Песни и марши сибирских казаков
прибытии он призвал к себе оставшихся еще в живых товарищей Ермака, собрал от них све дения о походе в Сибирь и сведения эти велел записать; он же записал в Тобольский синодик имена павших в битвах сподвижников Ермака и приказал их поминать в церквах. Кроме того, он же положил начало обращению в христианство сибирских инородцев и основал несколько новых монастырей: при архиепископе Киприане было уже 30 церквей, 12 монастырей и не сколько молитвенных домов. Первыми носителями православной культуры в Сибири стали монастыри, возникающие одновременно с продвижением России на Восток. Вместе с созданием административного центра Сибири - Тобольска, рядом с ним был заложен и первый сибирский монастырь - То больский Знаменский (1587 г.), в 1601 г. - тоже в Тобольске - во имя Зосимы и Савватия. Наиболее почитаемыми православными христианскими святынями в Сибири были Абалак- ская икона Богоматери, копия ее, именуемая «Семипалатинско-абалакская (в Семипалатинске), святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, преподобного Симеона Верхотурского. Абалакская икона Богоматери особо почиталась в Сибирском казачьем войске, считавшем ее своей покровительницей. Изображение на иконе состоит из следующих ликов: в середине Богоматерь с Предвечным Младенцем, написанные по точному подобию иконы Знамения Пресвятой Богородицы, с пра вой стороны - св. Николай Чудотворец, с левой - преп. Мария Египетская. Происхождение этой иконы тесно связано с построением в погосте Абалакском (погост Абалакский находится в 25 верстах от г. Тобольска, на правом берегу Иртыша) Знаменского храма. Летописное ска зание повествует об этом построении как о событии необычайном. Вдохновительницею свя того дела явилась одна благочестивая вдовица из новгородской области по имени Мария. Она требовала, вследствие бывших ей откровений, именем Божией Матери, устройства на Абалаке храма в честь иконы Знаменья, с приделами во имя св. Николая и преп. Марии Египетской. По благословению третьего архиепископа Сибири Нектария, в 1636 г., усердием прихожан - именитых граждан и простых жителей - стал строиться храм с означенными приделами. Все строители выказали при этом необычайное усердие: своими руками рубили лес, сплавляли и выгружали его на высокий берег Иртыша, на свой счет наняли рабочих для постройки церкви. Во вновь устроенный храм поставлена икона «Знаменье», написанная самым искусным иконо писцем того времени в Сибири протодиаконом Тобольского собора Матфеем. Икона покрыта ризою из чистого золота, со многими алмазами и жемчугами. Храм деревянный заменен ка менным; приход закрыт, и в 1783 г., по Высочайшему указу, сюда переведен монастырь из села Невьянского Пермской губернии, с наименованием его «Абалакский Знаменский». Благодаря многим чудесам, совершившимся по молитве верующих у святой иконы, она про славлялась всей обширной Сибирью. На поклонение ей стекались богомольцы даже с берегов Дона и Черного моря. Абалакская икона для православных Сибири такая же святыня, какими почитаются в Европейской России иконы Богоматери Владимирской и Смоленской. Копии с этой иконы распространены во многих храмах сибирских. Особенным почитанием пользова лись списки с иконы в городах Кургане, Петропавловске, Томске, Иркутске, Омске*. 20 января 1701 г. царским указом в Тобольск командирован Андрей Иванович Городецкий с * Чудесные явления происходили и в годы революционных перемен. За месяц до отречения, в начале февраля 1917 г., будущий священномученик архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшев ский) послал список с Абалакской иконы генералу Л. Г. Корнилову, спасавшему от «революционного правосудия» царскую семью в апреле 1917 г. Когда летом 1917 г. Николай II переехал в Тобольск, для государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни... Спасая от красных чудотворный образ, архиепископ Сильвестр передал его в приют «Очаг», созданный для де тей сирот и беженцев С. Э. Дитерихс. Ее супруг —генерал-лейтенант М. К. Дитерихс в это время был главнокомандующим Восточным фронтом белых армий. Так чудотворный образ стал неразрывно связан с судьбой последнего российского императора и с Белым движением. Через два месяца, в ноябре, красные войска вошли в Омск. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. А икона вместе с отступающей белой армией продолжила путь через всю Сибирь на Дальний Восток. В 1923 г. семья генерала Дитерихса и «Очаг» переехали в Шанхай. После 1945 г. большинство «русских белых» вынуждено было уехать из Китая. Генерал Дитерихс скон чался в 1937 г., а его супруга - в 1944-м. Единственная дочь Дитерихсов - Агния Михайловна - стала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2