Сибирская советская энциклопедия_Том4
являлась совместная пастьба оленей коллекти вами сородичей. К сов. периоду юкагиры-оду лы, чуванцы почти совершенно лишились оле ней и впали в крайнюю нищету. Охота на тундровых и таежных животных распространена у всех П., но приобрела вто-. ростепенное знач., как сезонные вспомогатель ные промыслы при основных формах хоз-ва— морском зверобойстве, рыболовстве и олене водстве. Мясная охота преим. на копытных животных—лось, сев. олень, горный баран. Осо бое знач. сухопутная охота имеет у речных рыболовов—амурских гиляков, ительменов, ке- тов. В тундренной полосе у кочевых чукоч, ко ряков, чуванцев и тундренных юкагиров, и в приморской—у эскимосов, оседлых чукоч и ко ряков и у приморских гиляков, тундренная охота с резкой убылью копытного зверя почти полностью потеряла свое значение. Крупное знач. в мясной охоте имел добавочный продукт его—шкуры копытных животных, идущие на изготовление одежды, обуви и жилища. Паде ние этого вида охоты послужило причиной дея тельного товарообмена между оседлым населе нием рек и приморья с тундренными оленево дами. Пушная охота получила свое развитие с начала рус. колонизации этих территорий и имеет в наст, время крупное вспомогательное знач. у всех палеоазиатов. Охотятся на песца (белого и голубого), лисицу, горностая, белку, соболя, зайца. Меньшее знач. имеет выдра, рос- сомаха, волк, медведь бурый и белый. Орудия ми мясной охоты являлись копье, лук со стре лами; пушной, гл. обр., разные виды ловушек. С развитием товарных отношений лук со стре лами полностью заменился ружьем, а ловушки сохранились лишь для мелких пушных зверей (для более крупных—стальные капканы). Об щее распространение с незначит. ролью в хоз- ве имеет охота на тундровую и водоплаваю щую птицу. Охота на нее получает в тундро вой полосе узко сезонный характер (период линьки), несколько более широкий характер ее у приморских народов, использующих в хоз-ве не только мясо и яйца птиц, но и их шкурки— на изготовление летней одежды (эскимосы, але уты, отчасти береговые чукчи). Распространены у всех П. (но еще с меньшим значением, чем мясная охота на тундровых жи вотных и птиц) сборы с’едобных корней, листь ев, стеблей и ягод, с’едобных запасов из мы шиных гнезд, а в приморской полосе также морских водорослей и выброшенных прибоем рыб и раковин. Собиранием занимаются жен щины и дети. С развитием колхозного строи тельства, в юж. областях расселений П. полу чило развитие скотоводство (гл. обр. коровы и свиньи), коневодство, огородничество, сеноко шение, отчасти и земледелие, а также лесной, извозный и кустарные промысла. Крупное знач. в хоз-ве П. приобрело ездовое собаководство. Основой развития последнего являются боль шие мясные ресурсы морского, зверобойного и рыболовного хозяйства. В социальном отношении П. находились на различных стадиях развития родового об-ва, при чем процесс классового расслоения начался еще до прихода европ. завоевателей и в даль нейшем усиливается под воздействием торгово го капитала извне. В период торговых сноше ний с рус., китайскими и американскими куп цами родовая организация всех П. в той или иной мере разложилась, усилилось имуществен ное неравенство между отдельными семьями, особ, резкое у тундренных оленеводов, выдели лись торговцы— перекупщики туземного про исхождения, экономически подчинившие себе целые округи и бывшие посредниками рус. тор гового капитала. Появились классовое деление и разные группы эксплоатируемого населения— батраки, сезонные наймиты, экономически за висимые соседи и неоплатные должники. Наиб, высокую степень развития родовое об-во до стигло у гиляков и кетов. У первых оно дели лось на экзогамные отцовские роды, об’единен- ные брачными отношениями в группы свой ственных родов, названных Л. Штернбергом фратриями. Каждый род имел свои пром. уго- дия, с широкоразвитыми формами коллективно го производства и потребления. Браки заключа лись исключит, в определенном роде своей фра трии; брачные отношения характеризовались широкоразвитыми формами группового брака— правом каждого мужчины на всех женщин по коления и рода своей жены. У амурских гиля ков под влиянием тунгусской системы родства брачные отношения были ограничены запретом на жен своих младших братьев. У кетов родо вая организация значит, разложилась, и можно отметить только следы развитого отцовского рода в брачных и правовых нормах и следы имевшегося ранее деления всего об-ва на две экзогамные группы—фратрии. Их обществен ная жизнь характерна делением об-ва на мел кие общины, об’единяющими по несколько близ- ко-родственных семей, с общим пром. хозяй ством. В нем были заняты и рабы, добываемые военными набегами. У эскимосов оно имело бо лее выраженный родовой характер, — общиньг экзогамны и связаны между собой брачными отношениями, у чукоч, особ, у оленеводов,— территориальный. Как пережиток материнского права, сохранился брак путем отработки, пред ставляющий из себя пережиток полного ухода мужа в семью жены. Групповая форма брака сохранялась в форме обменного брака, между супружескими парами. У чукоч обменный брак имел кузенный характер — в таком брачном союзе состояли обычно мужчины—кузены (ра нее по данным фольклора и родные братья), у эскимосов, наоборот, в подобный брак могли вступать только лишь не связанные между со бой родством мужчины, тогда как женщины такого союза являлись ранее родственницами по родовой общине. Родственные чукчам ко ряки и ительмены пошли несколько далее по пути развития отцовского р о д а ,— укрепление прав мужа-отца в наследовании и браке, в от ношении детей, зависимое положение женщи ны, отсутствие свободного выбора мужа и т. д.; у ительменов, кроме того, существовали родо вые старшины и острожки—военные родовые крепостцы. В общем П. к началу рев. периода находились в стадии перехода от натурального хоз-ва к товарному и от доклассового родового периода к об-ву классовому. Религиозные представления вмещали все обычные элементы первобытной религиозной идеологии: магию, анимизм, культ предков. Православие, как гос. религия рус. колонизато ров, была одним из главных средств р у си ф и кации. В православие были формально обра щены ительмены, юкагиры, алеуты, оседлые чу ванцы, отчасти кеты, коряки и гиляки. Чукчи и азиатские эскимосы православия не приняли. Принявшие православие по существу остава лись шаманистами. Искусство П. богато и разнообразно; в нем четко выражено половое разделение труда и магический характер самих изделий и изобра жений. Женщины вышивают одежду и наносят татуировку (эскимосы, чукчи), мужчины выре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2