Песни и марши сибирских казаков

игры на фортепиано, скрипке, флейте, имевшие предварительную домашнюю подготовку. Из питомцев корпуса создаются любительские духовые оркестры, а в начале XIX века и струнные оркестры русских народных инструментов. Ими устраиваются публичные концерты, квартет­ ные вечера, создаются хоры и оркестры. «Военный сборник» имел все основания утверждать: «Благодетельные результаты обучения пению и музыке сказываются и по выходу кадет на службу. Музыка дополняет досуг офицера; в полках устраиваются музыкальные кружки, иногда целые оркестры любителей». «Сибирский кадетский корпус, будучи оплотом русской гражданственности и колыбелью верных и преданных Царю и Отечеству ратных людей и общественных деятелей, с именами которых связано завоевание и гражданское устройство обширного Степного края и расшире­ ние наших границ в районах Туркестана и Приамурья, служил рассадником просвещения да­ лекой окраины нашего Отечества во все дни своего существования». (Краткий исторический очерк Первого Сибирского Императора Александра I кадетского корпуса. - М. 1915). В течение 1888 г. командующий войсками Омского военного округа генерал, войсковой на- казный атаман Г. А. Колпаковский (17) осмотрел ряд воинских частей округа, в том числе и летний лагерь Томского резервного батальона. «Лагерные бараки Томского резервного бата­ льона и все хозяйственные к ним постройки, как-то: кухни, пекарни, столовые и т.д. устрое­ ны прекрасно; окружены богатою растительностью. При лагере разведен великолепный сад, в котором помещается сам губернский воинский начальник, батальонный командир и все офи­ церы, в саду же помещается офицерская столовая и офицерское собрание. Лагерь снабжен обильно водою, проведенною посредством водоподъема на высоту 22 сажен; тем же порядком проведена свежая чистая вода во все роты, кухни, в баню и устроенные души, а в саду на зна­ чительную высоту бьют фонтаны. Прекрасно устроена лагерная полотняная церковь, в которой производится Богослужение священником, командированным епархиальным начальством. Во время Богослужения все воинские чины батальона поют следующие молитвы: Символ Веры, Молитву Господню и молитвы за Царя, пример, достойный подражания для всех остальных частей округа», - отмечается им в приказе 31 октября 1888 г. № 147 (ГАТО. Ф. 502. Д. 134. С. 135об-136). сельской консерватории. В 1880-1882 - капельмейстер оркестра Нижне-Тагильских заводов. Приняв приглашение занять должность капельмейстера войскового оркестра СКВ, переехал в Омск. Активно работая над исполнительским мастерством казачьих музыкантов, повышает художественный уровень оркестра, расширяет его репертуар. Проявил себя как опытный в профессиональном отношении ди­ рижер. Оркестр под его руководством стал обращать на себя внимание «замечательной стройностью и уверенною смелостью исполнения». К лету 1890 г. этот коллектив имел в репертуаре 500 номеров и был приглашен в Казань, где с большим успехом выступает на Научно-промышленной выставке. Вы­ ступление его стало своеобразным признанием высокого уровня его художественного мастерства. И в последующие годы он никогда не терял своего реноме. (Музыкальная культура Сибири. Т. 2. - Ново­ сибирск. 1997. С. 124). В 1891 г. во время следования наследника цесаревича, будущего императора Николая II, от г. Томска о г. Омска, его сопровождали высланные навстречу девять урядников и войсковой музыкантский хор, игравший для наследника и его свиты. Хор подтвердил свою славу лучшего оркестра за Уралом. И.Ф. Гровес работал с оркестром до 1893 г. Был первым педагогом скрипичной игры в музыкальных классах Омского отделения ИРМО, откры­ тых 17 декабря 1888 г. Сотрудничал в них вплоть до 1919 г., отдав педагогической деятельности более 30 лет жизни. Активно выступал в концертах как скрипач-солист, знакомя омичей с лучшими образца­ ми русской и зарубежной классики. **** Головесов Александр Степанович, обучал гимназистов (кадетов) пению, преподававшемуся во всех классах, развивал по двум направлениям - церковному и светскому. Добившись успехов в освое­ нии питомцами основ вокально-хоровой техники, организовал в гимназии два хора, дирижировал ими. По свидетельству современника, великолепный «церковный хор щеголял как своими напевами, так и чудными голосами». Светский хор имел в своем репертуаре гимны многих стран, русские и украинские народные песни, сочинения A.A. Алябьева и многое другое. Оба коллектива были заметным явлением музыкального быта Омска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2