Песни и марши сибирских казаков

истории и культуре сибирского казачества, понять роль духовной культуры в жизни, быте и службе казаков. Решено было включить в сборник и марши Сибирских казачьих полков, создание которых тоже имеет свою историю. К середине XIX века русская военная музыка располагала достаточным репертуаром мар­ шей, но официального правила закрепления за частями определенных произведений не су­ ществовало. Складывалась парадоксальная ситуация: многие старейшие полки, в том числе и гвардейские части использовали марши соседних с ними по местам квартирования частей или вообще любые марши, которые только могли достать. Имелись случаи, когда у одного полка оказывалось сразу несколько своих маршей, в то время как у других —не менее известных ча­ стей, существовавших по сто и более лет, никогда не имелось своего произведения. Такие трудности в репертуарной практике привели к тому, что в 1857 г. приказом Военного министра было установлено: «В каждой части, в строю для встречи начальника и отдания че­ сти играть всегда один и тот же марш». Указывалось также и на то, что в частях одной и той же дивизии не должно быть двух одинаковых маршей. Тем не менее, даже к началу XX века названные недостатки в военной музыке не были устранены. Генерал-майор O.P. фон Фрейман (43) в 1910 г. направил военному министру докладную за­ писку «Об упорядочении нашей военной музыки» (РИИИ.Ф. 35. Оп. 1.Д. 10.С. 1об), и в том же году была создана комиссия под председательством заведующего придворным оркестром К. К. Штакельберга (48), задачей которой была выработка мер по ее улучшению. Среди мер, предлагаемых комиссией, важное место отводилось вопросам упорядочения и маршевой музыки. Меры, обозначенные О. Р. Фрейманом и комиссией К. К. Штакельберга, затронули и Сибир­ ский военный округ (в то время ОмВО). Полки, входившие в состав 11-й Сибирской стрелко­ вой дивизии, дислоцированные в округе, и первоочередные 1-й, 2-й и 3-й полки Сибирского казачьего войска также имели свои встречные марши. Еще ранее, в начале 60-х годов XIX века, как отмечал Г. Н. Потанин, один из казаков в составе казачьего оркестра, Михайлов, проявил композиторские способности и сочинил марш. Чтобы собрать Михайлову деньги на поездку в Петербург для получения музыкального образования, в Омске был устроен литературно-музы­ кальный вечер. «В программе вечера стоял марш, сочиненный Михайловым, а в литературной части —речь H. М. Ядринцева (50) о необходимости открытия университета. Героям вечера были сделаны овации ».(Потанин Г. Н. Воспоминания. // Литературное наследие Сибири. Т. 6. - Новосибирск. 1983. С. 176). В начале XX века в мирное время казачьи войска России насчитывали 51 полк, и все они имели медные оркестры. Число же учеников военно-музыкальной школы в Омском военном округе достигало 50 человек (РИИИ. Ф. 35. Оп. 1. Д. 17.С. 8, 18, 94об). Перед войной 1914- 1918 гг. в ОмВО имелось 319 музыкантов, в том числе 13 - в казачьем войске (войсковой каза­ чий музыкантский хор в г. Омске). (ГАНО.Ф. Д-136,Оп. 1.Д. 4.С. 105об; Военно-статистиче- ский ежегодник армии за 1912 г. - СПб. 1914. С. 20). Комиссия стала готовить для оркестров Русской Армии сборник оркестровых маршей, под­ готовила буквально все, вплоть до титульного листа предполагаемого сборника. К. К. Штакель- берг разослал запросы командирам полков с целью установления авторства отдельных маршей в сборнике О. Р. Фреймана, а ответы, присланные из различных военных частей, позволили ему установить авторов многих произведений. Материалы, собранные для предполагаемого к изданию сборника маршей Русской Армии, так и не были изданы; он не вышел в свет в силу последовавших вскоре Первой мировой во­ йны, революций, Гражданской войны. Будучи огромным и ценным пластом русской военной музыкальной культуры конца XIX-начала XX вв., он представляет сегодня большой научный интерес и ждет своего издания ... Героико-песенный фольклор всегда оказывал огромное воздействие на воспитание буду­ щих поколений казаков, формируя у молодежи чувство любви к Отечеству, восхищение хра­ бростью предков, верностью их служебному долгу, преданностью командирам, способствовал формированию их как воинов Христовых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2