Сибирская советская энциклопедия_Том4
.П ар о в а я атмосферическая машина большого корпуса”, изобретенная в 1763 шихтмейстером Ползуновым (Воспроизведение подлинного чертежа Ползунова) и изобретательству. Мысль использовать пар для получения механической работы возникла у П. задолго до изобретения англичанином Уат том своей паровой машины непрерывного дей ствия. Предшественником П. был лишь Ньюко мен, с паровой машиной к-рого изобретатель ознакомился, повидимому, по вышедшей в 1760 на рус. яз. книге Шлаттера «Обстоятельное на ставление рудному делу». П. учел гл. недоста ток машины Ньюкомена—перемежаемость дей ствия, ограничивающую круг ее применения, и настойчиво, в условиях полного одиночества, непонимания, рутины и враждебности, разра ботал свой проект двухцилиндровой паровой атмосферической машины со встречным движе нием поршней. 8 мая 1763 этот проект был пред ставлен в канцрляоию Колывано-Воскресенских заводов (см.). Проект испытал обычную судь бу бюрократической волокиты того времени и попал, наконец, на отзыв того же Шлаттера, к-рый счел машину непригодной для целей гор нозаводской пром-сти и предложил перерабо тать проект «согласно преподанным указани ям». Все же П. был поощрен «чином» и назна чением выдачи 400 рублей. Оригинальный про ект П. «машины большого корпуса» в указаниях Шлаттера лишался многого в конструктивном отношении (уменьшены размеры машины, шки вы заменены коромыслами, было упрощено во допитательное устройство и пр.). С весны 1764 П. получил возможность приступить к построй ке машины на бер. Барнаульского пруда в це лях приведения посредством нее в действие воздуходувных мехов для плавки руд. К декаб рю 1766 машина была закончена (кроме возду ходувного устройства). Атмосферическая маши на П. состояла из двух вертикальных медных цилиндров, установленных над медным же па ровым котлом с раструбами в верх, части. В цилиндрах навстречу друг другу двигались медные поршни-диски, соединенные шарнирны ми штангами и цепями с дугами деревянного балансира (коромысла). Для питания водой па рового котла, конденсации пара и наполнения цилиндров был устроен над поршнями штан говый насос, подающий воду из колодца, при водимый в качательное движение от машинно го балансира. Отвод воды, пара и воздуха из цилиндров производился при помощи довольно сложной системы труб и чаш с грузами. Самым оригинальным в машине являлось автоматиче ское паро-водо-распределение, к-рое для двух цилиндров осуществлялось одним общим при водом, с одним краном и с одним клапаном- защелкой. Так же остроумно были устроены паро- и водо-указательные трубки в паровом котле с кранами и автоматический подательный прибор для него. От балансира вне зданий шли цепи к двум громадным мехам (из дерева и ко жи), на крышки к-рых были наложены грузы. Воздух из них поступал по двум трубам в ларь и распределялся по печам. Размеры маши ны были для того времени огромны: деревян ное здание, в к-ром она помещалась, имело выс. внутри 16,25 м, дл. до 16 м, шир. 9 м; выс. ци линдров 3,28 м, дл. балансира 9,6 м. Вся работа была проделана П. лишь с помощью двух уче ников и двух рабочих при полном отсутствии в то время технических приспособлений, в усло виях скупости и недоброжелательства завод ской администрации. Здоровье и силы П. были подорваны, и он за 6 дней до пуска в ход ма шины умер от туберкулеза (29 мая 1766). После смерти П. машина работала 6 месяцев и за это время было проплавлено 148 т серебро-свинцо- вых руд, из к-рых получено золота 5,82 кг и серебра ок. 246 кг — на сумму 18.471 руб., в то время как на все сооружение машины было истрачено 7.455 рублей. Машина была остано влена из-за прогорания парового котла, исправ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2