.-Сибироке. Ни­ зовыми звеньями Зап.-Сиб. отд. является ма- шино-истребительные ст.—МИС. Всего в крае (1931) 15 МИС—Омская, Славгородская, Бара- >бинская, Каменская, Бийская, Рубцовская, Б ар ­ наульская, Ойротская, Н.-Сиб., Тайгинская, Ле­ нинская, Прокопьевская, Ачинская, Хакасская, Минусинская. В Вост.-Сиб. крае нет ни одной МИС. Низовыми звеньями Вост.-Сиб. отделе­ ния ОБВ (Иркутск) являются межрайонные инструкторские пункты. Районных инструктор­ ских пунктов в Вост. Сиб. 8—в Красноярске, Канске, Тулуне, Черемхово, Иркутске, Чите, Сре- тенске и Оловянной. ОБЫЛ, а б ы л—примитивное земледельческое орудие, вроде железной мотыги на ручке из изогнутого корня, применявшееся некоторыми туземцами Сиб. (на Алтае) для ручного вскапы­ вания почвы под посев полевых растений. ОБЫЧНОЕ ПРАВО ТУЗЕМНЫХ НАРОДНОСТЕЙ СИБИ- РИ—Большая часть коренных жителей Сиб. ко времени прихо­ да русских имели родовое устройство, т.-е. жили о б в и н е н и я ­ ми кровных родов. Родовые об'единения входили в родовые •союзы. Родовой строй имел свою эконом, базу: он соединял силы родовичей для занятий охотой, рыболовством и скотовод­ ством. Эта общественная структура неизбежно вела к эконом, расслоению: образовывались высшие сословия, в виде князь­ ков и почетных родовичей. Рус. завоеватели оставили туземцам родовое устройство и предоставили „суд и расправу" между ними производить их родовым управам и старейшинам по пле­ менным правилам, степным законам и обычаям. Родовому ста­ росте (князьку) предоставлялись права старшего. Все дела меж­ ду туземцами в их кочевьях признавались исковыми, граждан­ скими правонарушениями, за исключением возмущения, наме­ ренного убийства, грабежа и насилия, подделки монеты и по­ хищения казенного и общественного имущества. Племенные правила, степные законы и обычаи составляли содержание О.п., оформляющего промысло-производственные отношения хоз. быта кочевых и бродячих туземцев Сиб.—охотников, рыболовов и скотоводов. О. п. туземцев обнимало собою не только юридические нормы, но также быт, нравы и религию, что сообщало родовому строю особую неподвижность. Родо ­ вая связь „освящалась4 родовыми тотемами (верой в происхо­ ждение племени от животного, к-рое является родовым сим­ волом) и господством тайнодействующих запретов—табу. В систему О.п. входили: 1)семейные и наследственные право­ отношения, 2) охотничье и рыболовное право и 3) пастушеское право. Источниками О. п. служили преимущественно приго­ воры сугланов (см.), решения родовых управлений и инород­ ных управ по возникающим делам; у казаков также Эреже— посуановления собраний народных судей-баев о правилах, к-рыми они руководствуются при решении дел. У забайкаль­ ских бурят и казаков О. п. собиралось и записывалось в осо­ бые сборники. За период рус. господства в Сиб. распространились магоме­ танство, буддизм и христианство. Новые религии освящали сложившиеся отношения, а служители культов, ставши в ряды привилегированных групп, увеличивали силу последних и спо­ собствовали большему угнетению и эксплоатации нар. масс, к-рые воспринимали и новые обряды, как обязательные нормы повседневного обихода. Ю р и д и ч е с к и е о б ы ч а и о т д е л ь н ы х н а р о д ­ н о с т е й . У тунгусских и самоедских племен, у юраков, остя­ ков, долган и карагасов сохранялся до недавнего времени кров­ ный род, многоженство, брак с калымом (см.), с рабством же­ ны, переходившей после смерти мужа вместе с др. имуще­ ством к ближайшему родовичу. Купля-продажа —на стадии натурального обмена. Дарение —с отдариванием. Охотничьи и рыболовные угодья разделены между родами, а угодья каж ­ дого рода по урочищам между семьями. Хищническое втор­ жение русских в охотничьи угодья и обнищание целых родов потрясли хоз. быт и повлияли на прочность родового строя. Непроведение землеустройства и водоустройства способство­ вало сохранению авторитета шаманов: перед началом охотни­ чьего и рыболовного периода шаман совершал камлание и ука­ зывал, в каких угодьях, кто из родовичей должен охотиться и ловить рыбу. Крепостнический пережиток „пособка"—рабо­ та безоленных бедняков на богатых родовичей за одно лишь содержание—являлась обязанностью. У ойротов, хакасов, бурят и якутов в семейном праве имел знач. кровный род со сложной сист. родства. Родовую соб­ ственность сменила семейная; наследование —без завещания. Во избежание уплаты выс. калыма совершалось похищение невесты с ее согласия. Калым не оказывал влияния на поло­ жение женщины; после смерти мужа, если нет взрослого сына, в тасть в семье переходила ко вдове,- расторгались браки без всяких формальностей, фактически. В семейном быту ойротов, хакасов и якутов постепенно утвердилась моногамия. В О. п. якутов отмечается дружественный обмен—атас со сложными правоотношениями. У казаков в О. п. сохранялась родовая месть, калым, барант а (см ). О. п. казаков—адат—вытеснялся шариатом, по корану. Шариат ограничивал многоженство четырьмя женами. Паст­ бищные пространства для кочевок делились на зимние, весен­ ние, летние и осенние. Пути кочевок определялись для каж­ дого рода. При кочевом хоз-ве каждый род , семья и отдель­ ный родович должны быть всегда готовы дать отпор всякому посягательству на их интересы. Поэтому самосуд и самоуправ­ ство у коренных народностей Сиб. находили себе частое при ­ менение. Кражи у чужеродцев относились к менее тяжким пре­ ступлениям или совсем не карались. У охотников и рыболовов самыми тяжкими преступлениями считались посягательства на охотничьи и рыболовные угодья, а у скотоводов—ското-и ко­ нокрадство. Наказание розгами (лозами), от к-рого не осво­ бождались и женщины, являлось распространенным взыска­ нием; наиболее тяжкие наказания—изгнание из рода и скры ­ вавшееся от органов власти убийство. Суд производился род. старостой (князьком) одним или с 2 выборными; но суглан принимал деятельное участие как в рас ­ следовании преступлений, так и в самом суде. Ряд коренных народностей Сиб. сохранял еще до Октябрьской рев. свое первобытное хоз-во и родовой быт, в к-ром не различались уголовные и гражд. правонарушения и соц. опасным призна­ валось всякое деяние „недолжностного" и „непочетного" лица, совершенное с нарушением О. п., охраняющего интересы бога­ тых и привилегированных родовичей. Применение О. п. у кочевых туземцев составляло общее пра­ вило; применение же закона являлось вынужденным исключе­ нием. Туземные народности скрывали от власти свою внутрен­ нюю общественную жизнь, а царские чиновники менее всего ею интересовались. Поэтому познание и изучение О. п. пред­ ставляло большие трудности. Октябрьская рев. резко прервала отношения, охраняемые О. правом. Устранение всех царских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2