Сибирская советская энциклопедия_Том4
ст. Тяжин Томской ж. д. 140 км, от Н.-Сиб. 560 км; преобразован в рабочий поселок в 1929; жит. 1.690. П. поселковому совету подчинены золотые прииска, разбросанные по бер. pp. Б. Кундат, Б. Кундатуюл, М. Кундатуюл, отстоя щих от П. в 5 — 18 км. Население занято на работах по добыче золота. Имеется: ФЗУ, больница, клуб, библиотека, почт, отделение. ПЕРЕВЕС — одно из приспособлений для ло вли уток сетью. Между двумя озерами или цепью лесных озер, богатых утками, прору бается просека. Место и направление просеки избирается с таким расчетом, чтобы ее на правление совпало с линией обычных переле тов уток с одного оз. на другое. Одновре менно расчищаются и высокие прибрежные ку сты, с тем, чтобы сидящей на воде птице этот просвет был хорошо заметен. В том месте, где птица проходит особ, низко и придерживается при перелетах постоянного уровня, приспосаб ливается сеть, перегораживающая просеку. Сеть укрепляется либо за вершины противо положных деревьев, либо на особых шестах. И в том и в др. случае под’емным приспосо блением служат небольшие блоки. Самая сеть вяжется из крепких нитей, с довольно широ кой ячеей, чтобы утка смогла в ней запутать ся. Охота производится утренними и вечерни ми зорями, когда птица особенно часто пере летает с одного озера на другое. Наиб, подхо дящий сезон — весна, но ловят уток П. и осе нью. Самый процесс охоты заключается в сле дующем. Перед вечерней или утренней зарей промышленник с помощью бечевы поднимает сеть и прячется в шалаш. С наступлением су- мерок начинаются усиленные перелеты уток. Преследуемые селезнями самки низко летят над землей, устремляются в просвет и ударя ются в сеть. Промышленник тотчас бросает бечеву, и сеть, с запутавшимися в ней утками, падает на землю. Добыча умерщвляется обыч но «закусыванием» головы, а сеть снова под нимается кверху. Обычно попадают в сеть 2— 3—4 птицы; при удаче попадают и целые та- бунки. П. служат десятками лет. Этот способ лова применим только в лесистых местностях. В Сиб. П. были широко распростр. в Тоболь ском И Березовском районах. Г. П о н о м а р е в . ПЕРЕКАТ — продукт отложения наносов, уменьшение глубины речного русла. Условия ми, благоприятствующими образованию П., слу жат: расширение речной долины, тихое непра вильное течение и рыхлость грунта низких, заливаемых высокой водой яров (крутых вы соких берегов). В каждом П. различают под водные песчаные косы («заструги»), т. наз. «корыто», или полосу судового хода по П. и «подвалье», находящееся в конце (по течению) • и составляющее самую мелкую часть «корыта». Элементы П. подвержены частому и быстрому изменению, процесс же преобразования и пе реработки всего П. в плесо (или обратно) про исходит весьма длительно. Наиб, постоянством отличаются П. на каменистых и дресвяных рус лах, наиб, изменчивостью — в песках. Влияние П. на судоходство чрезвычайно велико, т. к. они нормируют самый тип или осадку судов и при каждом несоответствии осадки вызывают излишние расходы на распаузку (т.-е. частич ную отгрузку в др. вспомогательное судно) или полную перегрузку всего груза в другие суда. Сиб. реки, особ, в верховьях, изобилуют пере катами. 7ак , на верх, плесе р. Оби от Бийска до Барнаула (246 км) известно 105 П., из к-рых до 10 весьма затрудняют судоходство. На Верх.-Иртышском плесе Нижний Зайсан — Се- миярская (964 км) 178 П., из к-рых свыше 30 весьма опасны. На плесе Енисея: Минусинск— Красноярск (420 км) 91 П., из них 7 опасных. Н а ,плесе р. Лены от Усть-Кута до Витима (750 км) считается 86 П. (особо затруднитель ных 6), на двух лучших в судоходном отно шении плесах Селенги (Усть-Кяхта—Верхне- удинск — впадение в Байкал) протяженностью 389 км известны 41 П. (14 особо трудных) и т. д. Знач. П. в Сиб. усиливается тем, что они приходятся (Обь, Иртыш, Енисей), гл. обр.. на плеса особо оживленных и ответственных (преим. хлебных) перевозок. Борьба с П. ве дется по линии приспособления судов и по линии землечерпальных работ. Во втором слу чае. не дожидаясь происходящих (на песчаных руслах) естественных промываний П. текучей водой, углубляют их «корыта» особыми земле черпательными снарядами; в первом—стремят ся к выработке такой конструкции судов, к-рые позволяли бы сочетать с наименьшей осадкой наиб, грузопод’емность. ПЕРЕЛЕТЫ ПТИЦ—явление сезонных (весен них и осенних) их миграций. Весной птицы появляются в местах гнездовий в известной последовательности, время прилета вида в раз ные годы подвержено колебаниям — наиб, у ранних прилетных птиц и найм, у поздних. Для скворца и жаворонка разница в сроках приле та составляет, по наблюдениям в Томске и Се мипалатинске, 12—15, у перепела — 5—7 дней. Суточная скорость движения в ср. не велика. Сравнение дат прил'ета под Томском и Семи палатинском приводит к небольшим цифрам ср. скоростей: у скворца 60—70 км, у белой трясогузки 50—60 км, у коршуна 40—50 км. В Зан. и Ср. Сиб. весеннее движение птиц от крывается— грачом, жаворонком, коршуном и белой трясогузкой, прилет к-рых на шир. Том ска падает на конец марта — первую полови ну апреля, на шир. Семипалатинска—на сере дину марта. Из пром. птиц первыми прилета ют водоплавающие и болотные виды; рань ш е—лебеди, гуси и крохали, позднее — жура вли и утки. Среди уток прилет начинают ши лохвосты и кряква, заканчивают его саксун и чирки. Общая закономерность прилета в том, что гнездовые птицы прибывают раньше про летных особей вида и близких видов, гнездя щихся севернее. Разница во времени достигает 10—15 дней в пределах вида и до месяца у смежных видов. Под Тобольском ср. за 4 года дата массового появления шилохвоста— 29 ап реля, сизых чаек — 18 апреля, лебедей — 17 ап реля, а валовый П. на С. лебедей — 30 апреля, сизых чаек — 30 апреля и шилохвоста — 10 мая. Серые гуси появляются в Барабе в первой по ловине апреля, гуси гуменники, обитающие тундру и прилегающую таежную полосу,—•в первой половине мая. Крайний С. (Ямал, Гы- данский п-ов, Таймыр) встречает перелетных пернатых очень поздно: шилохвоста в начале июня, малого лебедя и гусей-гуменников в по следней трети мая, белую трясогузку в пер вой трети июня и т. д. Наиб, интенсивный и резко выраженный характер имеет весенний П.; осенний отлет развивается исподволь и у боль шинства птиц, исключая ранних отлетных, з а тягивается. Молодые птицы отлетают отдель но от старых и раньше. Авангард осеннего движения образуют виды, появляющиеся вес ной поздно. Замечательную особенность перелетов пред ставляют пролетные пути или магистральные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2