Сибирская советская энциклопедия_Том4
стема гексагональная; призматические боченко- образные кристаллы, почковидные соединения и сплошные массы. Цвет преим. зеленый в ра з ных оттенках, а также бурый и желтоватый. Просвечивает. Твердость 3,5—4; уд. в. 6,9—7,0 Является вторичным образованием в м-ниях свинцового блеска. Встречается порой в .боль ших скоплениях. Красивые кристаллы П. нахо дятся в рудниках Нерчинского окр.—Зерентуй- ском, Трехсвятительском, Тайнинском, Шил- кинском и др. ПИРРОТИН ( м а г н и т н ы й к о л ч е д а н ) — сульфид железа (Fen Sn + ), часто с примесью никеля. Кристаллическая сист. гексагональная. Редко встречается в кристаллах, чаще в сплош ных массах, зернистых или скорлуиоватых аг- грегатах и вкрапленным. Цвет бронзово-жел тый до томпаково-бурого. Блеск металлический. Твердость 3,5 — 4,5; уд. в. 4,5 — 4,6. Магнитен. Является минералом изверженных и метамор фических горных пород. Ni-содержащий П . - одна из важнейших никелевых руд (см.). М-ния; уроч. Так-пас б. Бюрлинской вол. и Мурджинские горы в Казахстане, Таловский рудник на Алтае, по р. Кадре (прекрасные кри сталлы в метаморфическом известняке), в Юж.- Енисейской тайге, в руднике «Коммунар» (Ха касия), в ’Норильских горах и в рудниках Те- гюхе Ольгинского района ДВ края. ПИРУССКИЙ, Владислав Станиславович (1858 —1934) — врач-педагог и общественник-физ культурник. По окончании Московского Ун-та работал в Сиб. (Каинский и Томский уу., ж.-д. новостройки, Иркутск). Пропагандист физиче ских методов лечения. Организовал в Томске Об-во практических врачей, Об-во содействия физическому развитию, деятельностью к-рого руководил в течение ряда лет. В годы сов. строительства организовал сан. работу Томско го Губздрава, Губсовет физ. культуры и пр. По его инициативе и под его руководством в Том ске был открыт Сиб. Ин-т физической культу ры (1921—23). Работал в Зап.-Сиб. физио-тера- певтическом ин-те, позднее в Вост.-Сиб. физио терапевт. институте. Имеет ряд печ. работ. ПИСАНИЦЫ — древние рисунки и надписи на скалах и могильных камнях. П. встречаются в Сиб. часто, они очень разнообразны и раз личаются как по сюжету, так и по стилю и технике выполнения. Большинство П. представ ляет собрание беспорядочно разбросанных от дельных фигур человека (рис. 8—И), животных (1—4, 5—7, 14), различных непонятных знаков и загадочных предметов. Сравнительно реже встречаются животные в упряжке (15, 17). Часто фигуры эти группируются в определенном по рядке и образуют сложные картины, изобра жающие различные сцены из военной и мир ной жизни населения и, гл. обр., охоту на ди ких зверей. Нередко изображаются шаманские бубны (18, 22) и шаманы (13). Фигуры выполне ны различно. Чаще всего они изображены очень схематично толстыми линиями (1, 8—11, 16). В др. случаях это контурный рисунок, б. или м. реально изображающий предмет (2—7, 15, 17, 20, 21). Также различна и техника нане сения рисунка. Часто они выдолблены или на царапаны каким-то острым орудием. Иногда же контуры рисунков сделаны широкой, гладко высеченной, желобчатой линией. Наконец, мно гие П. нарисованы красной или черной крас кой. Определение времени начертания П. пред ставляет большие трудности, т. к. их трудно сравнивать с др. известными нам памятниками. Этому в значит, мере мешает и то, что отдель ные фигуры одной и той же П. могли быть нарисованы в различные времена. Некоторые П., или части их, могут быть отнесены к на чалу новой эры. Это сцены ок. жилищ и т. наз. «скифских» котлов (19) и некоторые фигуры животных, сходные по стилю с изображения ми животных на изделиях бронзовой эпохи. Некоторые др. фигуры животных и пеших или конных охотников напоминают рисунки, вы гравированные на костяных, серебряных и ка менных предметах VII века. Большая часть выдолбленных и вырезанных П. и, вероятно, все П., нарисованные краской, имеют меньшую давность и относятся уже «о второму тысяче летию новой эры. Происхождением своим П. обязаны разным причинам. В одних случаях они играли роль исторических документов, ког да требовалось запечатлеть наиб, крупные со бытия в жизни общества — войны, большие охоты и пр. В др. случаях они могли иметь культовое знач. и делались с целью обеспече ния удачи на охоте или для оберегания людей и скота от болезней и бед, или для др. надоб ностей: Наконец, не исключена возможность, что многие фитуры из П. являются продуктом- деятельности праздных пастухов. В долине Енисея находятся высеченные на скалах или чаще на стоящих в степи камнях рунообразные письмена (23). Они являются б. ч. надгробными надписями, сделанными в честь умерших^ х а нов или князей и написаны древним енисейско- орхонским алфавитом, употреблявшимся турка ми в VII—VIII вв. новой эры. В некоторых местах встречаются более поздние, написан ные краской, монгольские надписи. Одна из них (XVII в.) является наставлением о том, как обращаться с пленными. См. также Письмен ность сибирских народностей. Л и т.: Агапитов , Н . Н . Прибайкальские древности. Изоб ражения на утесах, „Изв. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва“, 1881, т . XII, № 4—S; Савениов, И . Т. О древних памятниках изоб разительного искусства на Енисее, М ., 1910; Х орош их , П . Исследования каменного и железного века Иркутского края, „Изв. Биолого-Географического Ин-та", т . I, в. 1, Иркутск, 1924; Ксенофонтов, Г. В . Изображения на скалах р. Лены в пределах Якутского округа, „Бурятоведение", 1927, в. 3; Городцов, В . А . Скальные рисунки Тургайской области (ука затель лит-ры), „Тр. Гос. Исторического Музея“ , в. 1, М., 1926. ПИСАРЕВ, Виктор Евграфович — агроном- селекционер. Р. в 1882, в Иркутске; окончил Казанский Ун-т и Петровскую С.-Х. Академию. В 1912 организ. Тулунскую опытную ст., к-рой и заведывал 10 лет, сосредоточившись, гл. обр., на селекции местных сортов, в целях выведе ния ранних и засухоустойчивых культур, при годных для Иркутской губернии. Из сортов, выведенных им, отметим яровую пшеницу «Ту лун 81/4», овес «Тулун 86/5», ячмень «Черво нец», горох полевой Писарева (бета), карто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2