Песни и марши сибирских казаков

ОЧЕРК 3-й ЗОЛОТОЙ КР6СТ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ...Едва ли не самый величественный и поразит ельный пример благот ворного воздействия христ ианст ва представляет именно наш е отечество, земля святорусская. Царевский А. А.* (Значение православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань. 1898. С. 3). ...Где загорит ся золот ой крест православного храма , там, значит , крепко свито гнездо русской христ ианской культуры. (Азиатская Россия. Т. 1. - СПб. 1914. С. 238). Культура в России и в Сибири своим существованием и расцветом обязана прежде всего двум институтам - Русской Православной Церкви и Российской Армии, всегда игравшим в общественной и частной жизни сибиряков огромную роль. Известно, что во время похода в 1581-1582 гг. Ермак имел подвижную часовню с икона­ ми и священнослужителями для отправлений богослужений. Примеру его следовали казаки и стрельцы при дальнейшем продвижении в Сибирь. Не прошло и пятидесяти лет, как в Сибири вера христианская уже прославлялась во многих православных храмах от восточных склонов Урала до берегов Енисея. Во вновь устраиваемые церкви Государями Федором Иоанновичем и Борисом Годуновым присылались иконы, ризы, богослужебные книги, утварь, ладан, воск, вино церковное, коло­ кола. Забота правительства о церковном деле в Сибири была необходима для укрепления здесь русской государственности: исторический опыт Москвы говорил о том, что объединение и коренных русских областей под главенством Москвы совершилось под влиянием христиан­ ской веры и при содействии высшей церковной власти. Следовательно, историческое развитие русского государства давало в руки правительства того времени уже испытанное средство для укрепления за собою новых приобретений с иноверческим населением. Первым актом правительственных забот о церкви сибирской было установление в ней осо­ бого епархиального управления в 1620 году. Местопребыванием первого сибирского архи­ епископа Киприана Старорусенина, с присвоением ему титула архиепископа Сибирского и Тобольского, был назначен г. Тобольск, где и проживал главный царский воевода. В 1621 г. открывается Сибирская кафедра: 30 мая в Тобольск прибыл архиепископ Киприан. Вскоре по * Царевский Алексей Александрович (1855-1928) - профессор Казанской духовной академии, духов­ ный писатель и богослов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2