Песни и марши сибирских казаков
Верной была поговорка: «Казак без песни - не казак!». «Историческая жизнь первых казаков-общественников, их близкое участие в интересах об щественной жизни своего времени, сухопутные и морские набеги рука об руку для «добычи зипунов», затем долгие многомесячные походы в «чужедальние сторонушки» от киргизских степей до Парижа и от персидских и турецких земель чуть ли не до берегов Ледовитого океана, наконец, даже теперешняя военная служба, лагерные сборы и частые домашние смотры - все это, способствуя братски-товарищескому сближению «односумов», «однокашников», вызы вало и вызывает всегда потребность в песне как лучшем средстве, заставляющем забывать трудности боевой жизни, утомительность тяжелых переходов, разгоняющем их скуку и одно образие», - писал в начале XX века известный музыкант-фольклорист А. М. Листопадов (23). Именно своеобразный быт и служба казаков формировали и сформировали и своеобразную песенную и певческую культуру русского воинства, которая принесла подлинные шедеврыв народно-песенный жанр. С пением молитв, с боевой песней и русскими народными музыкальными инструментами пришли в Сибирь и богатыри Ермака. «Чтобы поднять настроение казаков, Ермак взял с собою разные музыкальные инструменты: барабаны, литавры и трубы». ( Г. Ф. Миллер. История Си бири. Т. 1. - М. Л. 1937. С. 127). Этот факт подтверждает известный историк А. Нечволодов: «В сентябре 1581 года отважные русские герои ... при звуках военных труб и сопелей, отпра вились вверх по Чусовой». (А. Нечволодов. Сказания о Русской Земле. Ч. IV. - СПб. 1913. С. 24). Слово Божие в славной дружине Ермака несло духовенство - три священника и монах. В последней четверти XIX века российская общественность проявляет огромный интерес к истории, этнографии, фольклору казачества, крепнет понимание того, что народ оставил потомкам богатейшее культурное и художественное наследие и необходимо бережное сохра нение его. Выдающийся военный историк генерал В. А. Потто в 1875 г. писал: « ...Развивая казака физически, давая широкий простор проявлению в нем бесстрашия и удали, никогда не упускайте из виду его духовную сторону, не забывайте песни, которая для казаков имеет более глубокое и серьезное значение, чем в регулярных войсках, потому что казацкие песни - это былина доброго, старого времени, о котором каждый казак вспоминает с благоговением. В этих былинах, как в зеркале, отражается тревожный, полный опасности быт порубежного казачества со всеми его богатырскими подвигами и дорогими именами: Ермака Тимофеевича, Палея, Дорошенки, Сагайдачного, Наливайки и многих других полковников и атаманов казац ких; позднее появляются песни об Азовском сидении, о страшной, почти вековой Кавказской войне, о знаменитом Иканском бое, бывшем далеко-далеко, на самой окраине обширной Рос сийской Империи, и вслед за ними являются опять на смену имена: Краснощекова, Платова, Бакланова, Слепцова и некоторых других, современных нам представителей богатырского ка зацкого эпоса, увековеченных заживо народными легендами. Сохранить эти песни -значит, сохранить казакам историю их собственной жизни для назидания и пользы позднейшего по томства, а кто-то справедливо сказал, что «великая будущность ожидает народ, который не раз рывает связи со своим прошедшим». (В. А. Потто. Современное образование и воспитание войск. // Военный сборник. 1875. № 11. С. 61). В Сибири же этот интерес проявился на фоне празднования в 1882 г. 300-летия Сибирского казачьего войска. При Императорском Русском Географическом обществе (ИРГО) была в 1886 г. создана спе циальная песенная комиссия, признававшая всю важность организации дела собирания и изда ния песенного материала в казачьих войсках в интересах сохранения художественных памят ников народной старины. Во всех казачьих войсках были организованы при статистических комитетах особые отделы для собирания и издания песенного материала. В начале XX веке по почину Военного Министерства было начато составление истории ка зачьих войск, каждого в отдельности. Выпускают сборники своих песенных материалов казаки кубанские, донские, терские, астраханские,забайкальские. Благодаря просвещенному вниманию наказного атамана Оренбургского казачьего войска Н. А. Сухомлинова (в 1915-1917 гг. - командующего войсками Омского военного округа, гене рал-губернатора Степного края и войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2