Сибирская советская энциклопедия_Том4
Музея», 1895). Швецовой по Юж. Алтаю («Зап. Зап.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», 1898 и 1899), Зоб- нина («Живая Старина», 1894 и 1897; «Зап. С е мипалатинского Отд. Р. Г. Об-ва», 1903); Ад риановой и Жилинокой («Зап. Красноярского Отд. Р. Г. Об-ва», 1902), Макаренко по Ени сейскому краю («Живая Старина», 1907); б. Ир кутская губ. представлена в текстах Шишкова («Изв. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», 1914), Прус сак («Изв. Иркутского Отд. Об-ва Изучения Сиб.», 1917), Виноградова («Сиб. Архив», 1912); Забайкалье—Логиновский («Зап. Приамурского Отд. Р. Г. Об-ва», 1899); Якут. обл. — Богораз («Сб. Отд. Рус, Яз. и Словесности Акад. Наук», 1901), Зензинов («Этногр. Обозрение», 1913) и т. д. Спец. исследования, посвященного ли рической Г1. в Сиб., до сих пор нет. В имею щихся записях полнее всего представлены П. « п р о г о л о с н ы е » (Костюрина, Швецова, Ад рианова и Жилинская, Шишков), по характеру и содержанию они ничем не отличаются от аналогичных рус. П., записанных вне Сибири. Любопытной разновидностью лирических П. являются а и д ы щ и н ы или а я д ы л ь щ и н ы . Под таким названием известны П., распростр. на севере Якутии, в Кольгмск. окр. и созданные в значит, степени под воздействием юкагирской поэзии. По содержанию — андыщины преим. любовного характера, при чем в них привнесе но много местных элементов. Тексты их собраны и опубликованы Богоразом. Из обрядовой поэ зии сохранились и представлены рядом много численных записей с в а д е б н ы е п е с н и , т.-е. песни, сопровождающие свадебный обряд. Биб лиографию свадебных П., записанных в Сиб., дала Самойлович («Сиб. Живая Старина», т. III—- IV). П., связанные с похоронными обрядами — п р и ч и т а н и я , — собраны и изучены скудно; имеется только один сборник причитаний (М. Азадовский, Ленокие причитания, Чита, 1922). По сравнению с сев. рус. текстами, сиб. записи более бледны в художественном отношении. Причитания в Сиб. порой отражают и совре менность. Интересным примером в этом отно шении служит текст, записанный Ханзинским в Иркутском окр. — Покойнишний вой по Ленине («Сиб. Живая Старина», т. I ll—IV, 1925). Виды хаз. обрядовой поэзии собраны и изучены так же очень скудно и сделать к.-л. обоснованные выводы об их характере и степени бытования в Сиб. крайне трудно. Из обрядовых праздничных наиб, известны к о л я д к и (или «виноградья»), относящиеся обычно к циклу рождественских праздников, но в большинстве мест Сиб. они уже оторваны от обряда и распростр. в качестве игровых или величальных П.; в одной из запи сей текст колядки дан в современном виде (Вс. Малаховский, Советское виноградье, «Сиб. Жи вая Старина», т. Ill—IV). Весенние П.—троицкие, семицкие и пр., несомненно, также были рас простр. в Сиб., но и они собраны и изучены с недостаточной полнотой. Сравнительно богато представлены П. и г р о в ы е , по своему харак теру также ничем не отличающиеся от анало гичных песен европ. части РСФСР. Полнее всего они даны в записях Адриановой и Жилинской, Пруссак, Швецовой. Большой популярностью пользовались в Сиб. П. а р е с т а н т с к и е . Под этим названием понимаются П., связанные про исхождением и основными мотивами с тюремно- арестантской и бродяжеской средой (от них следует отличать песни воровские и вообще преступного мира, т. наз. б л а т н ы е , см. Блат ной язык). Арестантские П. собраны, гл. обр., в работах Максимова («Сиб. и каторга») и Яд- ринцева («Русская община в тюрьме и ссылке»). Обе они относятся к 1870-м гг.; в 1890-х гг. ряд записей сообщен Арефьевой в газ. «Сиб. Жизнь», 1898, 1899. В 1910 состоялась спец. поездка ком позитора Гартевельда для изучения сиб. аре стантских П. (ряд работ и статей в журналах; отд. изд. «Песни сиб. каторжан» и т. д., СПб., 1911), но примененные им методы носили весь ма дилетантский характер. В арестантских П. преобладают сентиментально-элегические моти вы; большое место в их репертуаре занимают переделки различных распростр. романсов и стихотворений, напр., «Прощание Ч. Гарольда» Байрона, «Слушай» Огарева и много других. Особ, популярен Пушкинский «Узник», полу чивший широкое распростр. и в репертуаре сиб. деревни. «Песни каторги и ссылки» вы шли отдельным изданием Об-ва политкатор жан в 1930. П. п р и и с к о в ы е и я м щ и ц к и е , отражающие трудовую обстановку со здавшей их среды, известны только в отдель ных и случайных записях (см. библиографиче ский указатель М. Азадовского «Сиб. темы в изучении русского фольклора», Иркутск, 1925). Приисковые П. очень слабо разработаны в ху дожественном отношении. Несмотря на доволь но значит, количество произведенных записей П., соц.-иол. анализа их до сих пор не сделано. В современной Сиб., как и в др. местах Сою за, широко распространена ч а с т у ш к а . З а писи частушек многочисленны, но они разбро саны по разным изданиям, в газ. и журн. статьях. Из спец. работ можно указать только небольшую статью Чеканинского об енисейских частушках («Сиб. Архив», 1913); кроме того, тексты приведены у Станиловского (из При байкалья— «Тр. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», 1912), Новоселова («Зап. Семипалатинского Отд. Р. Г. Об-ва», 1915) и другие. В свод ном сб. Елеонской («Сборник великорусских частушек», М., 1914), включены и сиб. тексты. Сиб. частушка, как и везде, тесно связана с явлениями современности и местными мотива ми. Из специф. сиб. явлений можно отметить частушки о взаимоотношениях с националами, о колчаковщине, О'б интервентах, в прошлом о политических ссыльных. Революционная эпоха создала ряд новых пе сен, связанных с гражданской войной и социа листическим строительством, особенно инте ресны песни сибираких партизан. Известная сиб. П. «Славное море, священный Байкал» — литер, происхождения. Она принад лежит, как недавно установлено, верхнеудин- скому поэту Давыдову и была первоначально напечатана в журн. «Золотое Руно» (1858); очень быстро распространилась и стала попу лярной в широких кругах Сибири. За годы сов. строительства комсомольская и колхозная мо лодежь включила в быт деревни новый песен ный уклад песни революционной и социали стической стройки. Новая тематика особенно нашла отражение в частушке. Арестантские, религиозно-обрядовые и т. п. П. —• наследие старой царской Сиб.—отмирают и уходят уга сать в глухие таежньге углы. м. А . М е л о д и и с и б и р с к и х п е с е н . Мелодии рус. населения Сиб. нельзя считать ни доста точно собранными, ни удовлетворительно изу ченными. Кроме отдельных, б. ч. несистемати ческих, записей руоско-еиб. песенных мелодий мы ничем другим не располагаем для того, чтобы определенно судить о степени сохран ности музыкально-песенного наследства, выне сенного русскими из Зап. Зауралья. Если при знать сиб. происхождение сборника Кирши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2