Песни и марши сибирских казаков

Церковно-приходские школы, возникающие в Сибири повсюду - в переселенческих рай­ онах, на приисках, промыслах и заводах, при воинских частях, становятся не только самым массовым институтом начального общего, но и музыкального образования. Церковному пению придавалось исключительное значение, и местные архипастыри внима­ тельно следили за обучением этому предмету, методике его преподавания, принимали необхо­ димые меры к подготовке педагогических кадров, требования к которым были весьма высоки и непререкаемы, и которые являлись залогом успешного обучения музыке и пению. В Сибири к XX веку имелись три учительских и шесть духовных семинарий, 10 гимназий. Их главное на­ значение заключалось в подготовке учительских кадров. В семинариях хоровым занятиям от­ водилось по пять часов в неделю, урокам пения - пять, в духовных училищах - четырнадцать. Почти во всех духовных и светских учебных заведениях работали их выпускники. Напомним, что из 72 студентов первого набора Томского университета 42 человека окончили духовные се­ минарии. (Музыкальная культура Сибири. Т. 2. - Новосибирск. 1997. С. 434,439-440). Как видим, петь учили. Учили прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики, учили петь в церковно-приходских школах, где пение и игра на музыкальных инструментах были обязательным предметом. Духовное музыкальное образование было самым распространенным в Сибири, и учителя, и учащиеся духовных учебных заведений находились в рядах ведущих сил, двигавших поступа­ тельное музыкальное развитие сибиряков, в том числе и казаков. Церковь давала музыкальное образование духовенству, а участие в церковном пении спо­ собствовало музыкальному развитию мирян. Закон Божий, церковнославянское чтение, письмо, арифметика, а также церковное пение (для детей христиан) были обязательными предметами и в начальных школах Сибирского ка­ зачьего войска (программа 1885-1886 гг.). Предметами преподавания по программам 1878 г., 1888-1889 гг. были назначены Закон Бо­ жий, церковнославянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика и пение. В шко­ лах дети должны были заниматься: мальчики - гимнастикой, девочки - рукоделием, учащиеся приучались петь Народный гимн - «Боже, Царя храни» и некоторые детские, народные и во­ енные песни. Пению в школе вообще, а в начальной в особенности, программой придавалось весьма важ­ ное значение. Церковное пение возвышало религиозно - нравственные качества учащихся, а если к тому же они пели и в церкви, то и теснее сближались с нею, что и было одною из глав­ ных целей в воспитании детей. Пение же народных и военных песен патриотического и бытового характера, кроме разви­ тия эстетического чувства, пробуждало любовь к Родине. В Сибирском казачьем войске начальное образование находилось в ведении войсковой ад­ министрации. Почти во всех казачьих станицах и поселках войском содержались станичные и поселковые школы. Способствуя дальнейшему развитию народного образования, войсковое начальство намечало открытие школ в тех немногих поселках, где их до того времени не име­ лось, а также снабжение существовавших школ учебными пособиями и устройство при них школьных библиотек; сверх того, принимались меры по улучшению материального положения учителей и учительниц, им увеличивались оклады содержания. Кроме станичных и поселковых школ, дети казаков получали начальное образование в на­ родных училищах ведомства министерства народного просвещения и в церковно-приходских школах. Большую поддержку школам осуществляли причты православных церквей, каждый из которых наделялся пахотной землей по норме 99 десятин (108,16 га), а при образовании новых станиц предусматривалось отведение 300 десятин (327 га) удобной земли на каждую имеющуюся в станице церковь (приказ по военному ведомству 1903 г. №73). Во всех казачьих школьных училищах курс преподавания был приноровлен к курсу началь­ ных училищ министерства народного просвещения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2