Сибирская советская энциклопедия_Том4
фель (сеянцы Писарева №№ 18, 56 и 38), ран нее бурятское просо и др. В 1922 руководил Монгольской . экспеди цией, к-рая посетила ■очаги первобытного зе мледелия и получила большой материал по полевым • и огородным культурам. Автор печ. работ: Тулунское опыт ное поле, Иркутск, 1916; Четыре образца якут ской пшеницы, «Тр. по 'Прикладной Ботанике», Пб., 1916; Пшеница Ир- • кутской губ., «Тр. Вост.- Сиб. С. - X. Опытной Станции», в. 1, Иркутск, 1922; Очерк истории и •современного ния с.-х. ла в Вост.-Сиб. обла сти, Иркутск, 1923; При кладная ботаника и се лекция в СССР за 10 лет, «Сб. С.-Х. Опытно го Дела», М., 1928, и др. ПИСЬМЕННОСТЬ СИБИРСКИХ НАРОДНО СТЕЙ. — Самые древние памятники письменно сти— это различные юридические и полити ческие акты, надгробные надписи на могилах представителей господствующего класса. С раз витием общественных отношений усложняются и содержание и формы письменности. В Сиб. задолго до нашей эры существовали сложные общественные отношения, с развитыми форма ми товарообмена, классовым расчленением и гос. аппаратом. Обладатель средств производ ства, в виде скота, охотничье-промыслового снаряжения, земельных участков, должен был вести учет продукции своего и зависевших от него хоз-в, задолженности и пр. В китайских источниках встречаются определенные сведе ния о бирках (см.), особых дощечках и палоч ках, заменявших расчетные и отчетные доку менты. По всей Сиб. сохранились памятники пиктографического (образного) письма, дошед шего у сев. народностей, напр., у юкагиров, до нашего времени; одним и з видов такого пись ма являются писаницы (см.). Китайские же источники дали указания на существование на стоящей письменности в первых веках нашей эры. Письмо турецких народностей было не ки тайской системы, а сист. народов ху, т.-е. ара бов и др. зап. народов. Греческие источники также устанавливают для VI в. существование у турков «скифского письма». Открытие и де шифровка орхонских и енисейских памятников (см. Орхонские надписи) установили широкое распростр. указанных китайцами и греками письмен на пространстве от Туркестана до вост. прит. Селенги, свидетельствующее о значит, развитии литер, языка и разработанности его грамматики. Памятники этой письменности рас падаются на две группы: 1) политических до кументов, представляющих манифесты и поли тические завещания турецких ханов и князей, и 2) частных надписей на могилах и предметах {напр., сосудах). Все надписи сделаны на кам не или металле; надписей на др. материале по ка не найдено; поэтому мы не имеем образцов скорописи. С средины VIII в. доминирующая роль переходит к уйгурской группе турок, за нявших крупнейшие торговые пути средневе ковой Центр. Азии и игравшей видную роль в товарообмене между 3. и Востоком. Уйгуры по степенно вытеснили и отуречили своих пред шественников согдийцев. Предполагают, что уйгуры взяли от согдийцев созданный послед ними на сирийской основе алфавит, к-рый полу чил затем название уйгурского и был положен в основу письменности -монгольских народно стей (халхасов и калмыков) и маньчжуров, с небольшими вариантами. Енисейско-орхонский алфавит имеет горизонтальную строку, при чте нии оправа налево. Уйгуро-монгольский имеет вертикальную строку {при чем столбцы распо лагаются слева направо), приспособлен преим. для скорописи и представляет типичную «вязь». Наиб, удобный для него материал ткань, бума га. Он вызван потребностями товарообмена, раз вития деловых сношений. От уйгуров письмен ность была заимствована, вместе с уйгурскими письмоводами, их ближайшими одноплеменни ками—кереитами и наиманами. От домонголь ской эпохи до нас дошел уйгурский памятник «Кудатку Билик», относящийся к XI веку. Он отражает феодальную идеологию в условиях развития торгового капитала, тоску по твердой власти и порядку. По китайскому рассказу, Чин- гиз-хан впервые, от взятого в плен хранителя печати наиманского хана, узнал, что указы да вались последним в письменной форме, с при ложением ханской печати; Чингиз тут же при казал установить этот порядок и у себя; вместе с тем он велел обучать своих сыновей и детей вельмож уйгурской грамоте. Уйгурская пись менность стала официально монгольской. Из эпохи монгольской империи открыто незначит. число памятников, это письма персидских ха- нов-хулагидов французским королям и папам. В пределах бывшей империи (устье Амура, Онон) найдены камни с надписями’ официально го происхождения. Даже т. наз. «камень Исун- ка», говорящий об искусстве в стрельбе из лука племянника и начальника личной охраны Чин- гиз-хана, носит характер почетного рескрипта. Находки в вост. туркестанских развалинах го родов, вероятно, введут нас в круг тем иного порядка. Уйгуры к их зап. родичи не удержали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2