Песни и марши сибирских казаков

ния - «наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренному­ дрии и страхе Божием». Заботами войскового атамана С. Б. Броневского (5) при училище ос­ новывается библиотека, в которой преобладали книги религиозно-нравственного содержания. На религиозное воспитание мальчиков обращалось особое внимание. С устройством училища внесена была в него пожертвованная войском икона Св. Николая Чудотворца, который считал­ ся покровителем заведения. В 1815 г. атаман С. Б. Броневский предписал завести школы по всем казачьим поселениям, редутам и форпостам ( впервы е в истории казачества! - Ю. Ф.), требуя, чтобы все дети муж­ ского пола от семилетнего возраста ходили в них обязательно (С. Б. Броневский в это же время, кстати, заметил: «Сибирские обитатели имеют достаточные способности к музыке, особенно духовного ведомства и казаки»). Результатом этой меры было то, что в 1825 г. всех школ было 117, а училось в них 2638 мальчиков. Но после 1825 г. обязательное обучение было отменено из-за недостатка средств. (Военный сборник. 1878. № 11. С. 121). В 1830 г., 11 сентября на Алтай прибыл архимандрит Макарий, начинает свою деятельность Алтайская духовная миссия. В 60 -70-х годах XIX века казачье население Сибири, относясь к делу образования весьма сочувственно, дает достаточные пожертвования на устройство школ, наем учителей и учебные пособия и добивается в отношении народного образования значительных успехов. (Военный сборник. 1878. № 11. С. 121). Усилиями войскового начальства и казачьего населения в Си­ бирском казачьем войске в 1861 г. вновь вводится обязательное (для мальчиков) обучение, о котором в то время «только еще могли мечтать даже наиболее благоустроенные земские губер­ нии Европейской России». «Казаки смышлены, умны от природы и сильны опытом и нагляд­ ностью», - отмечал «Военный сборник» в 1859 г. (№. 7. С. 96). К 1865 г. на территории Сибири от Урала до Енисея насчитывалось 21 приходское училище с 1164 учащимися. В 60-х годах XIX века стали возникать в Сибири и сельские школы. Уч­ реждаются в это время и начальные школы - одноклассные и двухклассные. В 1868 г. училищ окружных, станичных и поселковых было 77, в 1876 г. - 136, в них обучалось 1280 и 2702 уча­ щихся соответственно. По числу мужских школ Сибирское войско в 1876 г. занимало одно из первых мест между всеми казачьими войсками, уступая только Оренбургскому. Станичные и поселковые общества на улучшение мужских и дальнейшее распространение женских школ выделяли 28 процентов общей суммы станичных годовых доходов (Военный сборник. 1879. № 12. С. 147, 325-327). В 80-е годы XIX века в России появляются и церковно-приходские школы, и количество их быстро растет. За первые 25 лет их существования (1884-1908 гг.) число их выросло до 42 тыс., что составило почти одну треть всех школ в стране (Гос. Дума. Третий созыв. Сессия первая. Часть III. Стен, отчет. - СПб. 1908. - С. 714). В Сибири их рост выглядел таким об­ разом: в 1881 г. их было 229, в 1896 г. - 2251 .(Сибирская Советская Энциклопедия. Т. 2. - М. 1929-1931 . С. 647). В Западной Сибири в 1881 г. имелись духовно-учебные заведения: Тобольская епархия 1семинария 2 училища Томская епархия 1семинария 2 училища Училось: Тобольская епархия в семинариях - 186, в училищах - 295, всего 481 Томская епархия в семинариях - 127, в училищах - 242, всего 369. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III. - СПб. 1901. С. 673, 682 683. Здание Омского кадетского корпуса является объектом культурного наследия. РГ. Неделя. 2020. № 208. С. 19; Фабрика Ю. А. Сибирский щит. - Новосибирск. 2001. С. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2