Сибирская советская энциклопедия_Том4

лах их остяцкой части; сургутско-ваховский по Оби и ее притокам вверх от р. Сасыма до границ б. Томской губ., включая и Васюган- ский район. Все эти основные группы подраз­ деляются в свою очередь на ряд наречий по различным б. или м. обособленным водным си­ стемам. Письменности своей не имели. В 1931 издан первый букварь на «Едином северном алфавите». Мужчины в значит, мере владеют рус. яз., женщины реже. Всего О. числится 16.936 чел. (перепись 1926). Естественный при­ рост положительный. Гл. занятие О .—пушной промысел, составля­ ющий до 50—60% уд. в. в доходности хоз-ва, и рыболовство—20—25%. Основные виды до ­ бычи: белка, колонок, горностай, лисица, вы­ дра, реже роосомаха, лось, медведь, соболь. Среди О. широко развернута сеть факторий гос. торговли и интегральной кооперации, что облегчило охотникам реализацию пушнины, по­ лучение продовольствия, промтоваров и охот- припасов. Быстро вытесняются первобытные орудия охот, промысла: лук, стрелы. Рыболов­ ство в наст, время имеет товарное знач. не только по pp. Оби и Иртышу, но и по их при­ токам. На промыслах организованы пункты по приему и засолке рыбы. Занимаются О. также оленеводством. Олени служат, гл. обр., сред­ ством передвижения на нартах; верховой езды на оленях О. не знают, не имеют также пасту­ хов при стадах и сторожевых собак, чем отли­ чаются от соседних самоедов. Оленеводство имеет переходный характер, местами принимая форму «избенного». Часть остяков занимается скотоводством. Образ жизни ведут полуоседлый, переходя на кочевья на рыболовный сезон. О. более сев. районов и живущие в верховьях прит. Оби по образу жизни ближе к кочевникам. Жилищем летом является берестяная конусообразная или квадратная юрта, зимой земляная или полуде- ревянная юрта; в более оседлых районах кре­ стьянская изба с некоторыми надворными по- c iройками. Средства передвижения—летом ис­ ключит. лодка, зимой оленные (иногда собачьи) нарты, лыжи и у более оседлых—сани. Нац. ко­ стюм утрачен, и изредка сохранился у женщин. Зимняя верхняя одежда и обувь из оленьего меха. В некоторых местах до сих пор основная пища—рыба, меньше знач. имеет хлеб, дичь и ягоды. Рыба в различных видах—сырая, варе­ ная, сушеная, толченая в порошок и т. д. Хлеб почти исключит, пресный, своеобразных спо­ собов изготовления. Предметы домашнего оби­ хода, утварь в большинстве- своедельные; по­ делочным материалом служат, гл. обр., береста, дерево, корневища, кора, 'гнилушки, травы, ко­ жа, кости и волос. Многие предметы художе ственно орнаментированы и все отличзютсч простотой изготовления и большой практиче­ ской целесообразностью. Кустарные промы­ слы (самообслуживание)—плетение рыболовных снастей, плетеных ловушек, витье веревок из корневищ, обработка кожи, шитье обуви, обра­ ботка и сборка мелких мехов. В соц. устройстве сохранились еще частью родовые отношения. Встречаются сложные, многочисленные семьи. В отношении браков значит, сохранилась экэогамность, т.-е. запре­ щение браков между членами данного рода. Сист. родства довольно сложная—агнотическое и когнатическое родство. Верования: t;ce О. в дорев. время официально считались христиана­ ми, в действительности же распространен ша­ манизм. По шаманизму—высшее божество «Ту­ рам», «Торум» и его сын «Пгйрахта». Рас­ простр. культ медведя, встречаются др. при­ знаки тотемизма, культа предков, культа умер­ ших. Шаманизм быстро отмирает. Нар. искус­ ство довольно развито—резьба по дереву, ко­ сти, шитье бисером, накладной и резной орна­ мент по бересте. Нац. музыкальные инструмен­ ты- -домбра и лебедь. Поэзия—в форме героического эпоса. Содер­ жанием героического эпоса более позднего происхождения нередко является борьба остя­ ков с самоедами, тунгусами и русскими. В эпо­ се же более древнего бытозания имеются об­ разцы, воспроизводящие в худ. форме многие моменты древней жизни остяков. Встречаются первичные формы драматического искусства в виде сложных шаманских мистерий, пантоми­ мы и пляски, воспроизводящие, гл. обр., раз­ личные моменты из жизни зверей (медведя). Соц. реконструкция хоз-ва в корне изменяет старый хоз.-бытовой уклад остяков. Организо­ ваны остяцкие туземные рики, туземные советы в большинстве по территориальному признаку: родовые связи отживают. Хозяйство О. ко­ оперировано на 100% в интегральной коопе­ рации, коллективизировано в охот, и рыболов­ ные артели на 30—40%. Развернута среди О. сеть культбаз, школ-интернатов; начальным обучением охвачено до 50%. Из числа учащих­ ся 35—40% девочек; при школах-интернатах организованы мастерские, значит, процент охва­ чен ШКМ; обучаются в Лгр. Ин-те Народ­ ностей Севера и на рабфаках; в ближайшее время вводится всеобщее начальное обучение. В районах наиб, концентрации населения име­ ются врач, и фельдш. пункты НКЗ я РОКК, кроме этого ежегодно посылаются медотряды, при медпунктах открыты постоянные ясли, а также передвижные ясли на промыслах. До­ верие О. к медицине возросло, особ, женщин. Коечная помощь за последние годы возросла с 0,7 до 1,5 на 1.000 жителей. Л и т . : Д унин -Горкавич , А . А . Тобольский Север, тт. I—II I . 1904—11; Григоровский, И . П . Описание Васюганской тун­ дры, „Зап. Зап.-Сиб. Отд. Р . Г. Об-ва“, т. VI, 1884; И ванов­ ский, А . А . Сургутские остяки, „Рус. Антропологии. Журнал", 1915, 3; Патпканов, С. К . Стаоодавняя жизнь остяков и их; богатырей по былинам и сказаниям, „Жив. Стаоина", 1891 ,III-I V; Р уденко , С. Антпопологич. исследования инородцев Сев.-Зап. Сибири, „Зап. Акад. Наук", т. XXXIII, в. 3; Сирелиус, Н . Д . Домашние ремесла остяков и вогулов, „Ежег. Тобольского Губ. Музея", т. XVI, 1906; Ш ат илов , М . Б. Ваховские остяки (этнограф, очерк), „Тр. Томского Краевого Музея", т. IV, 1931; Ш ульце , Л . Р. Салымские остяки, „Зап. Тюменского Об-ва И зучения Кпая", 1924; Финно-угопский сборник, Акад. Наук, Л . , 1928; Pa tkanow , S . Die Irtysch-ostjaken und ihre Volkspoe- sie, 1900; Castren, M . A . Versuch e iner ostjakischen Sprachlehre, SPb ., 1858; ряд статей в журналах „Советский Север" и „Совет- ская Азия". * М. Ш. ОСТЯКО-САМОЕДЫ (самоназвание сев.-вост. группы с е л ь - к у п — лесной человек) — са­ моедское племя, ю.-з. группа к-рого обитает в Нарымском крае по Оби и ее притокам—Кеть, Тым, Парабель, Чая, низовья Чулыма и низовье Васюгана от р. Чужапки. Юж. пункт расселе­ ния О.-с.—юрты Казырбак в устье р. Шегар- ки. Сев.-вост. группа 0.->с. расселилась в Туру- хавском крае по р. Таз в его лесной части (юж. и ср. течение) и по его притокам, за исключе­ нием р. Толь-кы, где живут угро-остяки, а так­ же по р. Турухан и его притокам—Верх, и Ниж. Баихе. Всего О.-с. ок. 5.000 человек. Язык О.-с. (по Кастрену) является юж. ветвью самоедско­ го яз., наиб, близок к яз. отуреченных ныне камасинцев, живущих в Саянских горах, и рез­ ко отличается от сев.-самоедского. Имеется ряд наречий О.-с. яз., как, напр., ср.-обское, кет- ское, карасинское, балшенское, тымско-кара- конское и др. О.-с. необходимо отграничить как от сев. самоедских групп, так И от соседя­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2