Сибирская советская энциклопедия_Том4

.П ар о в а я атмосферическая машина большого корпуса”, изобретенная в 1763 шихтмейстером Ползуновым (Воспроизведение подлинного чертежа Ползунова) и изобретательству. Мысль использовать пар для получения механической работы возникла у П. задолго до изобретения англичанином Уат­ том своей паровой машины непрерывного дей­ ствия. Предшественником П. был лишь Ньюко­ мен, с паровой машиной к-рого изобретатель ознакомился, повидимому, по вышедшей в 1760 на рус. яз. книге Шлаттера «Обстоятельное на­ ставление рудному делу». П. учел гл. недоста­ ток машины Ньюкомена—перемежаемость дей­ ствия, ограничивающую круг ее применения, и настойчиво, в условиях полного одиночества, непонимания, рутины и враждебности, разра­ ботал свой проект двухцилиндровой паровой атмосферической машины со встречным движе­ нием поршней. 8 мая 1763 этот проект был пред­ ставлен в канцрляоию Колывано-Воскресенских заводов (см.). Проект испытал обычную судь­ бу бюрократической волокиты того времени и попал, наконец, на отзыв того же Шлаттера, к-рый счел машину непригодной для целей гор­ нозаводской пром-сти и предложил перерабо­ тать проект «согласно преподанным указани­ ям». Все же П. был поощрен «чином» и назна­ чением выдачи 400 рублей. Оригинальный про­ ект П. «машины большого корпуса» в указаниях Шлаттера лишался многого в конструктивном отношении (уменьшены размеры машины, шки­ вы заменены коромыслами, было упрощено во­ допитательное устройство и пр.). С весны 1764 П. получил возможность приступить к построй­ ке машины на бер. Барнаульского пруда в це­ лях приведения посредством нее в действие воздуходувных мехов для плавки руд. К декаб­ рю 1766 машина была закончена (кроме возду­ ходувного устройства). Атмосферическая маши­ на П. состояла из двух вертикальных медных цилиндров, установленных над медным же па­ ровым котлом с раструбами в верх, части. В цилиндрах навстречу друг другу двигались медные поршни-диски, соединенные шарнирны­ ми штангами и цепями с дугами деревянного балансира (коромысла). Для питания водой па­ рового котла, конденсации пара и наполнения цилиндров был устроен над поршнями штан­ говый насос, подающий воду из колодца, при­ водимый в качательное движение от машинно­ го балансира. Отвод воды, пара и воздуха из цилиндров производился при помощи довольно сложной системы труб и чаш с грузами. Самым оригинальным в машине являлось автоматиче­ ское паро-водо-распределение, к-рое для двух цилиндров осуществлялось одним общим при­ водом, с одним краном и с одним клапаном- защелкой. Так же остроумно были устроены паро- и водо-указательные трубки в паровом котле с кранами и автоматический подательный прибор для него. От балансира вне зданий шли цепи к двум громадным мехам (из дерева и ко­ жи), на крышки к-рых были наложены грузы. Воздух из них поступал по двум трубам в ларь и распределялся по печам. Размеры маши­ ны были для того времени огромны: деревян­ ное здание, в к-ром она помещалась, имело выс. внутри 16,25 м, дл. до 16 м, шир. 9 м; выс. ци­ линдров 3,28 м, дл. балансира 9,6 м. Вся работа была проделана П. лишь с помощью двух уче­ ников и двух рабочих при полном отсутствии в то время технических приспособлений, в усло­ виях скупости и недоброжелательства завод ­ ской администрации. Здоровье и силы П. были подорваны, и он за 6 дней до пуска в ход ма­ шины умер от туберкулеза (29 мая 1766). После смерти П. машина работала 6 месяцев и за это время было проплавлено 148 т серебро-свинцо- вых руд, из к-рых получено золота 5,82 кг и серебра ок. 246 кг — на сумму 18.471 руб., в то время как на все сооружение машины было истрачено 7.455 рублей. Машина была остано­ влена из-за прогорания парового котла, исправ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2