Песни и марши сибирских казаков

Кроме того, дети обучались пению молитв, патриотических и казачьих песен; во многих храмах войска имелись певческие хоры из учащихся местных школ. Число обучавшихся в конце XIX - начале XX веков и далее росло из года в год, как из года в год росло и число школ. В 1891 г. было учащихся 4 557 в 157 учебных заведениях (приходские училища, школы, приюты), в 1904 г. - 7 405, в 1906 г. - 9 375. По сложившейся практике тех лет, войсковые наказные атаманы Сибирского казачьего во­ йска, одновременно являвшиеся генерал-губернаторами Западной Сибири (с 1882 по 1917 гг. - Степного края) и командующими войсками Омского (Сибирского) военного округа (Свод Законов Российской империи. - СПб. 1913. С. 1382. Раздел пятый. Ст. 328), совершали ежегодные инспекционные поездки в войска округа, отделы и станицы Сибирского казачьего войска. В числе вопросов, внимательно изучавшихся во время поездок, были такие: «1. Мо­ билизационная готовность. 2. Устройство церквей, молитвенных домов, кладбищ. 3. Школы. Инспектора. . .. 15. Быт казаков, препровождение времени, песни, музыкальные инструменты, танцы». (ГАОО.Ф. 54. Оп. 1.Д. 51. С. 2 -3). Хорошо понимая роль и значение храмов и церковно-приходских школ в воспитании рус­ ского воинства, войсковые атаманы особое внимание обращали на их состояние, оказывали всестороннюю поддержку укреплению и развитию православной культуры. Командующий войсками Омского военного округа генерал, войсковой наказный атаман Н. А. Сухомлинов (41) в приказе войскам от 7 августа 1915 г. № 231 подчеркивает: «При по­ ездке < .. .> посетил ряд станиц и поселков. Во всех этих станичных поселениях: Урлюпинское, Павлодарское, Семиярское, Семипалатинское и поселок Черноярский станицы Павлодарской имеются храмы Божьи; содержатся они в чистоте и порядке... Храм Божий, как место душевного отдыха христианина от житейских забот и мирской суе­ ты, должен быть настолько благолепно обставлен, чтобы самая обстановка его и торжествен­ ность христианского богослужения располагали молящихся к благоговейно-молитвенному со­ средоточению для восприятия слов Евангельской Истины. Для этого необходимо приложить все старания и заботы, чтобы храм возможно лучше украсить внутри, и содержать его в полном порядке снаружи, обсадив садиком; иметь из прихожан хороший хор певчих, ибо ничто так не умиляет человеческой души и сердца, как стройное молитвенное песнопение; воспитывать детей в духе уважения к своей Вере ...» . В середине XIX века все большую роль в экономическом, военном и культурном отношении в Западной Сибири приобретает г. Омск. Он являлся центром Западно-Сибирского, а с 1882 г. - Степного генерал-губернаторства. Здесь, в Омске, до 1865 г. находился штаб Отдельного Си­ бирского корпуса, а с образованием Западно-Сибирского военного округа (с 1882 г. - Омского, с 1899 по 1906 гг. - Сибирского, а затем снова по 1917 г. - Омского). Пределы Сибирского военного округа распространялись на Тобольскую, Томскую, Енисейскую, Иркутскую губер­ нии, Акмолинскую, Семипалатинскую и Якутскую области. В распоряжении округа имелись значительные вооруженные силы, размещавшиеся на громадной территории и защищавшие ее. В Омске находился 2-й отдел Сибирского казачьего войска и казачий отдел штаба военного округа. Омск, будучи крупнейшим экономическим и военным центром Сибири, одновременно яв­ лялся центром культурной жизни. Город был заселен в большинстве своем военными, казаками, большим количеством чиновников - представителями военной и гражданской администрации, а также ссыльными, в значительном числе политическими. По традиции того времени пред­ ставители этих социальных групп получали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Омск, военно-административный центр Западной Сибири, становится и центром культурной и общественной жизни. Развитию культуры в Сибири способствовали и различные формы меценатства - прямое материальное поощрение, привнесение деловой и творческой инициативы, забота о личном благополучии талантливых деятелей культуры и т. п. Огромный вклад в развитие культуры Си­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2