Песни и марши сибирских казаков

бири внесли командующие войсками Сибирского военного округа, как уже было отмечено, од­ новременно являвшиеся генерал-губернаторами края и войсковыми наказными атаманами Си­ бирского казачьего войска. Особую заботу о развитии сибирской науки и культуры проявили А. П. Хрущов (45) (основал в 1868 г. в Омске первое научное краеведческое общество), Н. Г. Каз- наков (14), основавший Западно-Сибирский отдел императорского русского музыкального об­ щества (в его организации деятельное участие принял А. М. Редров - капельмейстер оркестра Сибирского казачьего войска) (Музыкальная культура Сибири. Т. 2. - Новосибирск. 1997. С. 73), Томский государственный университет (1880 г.) - первое высшее учебное заведение в Сибири, и другие. Для подготовки офицеров в Омске в 1813 г. создается войсковое училище (Омский кадет­ ский корпус), основателем которого стал первый командир Отдельного Сибирского корпуса, войсковой атаман Сибирского казачьего войска, генерал-губернатор Западной Сибири Григо­ рий Иванович Глазенап. Омский кадетский корпус сыграл исключительно важную роль и оста­ вил неизгладимый след в развитии военной музыки и культуры Сибири. При обучении кадет руководствовались типовыми программами военно-учебных заведений. В числе изучаемых предметов был Закон Божий (для лиц православного вероисповедания) и учение Магомета (для мусульман); русский и татарский (исключительно для воспитанников из казачьего со­ словия), французский и немецкий языки; математика и геодезия; основы артиллерии с прак­ тическими занятиями; полевая фортификация; начальная тактика; военное судопроизводство и правила деловой переписки; чистописание, рисование и черчение. Помимо этого, кадеты занимались гимнастикой, плаванием, танцами, пением, фехтованием и верховой ездой. Каде­ ты имели возможность читать «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», знакомиться с русской и зарубежной классической литературой. Корпус был, по сути, един­ ственным учебным заведением подобного рода на территории края. За ним уже вскоре заслу­ женно утвердилась слава лучшего учебного заведения Сибири. Уже в 1830-х образовательный уровень офицеров-сибирцев был выше, чем у их сослуживцев по Киргизской степи. Тогда же Сибирское войско стало выделяться образованностью и урядников, и рядовых казаков. Главными отличительными чертами российских кадет всегда были патриотизм, верность воинскому долгу, честь, порядочность, бескорыстие, скромность, любовь к порядку, широкая образованность, глубокие профессиональные знания. Длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни в значительной степени способствовали воспи­ танию кадет в духе товарищества и взаимной выручки. Кадетские корпуса создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями, формировали тот слой общества, который способствовал приумножению славы России. Омский корпус дал России целую плеяду выдающихся общественных, военных деятелей, ученых, публицистов, сделал немало для музыкального образования сибиряков. Постановка пения, как занятия образовательного и обязательного для всех кадет в течение всех семи лет, а также введение обучения музыке относится к 60-м годам XIX века. (Военный сборник. 1899. № 2. С. 371-372). В младших классах вместе с элементарными практическими упражнениями кадетам сообщались и начальные теоретические сведения. Это общее пение служило серьезным дополнением к общеобразовательному кругу знаний. Кадеты, способные к музыке, по собственному желанию могли обучаться игре на музыкальных оркестровых ин­ струментах. Корпус имел свои оркестры - духовой и струнный, что давало возможность при участии хора певчих устраивать домашние музыкальные вечера. Публичные же концерты, а тем более с платою за вход, по воспитательным соображениям не допускались. (Военный сборник. 1899. № 12. С. 383). В 1828-1831 гг. в Тобольске отбывал ссылку известный русский композитор A.A. Алябьев (2). Годы, проведенные в Сибири, для него не прошли даром. Он много занимался музыкой: организовал оркестр казачьей военной музыки (впоследствии войсковой казачий оркестр, ко­ торый вместе с корпусным штабом в 1839 г. был переведен в Омск), преподавал фортепиан­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2