Сибирская советская энциклопедия_Том4
ведениями являлись годичные и двухгодичные педагогические курсы, церковно - учительские школы, учительские семинарии и институты. Кроме того, педагогический уклон был придан восьмым классам женских гимназий и дополни тельным классам женских епархиальных учи лищ. Учительские семинарии (с 1873) и ин-ты (с 1902) готовили учителей для гор. высших на чальных училищ. Т. наз. народная школа по лучала учителей на половину из женских учеб ных заведений. Педагогический состав началь ных школ составляли на 55% ^ж енщ и ны , 54% учителей имели низшее образование, 27%—окон чивших женские гимназии и епархиальные учи лища, 3% из духовных семинарий, т. о. со спе циальным П. о. было не больше 15%. После Октябрьской рев. школьная сеть ста ла быстро расти, создавалась сеть дошкольных учреждений, и потребность в педагогах значит, возросла. Еще за годы военного коммунизма в крае возникло несколько пед. техникумов. Бы ли также попытки организации (в 1920) в Крас ноярске, Омске, Иркутске и Чите ин-тов на родного образования, но уже через год Ом ский и Красноярский ин-ты были реорганизо ваны в пед. техникум, а иркутский и читин ский влиты в Иркутский и Д . -B o c t . j t o c . ун-ты, в качестве педагогических факультетов. Пед. техникумов в Сиб. в 1924 насчитывалось 8: в б. Алтайской губ. 2, Енисейской 1, Иркутской 2, Н.-Николаевской 1, Омской 1 и Томской 1. Курс обучения был установлен 4-годичный, • контин гент учащихся достигал 1.700 чел., при наличии рабоче-крестьянской прослойки от 21 до 46%. В 'последующие годы, в связи с быстрым ростом начальных школ и дошкольных учреждений, число пед. техникумов в Сиб. увеличивается до 19 и число учащихся до 4.270. Однако и эти кадры были еще далеко не достаточными. Отста вала Зап. и Вост. Сиб. и по линии среднего П. о., имея лишь один педагогический фак-т Ир кутского гос. ун-та, с выпуском в 1929/30 — 110—140 человек. Фак-т имел отд.: физико-ме ханическое, естествоведческое, языковедческое и литературное, обществоведческое и бурято монгольское. Рабоче-крестьянская прослойка до стигала 70%. В 1930, в связи с разделением Сиб. края, из 19 пед. техникумов 3 отошли в Вост.-Сиб. край, остальные остались в Зап.-Сиб. крае. В 1931 в Зап.-Сиб. крае организуется 5 новых пед. тех никумов, и в общей сети, кроме школьных от делений,— 14 по деткомдвижению, 20 — до школьных, 2 — политико-просветительных, 1— библиотечное, 1— дефектологическое и 1— по подготовке работников социально-правовой ох раны несовершеннолетних. Большая работа бы ла проделана пед. техникумами по проведению при них различных курсов по подготовке пе дагогических и политико-просветительных кад ров. Межрайонные курсы-конференции педаго гов проходили почти исключит, при пед. тех никумах. Наконец, с 1931 пед. техникумы, со здав секторы заочного обучения, стали опор ными пунктами краевого ин-та по подготовке и переподготовке педагогических кадров заоч ным путем. Курсовые мероприятия, практику мы, заочное обучение, — все эти формы еще сохранили большое знач. для пополнения к ад ра учителей начальной и повышенной школы. В 1930/31 в пед. техникумах случались пред ставители 24 национальностей, а в 1933 — мно гие народности имели уже самостоятельные тех никумы. При двух рус. пед. техникумах были открыты шорское и остяцкое отделения. К 1934 сеть П. о. в Зап.-Сиб. крае такова: 2' пед. ин-та (в Омске и Томске) и 28 пед. техни кумов, с общим количеством учащихся — ок. 7.000 человек. Пед. техникумы для нац. мень шинств функционируют в Ойрот-Туре (ойро ты), в Минусинске (хакасы), Ачинске (латгаль цы), Барнауле (мордва), Мысках (шорцы), Ке-* мерово (чуваши), Томске (татары), Омске (ка захи) и Славгороде (украинцы и немцы). По специальностям пед. техникумы имеют след, отделения: 31 школьное, 12 подготовительных для нацменьшинств, 11 дошкольных, 2 внешколь ных и по одному: политпросветработы, физ культуры, новых языков и дефектологическое. Пед. ин-т в Томске существует с 1930, выделен из Томского университета. Имеет 7 специаль ностей: математика, лит-pa, физика, химия, исто рия, экономика и школьно-педагогическую. Чи сло учащихся в 1933—686, в т. ч. 173 на вечер них отделениях. Омский пед. ин-т организовав в 1932, имеет пять специальностей: лит-pa, фи зика, математика, химия и биология. При обоих ин-тах функционируют рабфаки. В 1934 по Вост.-Сиб. краю работало 2 педа гогических ин-та с 559 учащимися; 3 рабфака, (в Красноярске с дневным и вечерним отделе ниями, в Иркутске и в Чите) с 539 учащимися. Кроме того, при Иркутском ин-те работали двухгодичные курсы с историческим и лит. от делением при 50 учащихся, одногодичные кур-1 сы географов с 20 учащимися и в Чите лит. курсы при 28 учащихся. Иркутский пед. ин-т имеет отделения: историческое, педологическое, физическое, биологическое, лит., ин. языков, ма тематическое и географическое (на курсах); Кра сноярский: 'социально-экономическое, химиче ское, биологическое и северное (национальное): Пед. техникумов работало 13: Красноярский, Канский, Енисейский (народов Севера с татар ским отделением), Нижнеудинский, Сретенский,. Черемховский, Тулуновский (готовит дошколь ных работников), Читинский (готовит препода вателей начальных школ, дошкольников и ра ботников по труду), Киренский, Петровско-За- байкальский, Верхоленский, Иркутский (готовит преподавателей рисования и живописи и биб лиотечных работников), Красноярский (музы кальный), с общим количеством учащихся в 2.048 человек. Отделения пед. техникумов Вост.- Сиб. края по специальностям: 10 школьных, 2 дошкольных (и Тулуновский специально до школьный пед. техникум), 2 по труду (политех низация), 1 библиотечное, 1 музыкальное и 1 по изобразительному искусству. Два пед. тех никума имеется в Улан-Удэ (Верхнеудинске): один, подготовляющий учителей для рус. школ, второй для монголо-бурятских. Всего П.. о. в Вост.-Сиб. крае в 1934 было охвачего 3.235 че ловек. ПЕЖЕМСКИИ, Петр Ильич (1809—61)—крае вед, собиратель местного исторического мате риала. Служил в Иркутске конторщиком, затем нотариусом. В 1850 напечатал в «Современни ке» первую свою работу «Панорама Иркутской губернии*. Основная его работа «Летопись го рода Иркутска» (за 190 лет) печаталась в «Ир кутских Губ. Ведомостях» (1858—61), впослед ствии была переиздана вместе с летописью В. А. Кротова отдельной книгой («Труды Вост.- Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», в. 5 bis, Иркутск, 1911). «Летопись» содержит обильный, но сырой и критически непроверенный материал по истории города Иркутска. Им же написан ряд др. ста тей и очеркоз на сибирские темы в столич ных журналах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2