Сибирская советская энциклопедия_Том4

Данилова доказанным, то в нопных строч­ ках его имеем первые записи сиб. мелодий; но эти записи недостаточны для изучения мело­ дической стороны песен, т. к., видимо, дают не основные мелодии, а только аккомпанемент к ним. В самом конце прошлого столетия в эт ­ нографической лит-ре появляются записи ру с­ ско-сибирских песен М. Н. Костюриной из То ­ больской губ. («Ежегодник Тобольского Губ. Музея», 1894/95, положенных на один голос; в 1899—1903 Н. П. Протасов записывал песни в Забайкалье (у старожилого населения и у ста­ рообрядцев) и в Приангарье. Из большого со­ брания (ок. 500) мелодий, положенных тоже на один голос, опубликовано менее полусотни («20 народных песен Сибири» в переложении А. Пе­ трова, изд. Песенной комиссии Р. Г. Об-ва, 1902; «Песни забайкальских старообрядцев», «Сиб. Жив. Старина», VI, 1926). Записи мело­ дий (В. В. Мокеева, И. С. Хромовских, Е. И. Ти­ това), положенных (1922 — 27) на несколь­ ко голосов, напечатаны в самом незначит. ко ­ личестве. Имеющиеся в научном обороте мате­ риалы дают основания думать, что мелодии ста­ ринных рус. песен, принесенные из Зауралья, не испытали в Сиб. к.-л. существенных измене­ ний; особенно хорошо, едва ли не в полной неприкосновенности, сохранялись старо-русские мелодии в т. наз. «замкнутых» группах населе­ ния («семейакие»). Хорошая сохранность сви­ детельствуется, м. пр., Римским-Корсаковым. См. также Музыка и музыкальные инструменты сиб. народностей. г- в - Л и т . : А задовский , М . Сибирские темы в изучении рус ­ ского фольклора, „Св. Трудов Иркутского Гос Ун-та“, в. IX. 1925- М аксимов , С. О сибирских великорусских песнях, .Живая Старина", 1898, 1; A s , А . (Арефьев). К вопросу о сиб. народной песне, „Сиб. Сборник", 1899, 1; М акаренко , А . Сиб. песенные старины, „Живая Старина", 1907, 1 IV; Песни каторги и ссылки, М., изд. Об-ва политкаторжан и ссыльно­ поселенцев, 1930. П е с н и с и б и р с к и х н а р о д н о с т е й — ярко выявляют мышление и социальные тенден- ции своих носителей. Старинные песни исчеза­ ют в быту, заменяясь песнями современными. Элементы родового об-ва отразились в песно- творчестве палеазиатов, в частности, в песнях культового значения. Певец-импровизатор трак­ туется, как потомок небесного певца (у чук­ чей), как избранник духов (у гиляков—духа -«мифкехна», пребывающего на кончике языка певца и диктующего ему мысли). Глубокое чув­ ство природы, свойственное палеазиатам, вы ­ ражено в реалистических образах многих пе­ сен. Разнообразна и реалистична лирика чук­ чей, коряков, юкагиров. Лирика гиляков («алах- тунд») совершенна по форме и драматизму. У них имеются колыбельные, сатирические и др. песни. Особыми чертами отмечены песни, ис­ полняемые на медвежьем празднике, плачи пе­ ред началом сожжения покойников, шаманские песни и пр. Среди обруселых чуванцев и ю ка­ гиров сохранились былины и протяжные быто­ вые песни (к-рые они поют на свой мотив). У гольдов, наряду с унылыми, меланхоличными песнями, наблюдаются женские песни эротиче­ ского содержания. Тунгусы-охотники и олене­ воды создали многочисленные образцы лириче­ ских и эпических песен. У народов, находившихся на более выс. сту­ пени общественного развития, вступивших в сферу феодальных и капиталистических отно­ шений (якуты, казахи, алтайцы, буряты), песни не ограничивались реалистическим примитив­ ным воспроизведением окружающего. В ф ео ­ дальных поэмах, славивших легендарных геро­ ев, образы приобретали условный характер, формы обогащались вычурными украшениями. Содержание старинных песен якутов охватыва­ ло историю народа, быт его и впечатления от окружающей природы. До недавнего прошлого среди якутов бытовали эпические песни(«олон- го»), исполняемые несколькими певцами (дра­ матизированное пение), торжественные хоро ­ вые песни, прочувствованная лирика. Нередки­ ми были состязания певцов в игровых и лири­ ческих песнях. Поражает исключительно поэ­ тическая образность, яркость красок и жизне­ радостность якутских песен. Со стороны поэти­ ческой формы (звучные стихи, точная рифма, насыщенность образами) песни также высокого качества. Характерны песни, оценивающие окот, как высшее благо для скотовода. Интересны до ­ рожные песни и песни, сопровождающие тру­ довые процессы. У казахов кроме лирических («карулбн») пе­ сен, были распространены повествовательные («жыр»), с четкими социальными мотивами: вы ­ явление трудностей жизни джатаков, тяжелого положения туленгутов (ханских рабов) и т. д. Дошли до нас песни о древних героях, напр. Тамерлане, и более близкие нашему времени— напр, песни, рисующие борьбу за освобожде­ ние хана Кенесара Касымова и др. Одна из луч­ ших песен, записанных Затаевичем («500 песен», № 103), посвящена вождю казахской вольницы Канафия, томившемуся в Акмолинской тюрьме. В годы империалистической войны создавались песни рекрутов, посылаемых на тыловые рабо ­ ты. Революция, события гражданской войны обновили содержание песен. Известна песня, под к-рую казахские отряды выступали про­ тив бандитов в 1920. Записана песня, сложенная по поводу открытия первого с’езда советов в Актюбинске в 1919, и многие др. Многие певцы (акыны) казахов и эвенков прославлены, как исключительные по мастерству исполнения, и пользуются огромным почетом. Песни алтайских племен за годы революции существенно изменились. В лирической песне- импровизации ранее звучала безысходная грусть и безнадежность. Националистами культивиро­ валась в песнях ненависть к рус. насильникам, колонизаторам («Хан-Алтай» и др.). Восхвалял­ ся национальный герой Канзабий, попавший в рус. тюрьму и пр. (см. Бурханизм и Ойротская автономная область), в частности бурханисты, пели: «Нет хуже рыжебородых русских. Камен­ ный дом в 8 комнат—не дом. Русские спички— не огонь. Косматый русский поп—не человек». Гражданская война внесла в националистические гимны, прославляющие грядущий приход Ойро­ та, освободителя алтайцев от русских, слова об уничтожении коммунистов, о борьбе против сов. власти и т. д. Рост соц. строительства вызвал свежую волну творчества: в песнях отражается колхозное стро­ ительство и др. моменты. Вместо традиционной фразы об ожидаемом Ойроте, об’единившем 9 разных народов, теперь поют о колхозе, со­ бравшем всех трудящихся воедино, о комсомо­ ле, ликвидации неграмотности и т. д. Весьма разнообразны песни бурят, свадео- ные и молодежные, сопровождаемые пляской (хороводного типа). Стариками исполняются пе­ сни воспоминаний (архи-зуга). Буряты откли­ каются песней на житейские события, воспева­ ют скот и т. Д. Социальные мотивы особ, вы ­ явились в созданных за годы рев. песнях о гра­ жданской войне, храбрости красных команди­ ров и бойцов, коварстве и трусости белогвар­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2