Сибирская советская энциклопедия_Том4
лах их остяцкой части; сургутско-ваховский по Оби и ее притокам вверх от р. Сасыма до границ б. Томской губ., включая и Васюган- ский район. Все эти основные группы подраз деляются в свою очередь на ряд наречий по различным б. или м. обособленным водным си стемам. Письменности своей не имели. В 1931 издан первый букварь на «Едином северном алфавите». Мужчины в значит, мере владеют рус. яз., женщины реже. Всего О. числится 16.936 чел. (перепись 1926). Естественный при рост положительный. Гл. занятие О .—пушной промысел, составля ющий до 50—60% уд. в. в доходности хоз-ва, и рыболовство—20—25%. Основные виды до бычи: белка, колонок, горностай, лисица, вы дра, реже роосомаха, лось, медведь, соболь. Среди О. широко развернута сеть факторий гос. торговли и интегральной кооперации, что облегчило охотникам реализацию пушнины, по лучение продовольствия, промтоваров и охот- припасов. Быстро вытесняются первобытные орудия охот, промысла: лук, стрелы. Рыболов ство в наст, время имеет товарное знач. не только по pp. Оби и Иртышу, но и по их при токам. На промыслах организованы пункты по приему и засолке рыбы. Занимаются О. также оленеводством. Олени служат, гл. обр., сред ством передвижения на нартах; верховой езды на оленях О. не знают, не имеют также пасту хов при стадах и сторожевых собак, чем отли чаются от соседних самоедов. Оленеводство имеет переходный характер, местами принимая форму «избенного». Часть остяков занимается скотоводством. Образ жизни ведут полуоседлый, переходя на кочевья на рыболовный сезон. О. более сев. районов и живущие в верховьях прит. Оби по образу жизни ближе к кочевникам. Жилищем летом является берестяная конусообразная или квадратная юрта, зимой земляная или полуде- ревянная юрта; в более оседлых районах кре стьянская изба с некоторыми надворными по- c iройками. Средства передвижения—летом ис ключит. лодка, зимой оленные (иногда собачьи) нарты, лыжи и у более оседлых—сани. Нац. ко стюм утрачен, и изредка сохранился у женщин. Зимняя верхняя одежда и обувь из оленьего меха. В некоторых местах до сих пор основная пища—рыба, меньше знач. имеет хлеб, дичь и ягоды. Рыба в различных видах—сырая, варе ная, сушеная, толченая в порошок и т. д. Хлеб почти исключит, пресный, своеобразных спо собов изготовления. Предметы домашнего оби хода, утварь в большинстве- своедельные; по делочным материалом служат, гл. обр., береста, дерево, корневища, кора, 'гнилушки, травы, ко жа, кости и волос. Многие предметы художе ственно орнаментированы и все отличзютсч простотой изготовления и большой практиче ской целесообразностью. Кустарные промы слы (самообслуживание)—плетение рыболовных снастей, плетеных ловушек, витье веревок из корневищ, обработка кожи, шитье обуви, обра ботка и сборка мелких мехов. В соц. устройстве сохранились еще частью родовые отношения. Встречаются сложные, многочисленные семьи. В отношении браков значит, сохранилась экэогамность, т.-е. запре щение браков между членами данного рода. Сист. родства довольно сложная—агнотическое и когнатическое родство. Верования: t;ce О. в дорев. время официально считались христиана ми, в действительности же распространен ша манизм. По шаманизму—высшее божество «Ту рам», «Торум» и его сын «Пгйрахта». Рас простр. культ медведя, встречаются др. при знаки тотемизма, культа предков, культа умер ших. Шаманизм быстро отмирает. Нар. искус ство довольно развито—резьба по дереву, ко сти, шитье бисером, накладной и резной орна мент по бересте. Нац. музыкальные инструмен ты- -домбра и лебедь. Поэзия—в форме героического эпоса. Содер жанием героического эпоса более позднего происхождения нередко является борьба остя ков с самоедами, тунгусами и русскими. В эпо се же более древнего бытозания имеются об разцы, воспроизводящие в худ. форме многие моменты древней жизни остяков. Встречаются первичные формы драматического искусства в виде сложных шаманских мистерий, пантоми мы и пляски, воспроизводящие, гл. обр., раз личные моменты из жизни зверей (медведя). Соц. реконструкция хоз-ва в корне изменяет старый хоз.-бытовой уклад остяков. Организо ваны остяцкие туземные рики, туземные советы в большинстве по территориальному признаку: родовые связи отживают. Хозяйство О. ко оперировано на 100% в интегральной коопе рации, коллективизировано в охот, и рыболов ные артели на 30—40%. Развернута среди О. сеть культбаз, школ-интернатов; начальным обучением охвачено до 50%. Из числа учащих ся 35—40% девочек; при школах-интернатах организованы мастерские, значит, процент охва чен ШКМ; обучаются в Лгр. Ин-те Народ ностей Севера и на рабфаках; в ближайшее время вводится всеобщее начальное обучение. В районах наиб, концентрации населения име ются врач, и фельдш. пункты НКЗ я РОКК, кроме этого ежегодно посылаются медотряды, при медпунктах открыты постоянные ясли, а также передвижные ясли на промыслах. До верие О. к медицине возросло, особ, женщин. Коечная помощь за последние годы возросла с 0,7 до 1,5 на 1.000 жителей. Л и т . : Д унин -Горкавич , А . А . Тобольский Север, тт. I—II I . 1904—11; Григоровский, И . П . Описание Васюганской тун дры, „Зап. Зап.-Сиб. Отд. Р . Г. Об-ва“, т. VI, 1884; И ванов ский, А . А . Сургутские остяки, „Рус. Антропологии. Журнал", 1915, 3; Патпканов, С. К . Стаоодавняя жизнь остяков и их; богатырей по былинам и сказаниям, „Жив. Стаоина", 1891 ,III-I V; Р уденко , С. Антпопологич. исследования инородцев Сев.-Зап. Сибири, „Зап. Акад. Наук", т. XXXIII, в. 3; Сирелиус, Н . Д . Домашние ремесла остяков и вогулов, „Ежег. Тобольского Губ. Музея", т. XVI, 1906; Ш ат илов , М . Б. Ваховские остяки (этнограф, очерк), „Тр. Томского Краевого Музея", т. IV, 1931; Ш ульце , Л . Р. Салымские остяки, „Зап. Тюменского Об-ва И зучения Кпая", 1924; Финно-угопский сборник, Акад. Наук, Л . , 1928; Pa tkanow , S . Die Irtysch-ostjaken und ihre Volkspoe- sie, 1900; Castren, M . A . Versuch e iner ostjakischen Sprachlehre, SPb ., 1858; ряд статей в журналах „Советский Север" и „Совет- ская Азия". * М. Ш. ОСТЯКО-САМОЕДЫ (самоназвание сев.-вост. группы с е л ь - к у п — лесной человек) — са моедское племя, ю.-з. группа к-рого обитает в Нарымском крае по Оби и ее притокам—Кеть, Тым, Парабель, Чая, низовья Чулыма и низовье Васюгана от р. Чужапки. Юж. пункт расселе ния О.-с.—юрты Казырбак в устье р. Шегар- ки. Сев.-вост. группа 0.->с. расселилась в Туру- хавском крае по р. Таз в его лесной части (юж. и ср. течение) и по его притокам, за исключе нием р. Толь-кы, где живут угро-остяки, а так же по р. Турухан и его притокам—Верх, и Ниж. Баихе. Всего О.-с. ок. 5.000 человек. Язык О.-с. (по Кастрену) является юж. ветвью самоедско го яз., наиб, близок к яз. отуреченных ныне камасинцев, живущих в Саянских горах, и рез ко отличается от сев.-самоедского. Имеется ряд наречий О.-с. яз., как, напр., ср.-обское, кет- ское, карасинское, балшенское, тымско-кара- конское и др. О.-с. необходимо отграничить как от сев. самоедских групп, так И от соседя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2