Песни и марши сибирских казаков
Многие прекрасные черты сибирского характера** находим мы у казаков-первопроходцев, от которых произошли все казачьи войска за Уралом. В грозовой обстановке, в постоянной борьбе с окружающей суровой и дикой природой люди закалялись в перенесении трудов, ли шений и страданий, у них выковывались железные характеры. Неустрашимость, решитель ность, находчивость, смелая предприимчивость становились отличительными свойствами передовых бойцов русской цивилизации на азиатском востоке. В суровых условиях Сибири время выковало особый тип людей: немногословных, несуетливых, но стойких по своему ха рактеру, упрямых и настойчивых в достижении цели, хороших воинов. Важными для казаков являлись представления о личной свободе и независимости, понятия о чести и преданности воинскому долгу*. В середине XIX в. отбывавший сибирскую ссылку А.И. Герцен, публицист, философ, пи сатель справедливо подчеркнул: «Вообще сибирское племя здоровое, рослое, умное и чрез вычайно положительное». Далее он пишет: «Привычка к оружию, необходимая для сибиряка, повсеместна; привычка к опасности, к расторопности сделали сибирского крестьянина более воинственным, находчивым, готовым на отпор, чем великорусского». (А. И. Герцен. Былое и думы. - М. 1975. С. 238). Казаки, приходя на новые земли, несли с собою не только более совершенные способы ве дения хозяйства, ремесел и торговли, но и передовую культуру России, основанную на непре ходящих христианских православных ценностях. В отличие от некоторых других слоев русского общества, среди казаков безбожников не было. Православие определяло и освящало весь земной путь казака от крещения до соборова ния, определяло его мировоззрение, весь ежегодный круг обрядов. Церковь** для казаков - самое главное достояние станицы, строили церковь всем обще ством. Недаром казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часов ни. Была построена часовня и на месте первой зимовки Ермака. Строили церковь обычно всем обществом. Казаки, первооткрыватели дальних земель - от Урала до Курильских островов, Камчатки и Чукотки, - устанавливали кресты, служившие своего рода пограничными знаками: стоит крест, значит эта земля есть владение России!*** .. .Стоят кресты за сотни верст друг от друга, но святая сила этих крестов превосходит мощь всех соседних вместе взятых государств. Те кресты - молитва о земле Русской, о народе право славном. Под крестами - казаки-землепроходцы, люди поистине былинного масштаба... Русские не истребили ни одного этноса или малого народа. В отличие от крестовых похо дов тамплиеров, тевтонов, конкистадоров Русская Православная Церковь приходила вместе с казаками на новые земли с проповедью слова Божия, но не с мечом, карающим иноверцев. Веками казаки осваивали, обживали и охраняли территорию нашей страны, налаживая торго * Сибирь не только кладовая с огромными запасами природных ископаемых и питьевой воды, но и замечательный сплав русского этноса с другими коренными народами России. Это - кладовая духа, место закалки и шлифовки народного сибирского характера, о котором ярко писали Леонид Мартынов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин. Человеческий ресурс, рожденный Сибирью, дважды спас Россию во время событий 1812 и 1941 годов, когда именно сибиряки, в последний момент введенные в бой, переломили ход почти проигранных сражений. Убежден, что сибирский характер еще не раз скажет свое решающее слово, а сибирский дух сумеет распрямиться в полный рост и помочь матери-Родине в трудный час. ** Православный храм есть всеобъемлющее и глубоко-народное училище, в котором всем и все на зидательно и поучительно. ...Во храме церковь земная соединяется с небесною; тут обитель самого Спасителя... Здесь очевидное присутствие Бога на земле, здесь святейшее место сближения всегда более или менее скорбящей души человеческой с милосерднейшим ее Создателем. Полное глубокого содержания и трогательного священного величия богослужение православное и обряды церкви нашей и теперь нередко изумляют мысль и пленяют сердца просвещенных иноверцев... Царевский А. А. Зна чение православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань. 1898. С. 37. *** В Центральном пограничном музее Федеральной службы безопасности РФ среди многих тысяч музейных экспонатов хранится и такая уникальная реликвия, как фрагмент ствола дерева с вырезанным на нем крестом (так обозначалась граница в период Ивана Грозного).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2