Песни и марши сибирских казаков
ОЧЕРК 4-й к а з а к вез п е о н И не КАЗАК! Казак без песни - не казак (Казачья поговорка) Длительное время многокрасочный мир народного казачьего творчества оставался для большинства наших современников и для нас самих неизвестным. Но и сейчас, когда многое из нашего исторического прошлого открылось по-новому, стало доступным для изучения, мы получаем лишь приближающееся к истине представление о казачестве. Познание историче ского и культурного наследия его осложняется тем, что по ряду волнующих нас проблем слиш ком много не только белых пятен, но и нетронутой «целины». Проблемы культуры, бережного отношения к национальному наследию, восстановления и передачи исторической памяти о казачестве требуют к себе самого пристального внимания. Пришло время возвратить в современную культурную жизнь и народную казачью песню, со бирание и сохранение которой является делом государственной важности, а не просто пред метом любознательности отдельных лиц. Нельзя допустить, чтобы старинная казачья песня оказалась обреченной на умирание и забвение. Многие столетия верой и правдой служили Отечеству казаки. Становление казачьей культуры, складывание обычаев, обрядов, появление праздников, рождение песен определялось в первую очередь Православием и военным образом жизни ка заков. С шашкой да святыми хоругвями из поколения в поколение по наследству передавалась и неповторимая Душа их - Вера, язык, праздники, обряды, танцы, передавалась и казачья пес ня. В казачьих песнях, отмечал H.A. Добролюбов, русский критик, публицист, поэт, « ...горит любовь к Родине, блещет слава прошедших подвигов; в них дышит и чистое, нежное чувство женской любви, особенно любви материнской, в них же выражается и та тревожная оглядка на жизнь, которая заставляет казака, свободного от битвы, «искать свою долю». Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без нее сама жизнь делается невозможною». Песни сопровождали казаков с детства до старости: с песней рождались, с песней шли во евать, с песней уходили в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились военной науке. Песня была боевым спутником казака на действительной службе, в среднеазиатских по ходах, на Русско-японской и Первой мировой войнах. Песни казаки пели на сборах, в конном и пешем строю, дома, во время праздничных застолий. Характерной особенностью казачьей песни является отсутствие в ней «тоски, близкой к отчаянию», она всегда была веселой и свободной в мелодиях и ритмах своих, как всегда был свободен и весел ее сочинитель - казак. Есть, конечно, песни и с грустными напевами (тоска по дому, молодой жене, родителях, далекой родине, горечь утраты о погибших товарищах), но это не грусть, а «дума-раздумье»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2