Сибирская советская энциклопедия_Том4
самостоятельной культуры. Уже преемник и брат Батыя, Беркэ, ввел ислам в Кипчаке (Зо лотой Орде); за ним последовали ханы в Пер сии и Чагатае (Туркестане). Ислам распростра нился среди турецких народностей вплоть до коренных провинций Китая, а с ним и арабская письменность. Уйгурская письменность, в про тивовес этому, отождествилась с буддизмом, а поскольку монголы, в противоположность тур кам, принявшим ислам, усвоили буддизм, она стала и национально-монгольской. Дальнейшему усовершенствованию уйгуро-монгольский алфа вит подвергся у наиб, активного монгольского народа — калмыков (ойротов), попользовавших ламаизм для потребностей политической борь бы. Поскольку ламайская церковь сохраняла иерархическую зависимость от далай-ламы, в бо гослужении оставался тибетский язык. Попытка Хубилая создать особый монгольский алфавит на тибетсдой основе, вместе с попыткой созда ния церковной организации, приспособленной для защиты классовых интересов монгольских феодалов, потерпела неудачу. Уйгуро-монголь- ская письменность сохранялась и у сиб. на родностей монгольской культуры. Енисейские кыргызы в XVII и начале XVIII вв. пользовались калмыцким языком и письмом; кыргызские князья имели секретарей-калмыков. Чжунгар ский хун-тайчжи Галдан обращался в своих ма нифестах, начертанных на скалах Минусинско го края, к кыргызам и зависимым от них на родам на калмыцком языке, очевидно, рассчи тывая на наличность грамотных по-калмыцки людей в крае. Монгольская письменность бы ла, несомненно, знакома и Юж. Сибири. Когда иркутские воеводы перехватили письма Галда- на, их содержание было установлено, случайно оказавшимся в Иркутске, бурятом, хотя он и не был знаком с калмыцким диалектом. Ламаизм тесно спаялся с феодально-крепостнической верхушкой в Монголии; в этой среде не со здалось и не могло создаться литературы для масс, вопреки приписывавшемуся Палласом и др. немецкими учеными ламам массовому куль турному воздействию. Монгольские князья и подражавшие им бурят-монгольские родовичи жили в искусственно-созданной атмосфере кле рикально-богословских интересов. Магометан ское духовенство также было связано лишь с татарской буржуазией и стояло далеко от масс. Поэтому с проблесками пробуждения послед них появляются попытки интеллигенции не столько секуляризировать национальную лит-ру, сколько использовать рус. миссионерско-пере водческие организации для контрабандного внедрения в массы рус. научно-популярной и художественной лит-ры рядом с богослужебно православной. Сюда относится деятельность таких лиц, как бурятский учитель Болдонов. Увлекаясь мыслью о приобщении одноплемен ников к европ. культуре при посредстве рус. литературы и письменности, они были сторон никами рус. алфавита. Кроме бурят, буквари и издания на рус. алфавите были среди алтай цев, нб успеха они не имели. После»революции 1905 начинает развиваться широкое обществен ное и рев. движение и среди сиб. народностей. Вопросы письменности, алфавита становятся программными вопросами. Феодально-крепост нические «последыши» держатся за ставшие «национальными» монгольский и арабский ал фавиты, тесно спаявшиеся с клерикальной пись менностью; одновременно они цепляются за религию и церковь, отождествляемые ими с на циональностью. К ним примыкает по ряду во просов та часть интеллигенции, к-рая связана с народившейся национальной буржуазией. Она за национальный алфавит, но реформирован ный, приспособленный к новой экономической и культурной обстановке, и не против ламаиз ма или ислама, но реформированных в духе «демократизма». Появляются «красные ламы»- и «красные муллы»; делаются попытки пере строить церковь на началах «первоначальной- чистоты и общинности». Возникает ряд проек тов реформированного и упрощенного алфа вита (монгольский алфавит Агван Доржиева и др.). «Левые» течения отвергают компромис сы с духовенством и попытки реформировать старые алфавиты. Они высказываются за ла тинский алфавит, как наиб, простой и удобо усвояемый. Мелко-буржуазная ограниченность этих течений сказывается на чисто механисти ческом подходе к приспособлению латинского алфавита к национальным языкам. Берутся зна ки, шрифт и произвольно используются для изображения звуков в данном языке. Тогда ж е появилось и радикальное течение, полностью отрицавшее необходимость создания националь ной письменности и призывавшее практически к русификаторству . Только Октябрьская рев. подвела прочную базу под разрешение вопро сов, связанных с национальными алфавитами и письменностью. В результате широко проведен ной массовой подготовительной работы на кон ференциях, с’ездах, в научно-исследователь- ских учреждениях была выработана научная обще-латинская основа для национальных язы ков, на к-рой перестроена письменность значит, числа народов Сиб. (татары, казахи, ойроты,, хакасы, буряты, якуты и др.). На рус. основе вводится П. у ряда сев. народностей. «Проле тарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И, наоборот, национальная культура не отменяет пролетар ской культуры, а дает ей форму» (Сталин). Соответственно с этим основным лозунгом на ционального строительства в сов. государстве проходятся этапы создания письменности у ка захов, киргизов, алтайцев, бурят, якутов и др. народностей. В течение короткого периода со здались художественная лит-pa, большая поли тическая (гл. образом переводная) лит-pa, пе риодика, язык школьного преподавания и де ловых сношений. н. к. Л и т.: Томсен. Дешифровка орхонских и енисейских над писей, СПб., 1894; Козъмин, Н . Н . Классовое лицо „атысы" Йоллыг-Тегина, автора орхонских памятников, Сб. в честь академика С. Ф. Ольденбурга, СПб., 1934; Барадин , Б . Б . Вопросы повышения бурят-монгольской языковой культуры, Баку, 1929; Сталин , И . В . Вопросы ленинизма, М., 1935. ПИССИТ —минерал; под этим именем в кон це XVIII в. описан Германом (см.) полуопал из Николаевского рудника на Зап. Алтае. Мине рал отличается крупно-раковистым изломом и хрупкостью и образует значит, скопления от светло-желтого до темно-красного цвета; иног да окраска носит пятнистый характер. Твер дость 6—7; уд. в. 2,13. Лучшие сорта, отличан> щиеся богатством тонов, встречаются в Ильин ском разносе рудника. ПИТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — см. Обще ственное питание. ПИТ БОЛЬШОЙ, р.—прав. ггит . р. Енисея. Бе рет начало в Енисейском кряже (см.) и течет в юж. направлении до впадения р. Б. Пенченги, где принимает ю.-з., а от р. Сухой Пит — зап. направление до своего устья, расположенного под 59° с. широты. Гл. притоки справа—Чирим- ба, Ведуга, Лендахо и Каменка; слева—Тышимо, Горбилок, Б. Пенченга и Сухой Пит. Все они,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2