Песни и марши сибирских казаков
ную музыку и в особенности много сочинял - романсы, оркестровые камерные произведения. П. А. Словцов (7), видный историк Сибири, с благоговением относившийся к музыке, называл композитора A.A. Алябьева «тобольским Россини». Подготовка же музыкантов для оркестра и для полков Сибирского линейного казачьего во йска осуществлялась музыкальной школой Святковского, расположенной в Тобольске. Во енным ведомством была отпущена денежная сумма на приобретение музыкальных труб для полков и учебно-артиллерийской бригады Сибирского линейного казачьего войска (1851 г.). (Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. - СПб.1873. Т. 43. Отд. 1-е. С. 821). Штат музыкантского хора Сибирского казачьего войска определялся приказом по в. в. 1885 г. № 169. Во второй половине XIX века музыкальная жизнь Омска заметно активизировалась благо даря JI. С. Буланже*, К. Волицкому**, А. Редрову, И. Ф. Гровесу,*** А. С. Головесову**** и другим, оказавшим большое воздействие на развитие военной музыки Сибири. Создание общества любителей музыки (1870 г.) и Омского отделения Императорского Рус ского музыкального общества (1876 г.) сделали жизнь кадет Омского кадетского корпуса более оживленной, а их интересы более разнообразными. В стенах корпуса появляются любители * Буланже Лев (Леон) Степанович (Станиславович) (1836 - после 1904) - выдающийся обществен ный деятель музыкальной культуры Омска второй половины XIX в., талантливый виолончелист-лю- битель, ярко проявивший себя в области музыкального просветительства. В 1865 г. определен препо давателем французского языка в Сибирский кадетский корпус и прибыл в Омск. По его инициативе и при личном участии, как разностороннего музыканта, устраиваются домашние музыкальные вечера, публичные концерты любителей искусства и приезжих гастролеров. Сплотил вокруг себя все музы кальные силы города и создал первую в регионе музыкально-общественную организацию - Омское об щество любителей музыки, в которое принимались все желающие, поддерживающие идеи музыкаль ного просветительства. В рамках ООЛМ развернул широкую культурную деятельность: организовал инструментальные ансамбли, смешанный и однородные по составу хоры, привлек к участию в работе общества симфонический оркестр Сибирского казачьего войска. Деятельность общества включила в себя и проведение музыкальных собраний (14-16 в год), на которых звучала симфоническая, хоровая, камерная музыка. Общество устраивало благотворительные концерты в пользу учебных заведений го рода, музыкантов войскового казачьего оркестра. При преобразовании ООЛМ в Омское отделение Императорского Русского музыкального общества (6 марта 1876 г.) избран его председателем. Продуктивно работал и в новой должности: приглашал интересных исполнителей, составлял содержательные в художественно-эстетическом отношении про граммы концертов, сам переписывал оркестровые и хоровые партии. По его предложению при отде лении образована нотная библиотека, открыты в 1888 г. первые в городе общегражданские музыкаль ные классы, явившиеся прообразом детских музыкальных школ XX столетия. Избирался кандидатом в гласные Городской думы. В 1904 г. награжден знаком отличия за 40 лет беспорочной службы. ** Волицкий Константин (1805-1863) - пианист, дирижер, композитор и педагог. Закончил Париж скую консерваторию. Бывший офицер польской армии, участник освободительного движения 1830-х годов. Сослан в Сибирь в 1834 г. Жил в Тобольске (1834-1839) и Омске (1839-1840). Руководил и дирижировал симфоническим оркестром «казачьей музыки» Сибирского линейного казачьего войска (СЛКВ), художественным руководителем которого до этого был выдающийся русский композитор А. А. Алябьев (1828-1832), «доведший омский оркестр до высокой степени совершенства». Оказался достойным преемником Алябьева, способствовал дальнейшему профессиональному росту и испол нительскому мастерству оркестра, усовершенствованию его инструментария. Организатор местной музыкально-концертной жизни. Давал уроки игры на фортепиано детям состоятельных горожан и во енных. В Тобольске был близок с автором «Конька-Горбунка» П.П. Ершовым. В мае 1839 г. вместе со штабом Особого Сибирского корпуса, как капельмейстер войскового казачьего оркестра, перемещен в Омск. Здесь одновременно стал работать с духовным оркестром конной казачьей артиллерии, создавал и ди рижировал сводными военными оркестрами. В 1840 г. амнистирован и вернулся в Польшу. Музыканты казачьего оркестра, горячо любившие своего дирижера, устроили ему теплые проводы. Память о нем сохранялась в омском обществе многие годы. *** Гровес Иван Фомич (Вильгельм Франц) (ок. 1852-ок. 1924) - скрипач, педагог, концертный ис полнитель и дирижер. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, образование завершил в Брюс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2