Сибирская советская энциклопедия_Том4
Данилова доказанным, то в нопных строч ках его имеем первые записи сиб. мелодий; но эти записи недостаточны для изучения мело дической стороны песен, т. к., видимо, дают не основные мелодии, а только аккомпанемент к ним. В самом конце прошлого столетия в эт нографической лит-ре появляются записи ру с ско-сибирских песен М. Н. Костюриной из То больской губ. («Ежегодник Тобольского Губ. Музея», 1894/95, положенных на один голос; в 1899—1903 Н. П. Протасов записывал песни в Забайкалье (у старожилого населения и у ста рообрядцев) и в Приангарье. Из большого со брания (ок. 500) мелодий, положенных тоже на один голос, опубликовано менее полусотни («20 народных песен Сибири» в переложении А. Пе трова, изд. Песенной комиссии Р. Г. Об-ва, 1902; «Песни забайкальских старообрядцев», «Сиб. Жив. Старина», VI, 1926). Записи мело дий (В. В. Мокеева, И. С. Хромовских, Е. И. Ти това), положенных (1922 — 27) на несколь ко голосов, напечатаны в самом незначит. ко личестве. Имеющиеся в научном обороте мате риалы дают основания думать, что мелодии ста ринных рус. песен, принесенные из Зауралья, не испытали в Сиб. к.-л. существенных измене ний; особенно хорошо, едва ли не в полной неприкосновенности, сохранялись старо-русские мелодии в т. наз. «замкнутых» группах населе ния («семейакие»). Хорошая сохранность сви детельствуется, м. пр., Римским-Корсаковым. См. также Музыка и музыкальные инструменты сиб. народностей. г- в - Л и т . : А задовский , М . Сибирские темы в изучении рус ского фольклора, „Св. Трудов Иркутского Гос Ун-та“, в. IX. 1925- М аксимов , С. О сибирских великорусских песнях, .Живая Старина", 1898, 1; A s , А . (Арефьев). К вопросу о сиб. народной песне, „Сиб. Сборник", 1899, 1; М акаренко , А . Сиб. песенные старины, „Живая Старина", 1907, 1 IV; Песни каторги и ссылки, М., изд. Об-ва политкаторжан и ссыльно поселенцев, 1930. П е с н и с и б и р с к и х н а р о д н о с т е й — ярко выявляют мышление и социальные тенден- ции своих носителей. Старинные песни исчеза ют в быту, заменяясь песнями современными. Элементы родового об-ва отразились в песно- творчестве палеазиатов, в частности, в песнях культового значения. Певец-импровизатор трак туется, как потомок небесного певца (у чук чей), как избранник духов (у гиляков—духа -«мифкехна», пребывающего на кончике языка певца и диктующего ему мысли). Глубокое чув ство природы, свойственное палеазиатам, вы ражено в реалистических образах многих пе сен. Разнообразна и реалистична лирика чук чей, коряков, юкагиров. Лирика гиляков («алах- тунд») совершенна по форме и драматизму. У них имеются колыбельные, сатирические и др. песни. Особыми чертами отмечены песни, ис полняемые на медвежьем празднике, плачи пе ред началом сожжения покойников, шаманские песни и пр. Среди обруселых чуванцев и ю ка гиров сохранились былины и протяжные быто вые песни (к-рые они поют на свой мотив). У гольдов, наряду с унылыми, меланхоличными песнями, наблюдаются женские песни эротиче ского содержания. Тунгусы-охотники и олене воды создали многочисленные образцы лириче ских и эпических песен. У народов, находившихся на более выс. сту пени общественного развития, вступивших в сферу феодальных и капиталистических отно шений (якуты, казахи, алтайцы, буряты), песни не ограничивались реалистическим примитив ным воспроизведением окружающего. В ф ео дальных поэмах, славивших легендарных геро ев, образы приобретали условный характер, формы обогащались вычурными украшениями. Содержание старинных песен якутов охватыва ло историю народа, быт его и впечатления от окружающей природы. До недавнего прошлого среди якутов бытовали эпические песни(«олон- го»), исполняемые несколькими певцами (дра матизированное пение), торжественные хоро вые песни, прочувствованная лирика. Нередки ми были состязания певцов в игровых и лири ческих песнях. Поражает исключительно поэ тическая образность, яркость красок и жизне радостность якутских песен. Со стороны поэти ческой формы (звучные стихи, точная рифма, насыщенность образами) песни также высокого качества. Характерны песни, оценивающие окот, как высшее благо для скотовода. Интересны до рожные песни и песни, сопровождающие тру довые процессы. У казахов кроме лирических («карулбн») пе сен, были распространены повествовательные («жыр»), с четкими социальными мотивами: вы явление трудностей жизни джатаков, тяжелого положения туленгутов (ханских рабов) и т. д. Дошли до нас песни о древних героях, напр. Тамерлане, и более близкие нашему времени— напр, песни, рисующие борьбу за освобожде ние хана Кенесара Касымова и др. Одна из луч ших песен, записанных Затаевичем («500 песен», № 103), посвящена вождю казахской вольницы Канафия, томившемуся в Акмолинской тюрьме. В годы империалистической войны создавались песни рекрутов, посылаемых на тыловые рабо ты. Революция, события гражданской войны обновили содержание песен. Известна песня, под к-рую казахские отряды выступали про тив бандитов в 1920. Записана песня, сложенная по поводу открытия первого с’езда советов в Актюбинске в 1919, и многие др. Многие певцы (акыны) казахов и эвенков прославлены, как исключительные по мастерству исполнения, и пользуются огромным почетом. Песни алтайских племен за годы революции существенно изменились. В лирической песне- импровизации ранее звучала безысходная грусть и безнадежность. Националистами культивиро валась в песнях ненависть к рус. насильникам, колонизаторам («Хан-Алтай» и др.). Восхвалял ся национальный герой Канзабий, попавший в рус. тюрьму и пр. (см. Бурханизм и Ойротская автономная область), в частности бурханисты, пели: «Нет хуже рыжебородых русских. Камен ный дом в 8 комнат—не дом. Русские спички— не огонь. Косматый русский поп—не человек». Гражданская война внесла в националистические гимны, прославляющие грядущий приход Ойро та, освободителя алтайцев от русских, слова об уничтожении коммунистов, о борьбе против сов. власти и т. д. Рост соц. строительства вызвал свежую волну творчества: в песнях отражается колхозное стро ительство и др. моменты. Вместо традиционной фразы об ожидаемом Ойроте, об’единившем 9 разных народов, теперь поют о колхозе, со бравшем всех трудящихся воедино, о комсомо ле, ликвидации неграмотности и т. д. Весьма разнообразны песни бурят, свадео- ные и молодежные, сопровождаемые пляской (хороводного типа). Стариками исполняются пе сни воспоминаний (архи-зуга). Буряты откли каются песней на житейские события, воспева ют скот и т. Д. Социальные мотивы особ, вы явились в созданных за годы рев. песнях о гра жданской войне, храбрости красных команди ров и бойцов, коварстве и трусости белогвар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2