Сибирская советская энциклопедия_Том4
Более частыми были переделы покосов, но дележка их (по числу мужчин, по душам, по количеству скота, чаще же в зависимости от выставленной водки), фактически ни к какой уравнительности не вела. Усадебные угодия в О. з. душевому поравнению не подвергались. Выгоиы и частично лес были в общем пользо вании. Общинное землевладение отлично ужи валось с частной собственностью, и это дало повод Л. Б. Красину, в статье, напечатанной в газ. «Вост. рбозрение» («Судьбы капитализма 8 Сибири»), иронизировать над «сладкой уве ренностью» народников в «грядущем процве тании народного производства и общины». Февральская рев. в Сиб. не внесла больших изменений во внутриобщинные земельные отно шения. Только после восстановления сов. вла сти в 1919—20 внутриобщинные отношения по лучают первый удар—начинается фактическое ограничение эксплуататорских тенденций кула чества и фактическое лоравнение. С разверты ванием классовой борьбы, ограничением и вы теснением кулацких элементов и началом кол лективизации О. умирает, пытаясь еще в мо дернизованном виде воскреснуть в отдельных проектах представителей кондратьевщины в Сиб. («план» развития сел. хоз-ва Алтайской губ.). Л и т : Марксистские работы: Ленин , В. И . Что такое „дру зь я народа" и как они воюют с социал-демократами, Соч., т. I; его же. Развитие капитализма в России , Соч., т. III; его же. Аграрный вопрос в России к концу XIX века, Соч., т. XII; его же. Аграрная программа с.-д. в первой русской революции, Соч., т. XI; Красин , Л . Б . Судьбы капитализма в Сибири, сб. „Леонид Борисович Красин", М ., 1928. Немар ксистские работы: Кауфман , А . А . Крестьянская община в Сибири, СПб., 1897; его же. К вопросу о происхождении русской земельной общины, М., 1907; его же. Русская община в процессе ее зарождения и развития, М., 1908; Кроль , М . Формы землепользования, „Комиссия для исследования земле владения и землепользования в Забайкальской области", в. 10, СПб., 1898; Ш вецов, С. П . Формы общинного владения землей -на Алтае, „Сб. правовых и общественных знаний", т. XII, М., изд. Моск. Юридич. об-ва, 1893; его же. Формы пользования общинной землей на Алтае, там же, т. III, М., 1894; его же. Крестьянская община. Схема ее возникновения и развития, СПб., 1906; Приамурье. Факты, цифры, наблюдения, М., 1909; Я дринцев , Н . М . Сибирь как колония, СПб., 1892. ОБ’ЕДИНЕНИЕ (Всесоюзное) ПО БОРЬБЕ С ВРЕДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (ОБВ) — организовано по постановлению Нар- комзема СССР от 12 января 1931. На ОБВ воз ложено: организация и осуществление борьбы с вредителями сел. хоз-ва (по договорам с хоз. ор ганизациями) и карантинные мероприятия; снаб жение ядами и аппаратурой всех гос. и коопе ративных организаций, подготовка кадров, изу чение вредителей и учет их. Зап.-Сиб. Краевое отделение ОБВ находится в Н.-Сибироке. Ни зовыми звеньями Зап.-Сиб. отд. является ма- шино-истребительные ст.—МИС. Всего в крае (1931) 15 МИС—Омская, Славгородская, Бара- >бинская, Каменская, Бийская, Рубцовская, Б ар наульская, Ойротская, Н.-Сиб., Тайгинская, Ле нинская, Прокопьевская, Ачинская, Хакасская, Минусинская. В Вост.-Сиб. крае нет ни одной МИС. Низовыми звеньями Вост.-Сиб. отделе ния ОБВ (Иркутск) являются межрайонные инструкторские пункты. Районных инструктор ских пунктов в Вост. Сиб. 8—в Красноярске, Канске, Тулуне, Черемхово, Иркутске, Чите, Сре- тенске и Оловянной. ОБЫЛ, а б ы л—примитивное земледельческое орудие, вроде железной мотыги на ручке из изогнутого корня, применявшееся некоторыми туземцами Сиб. (на Алтае) для ручного вскапы вания почвы под посев полевых растений. ОБЫЧНОЕ ПРАВО ТУЗЕМНЫХ НАРОДНОСТЕЙ СИБИ- РИ—Большая часть коренных жителей Сиб. ко времени прихо да русских имели родовое устройство, т.-е. жили о б в и н е н и я ми кровных родов. Родовые об'единения входили в родовые •союзы. Родовой строй имел свою эконом, базу: он соединял силы родовичей для занятий охотой, рыболовством и скотовод ством. Эта общественная структура неизбежно вела к эконом, расслоению: образовывались высшие сословия, в виде князь ков и почетных родовичей. Рус. завоеватели оставили туземцам родовое устройство и предоставили „суд и расправу" между ними производить их родовым управам и старейшинам по пле менным правилам, степным законам и обычаям. Родовому ста росте (князьку) предоставлялись права старшего. Все дела меж ду туземцами в их кочевьях признавались исковыми, граждан скими правонарушениями, за исключением возмущения, наме ренного убийства, грабежа и насилия, подделки монеты и по хищения казенного и общественного имущества. Племенные правила, степные законы и обычаи составляли содержание О.п., оформляющего промысло-производственные отношения хоз. быта кочевых и бродячих туземцев Сиб.—охотников, рыболовов и скотоводов. О. п. туземцев обнимало собою не только юридические нормы, но также быт, нравы и религию, что сообщало родовому строю особую неподвижность. Родо вая связь „освящалась4 родовыми тотемами (верой в происхо ждение племени от животного, к-рое является родовым сим волом) и господством тайнодействующих запретов—табу. В систему О.п. входили: 1)семейные и наследственные право отношения, 2) охотничье и рыболовное право и 3) пастушеское право. Источниками О. п. служили преимущественно приго воры сугланов (см.), решения родовых управлений и инород ных управ по возникающим делам; у казаков также Эреже— посуановления собраний народных судей-баев о правилах, к-рыми они руководствуются при решении дел. У забайкаль ских бурят и казаков О. п. собиралось и записывалось в осо бые сборники. За период рус. господства в Сиб. распространились магоме танство, буддизм и христианство. Новые религии освящали сложившиеся отношения, а служители культов, ставши в ряды привилегированных групп, увеличивали силу последних и спо собствовали большему угнетению и эксплоатации нар. масс, к-рые воспринимали и новые обряды, как обязательные нормы повседневного обихода. Ю р и д и ч е с к и е о б ы ч а и о т д е л ь н ы х н а р о д н о с т е й . У тунгусских и самоедских племен, у юраков, остя ков, долган и карагасов сохранялся до недавнего времени кров ный род, многоженство, брак с калымом (см.), с рабством же ны, переходившей после смерти мужа вместе с др. имуще ством к ближайшему родовичу. Купля-продажа —на стадии натурального обмена. Дарение —с отдариванием. Охотничьи и рыболовные угодья разделены между родами, а угодья каж дого рода по урочищам между семьями. Хищническое втор жение русских в охотничьи угодья и обнищание целых родов потрясли хоз. быт и повлияли на прочность родового строя. Непроведение землеустройства и водоустройства способство вало сохранению авторитета шаманов: перед началом охотни чьего и рыболовного периода шаман совершал камлание и ука зывал, в каких угодьях, кто из родовичей должен охотиться и ловить рыбу. Крепостнический пережиток „пособка"—рабо та безоленных бедняков на богатых родовичей за одно лишь содержание—являлась обязанностью. У ойротов, хакасов, бурят и якутов в семейном праве имел знач. кровный род со сложной сист. родства. Родовую соб ственность сменила семейная; наследование —без завещания. Во избежание уплаты выс. калыма совершалось похищение невесты с ее согласия. Калым не оказывал влияния на поло жение женщины; после смерти мужа, если нет взрослого сына, в тасть в семье переходила ко вдове,- расторгались браки без всяких формальностей, фактически. В семейном быту ойротов, хакасов и якутов постепенно утвердилась моногамия. В О. п. якутов отмечается дружественный обмен—атас со сложными правоотношениями. У казаков в О. п. сохранялась родовая месть, калым, барант а (см ). О. п. казаков—адат—вытеснялся шариатом, по корану. Шариат ограничивал многоженство четырьмя женами. Паст бищные пространства для кочевок делились на зимние, весен ние, летние и осенние. Пути кочевок определялись для каж дого рода. При кочевом хоз-ве каждый род , семья и отдель ный родович должны быть всегда готовы дать отпор всякому посягательству на их интересы. Поэтому самосуд и самоуправ ство у коренных народностей Сиб. находили себе частое при менение. Кражи у чужеродцев относились к менее тяжким пре ступлениям или совсем не карались. У охотников и рыболовов самыми тяжкими преступлениями считались посягательства на охотничьи и рыболовные угодья, а у скотоводов—ското-и ко нокрадство. Наказание розгами (лозами), от к-рого не осво бождались и женщины, являлось распространенным взыска нием; наиболее тяжкие наказания—изгнание из рода и скры вавшееся от органов власти убийство. Суд производился род. старостой (князьком) одним или с 2 выборными; но суглан принимал деятельное участие как в рас следовании преступлений, так и в самом суде. Ряд коренных народностей Сиб. сохранял еще до Октябрьской рев. свое первобытное хоз-во и родовой быт, в к-ром не различались уголовные и гражд. правонарушения и соц. опасным призна валось всякое деяние „недолжностного" и „непочетного" лица, совершенное с нарушением О. п., охраняющего интересы бога тых и привилегированных родовичей. Применение О. п. у кочевых туземцев составляло общее пра вило; применение же закона являлось вынужденным исключе нием. Туземные народности скрывали от власти свою внутрен нюю общественную жизнь, а царские чиновники менее всего ею интересовались. Поэтому познание и изучение О. п. пред ставляло большие трудности. Октябрьская рев. резко прервала отношения, охраняемые О. правом. Устранение всех царских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2