Сибирская советская энциклопедия_Том4
щих с ними на Ю.-З. остяков и на Ю.-В.—ени- сейцев-кэтов, называющихся также остяками. Нарымские О.-с. в значит, мере утеряли свою самобытность (особ, по Оби), ведут оседлый образ жизни, занимаются помимо пушного и рыболовного промысла скотоводством, заго товкой дров и др. промыслами, живут в обыч ных крестьянских избах, имея и некоторые на дворные постройки. Еще бытуют в некоторой степени и отмирают остатки шаманизма с не которым влиянием внешне-обрядового христи анства. Всего остяков этой группы до 5.000 че ловек. Кооперированы в интегральных коопе ративах все хоз-ва и, на половину, вторые чле ны семьи. Коллективизировано в охотничьей и рыбопром. артели до 60%. Дошкольными учре* ждениями охвачено 30%. Имеют свои школы- интернаты, при к-рых организованы трудовые процессы, школы промысловой колхозной мо лодежи, "избы-читальни. Начальным обучением дети охвачены на 65%. Вводится всеобщее обязательное начальное обучение. В ближай шее время создается своя письменность. Ли квидацией неграмотности охвачено до 30%. Много остяцкой молодежи обучается в спец. ср. и высших учебных заведениях: в Томском пединституте, Лгр. ин-те народов Севера и дру гих. Для политпросвет, обслуживания промыс лов организованы передвижные «красные чу мы». Лечебную помощь оказывают поселковые врачебные и фельдшерские пункты (1 койка на 600 чел.), кроме того, спец. мед. отряды POKK и Наркомздрава, родильные дома, жен ские и детские консультации. Среди О.-с. ор ганизованы туземные советы, в работе к-рых они активно участвуют. Сев.-вост. или тазовско-туруханские О.-с. со храняют свою нац. самобытность, их культура во многом близка к культуре енисейцев-кэтов. Основное занятие—пушной промысел и второе место занимает рыболовство (потребительское). Занимаются также оленеводством. Способы рыболовства и орудия пушного промысла бо лее примитивны—«запоры» по истокам, стрель ба рыбы из лука, самоловы на зверя, сложный клеевой лук и стрелы. Оленеводство примитив ной формы—пастухов и сторожевых собак не имеют—олени свободно бродят и нередко ди чают. Способ езды—упряжной олень, редко (у баишенских О.-с.) встречается верховая езда на оленях. Избенного оленеводства не знают. Способы передвижения—лодка, нарты и лыжи. По образу жизни—кочевники и местами полу- оседлые. Жилище—летом берестяная конусо образная юрта, зимой полуземляная юрта с чу валом. Одежда примитивна, б. ч. и з плохо вы деланных шкур—кафтан с завязками н а груди и парка, меховая обувь, шапка и штаны. Предметы домашнего обихода!— самодельные из дерева, бересты, кожи, кости, травы. И зде лия и з дерева и бересты часто худ. орнаменти рованы. Пища—рыба в различных видах, дичь и в меньшей степени хлеб. В области соц. отношений сохранились остат ки родового уклада—деление на два рода с то темными названиями «орла половинный род» и «кедровки половинный род». Сохранились так же и др. признаки присущего им когда-то то темизма. В изв. мере сохраняется экзогамия (запрещение браков между членами данного рода). Сист. родства—классификационная. Худ. творчество — орнаментированная резьба по де реву, кости и бересте на предметах домашнего обихода. Формы драматического искусства — в виде сложных шаманских мистерий, сопрово ждаемые пантомимами и плясками, имитирую щими животных. Поэзия—в форме нар. эпоса— развита. Наряду с героическим эпосом, более позднего происхождения, где говорится о борь бе О.-с. с юраками, тунгусами, имеются и об разцы эпоса древнего бытования, как, напр., поэма о борьбе героя Итьте с великаном-людо- едом Пюнегуссе, к-рая по своим достоинствам некоторыми исследователями (К. Donner) ста вится наряду с финской Калевалой. Герой Итьте бытует на Чае, Кети и по Енисею, Туру- хану и Тазу. Он же под др. именем известен и остякам-уграм. Л и т . : А н у ч ин , В . И . Предварительный отчет о поездке к енисейским остякам 1905 г., „Изв. Р. К-тета Изучения Ср. и Вост. Азии", СПб., 1S06, 6; Castren, М . A . Versuch e ine r Jen is- sei-O stjakischen und Ko ttischen Sprachlehre, SPb ., 1858; D on ner, K. Beitrage zu r Frage nach dem U rsprung de r Jenn isse i O stjaken , „Journal de la Soci6t£ F inno -O ug rienne“. Helsink i, 1920; П рокопьев , Г. Остяко-самоеды Туруханского края, „Этно графия", 1928, 2; Ш ат илов , М . Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского района, Томск, 1927; Д о нн ер , К . Самоедский эпос, „Тр. Томского Об-ва Изучения Сибири", Томск , т . III, в. 1, 1915; ряд ст. в журн. „Советский Север*. М. Ш . ОСЫ (Vespidae)—сем. общественных ж ало носных перепончатокрылых (см.) насекомых. Каждая община состоит из самок, рабочих (не доразвившиеся самки) и появляющихся осенью самцов. Гиезда О. строятся в земле, в защищенных местах или на ветвях д е ревьев, из бумагооб разного материала (растительные волок на, сцементированные выделениями слюн ных желез), предста- Шершень вляют собой соты в общей оболочке. Зимуют только молодые опло дотворенные самки, основывающие весной новые колонии. Представители: шершень (Vespa crabro), лесная оса (V. silvestris) и несколько др.—широко распространены по Сибири. Не обходима борьба с одной из разновидностей О., именно с обыкновенным шершнем (Vespa crabro L.). Шершень гложет плоды и кору мо лодых побегов ольхи, березы, ивы, липы и др. деревьев. Меры борьбы—уничтожение гнезд. ОТА —обувь из рыбьей кожи с невысоким голенищем, применяемая гольдами и др. тузем цами Приамурского края. Голенище О. дела ется с разрезом впереди. При надевании поло вина голенища запахивается одна на др. и крепко обвертывается длинными ремнями. Внутрь О. кладется стелька и з сухой травы, к-рая защищает подошву ног от ушибов и по ранений при ходьбе в каменистых местностях. Такая обувь применяется только зимой; летом она быстро промокает и по высыхании обыч но твердеет. ОТАВА— б. или м. отросший на естественных или искусственных сенокосных угодьях, после первого укоса, травостой. В Зап. Сиб. О. на естественных сенокосах в преобладающем большинстве случаев используется в виде паст бища, редко в достаточно увлажненных местах для второго укоса. О. посевных трав исполь зуется, в зависимости от размера, для укоса или для пастбища. О., как правило, в сиб. усло виях развивается в более дождливую часть лета. Поэтому она более водяниста, содержит меньше, ч,ем первый травостой, питательных веществ, легче выщелачивается. ОТАРА — стадо овец, подобранных по полу и возрасту для содержания в кошаре или на пастбище. В сиб. колхозах размер О. колеб лется от 350 до 600 голов, в совхозах от 800 до 1.500. О. составляется из маток, баранов, мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2