Песни и марши сибирских казаков
себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей». Замолчала казачья песня на многие годы, либо стала пьяной махновщиной («Любо, братцы, лю бо ...»). О казачьей песне официальная пропаганда писала: « ...Казенная ура-патриотиче- ская казачья песня воспевала любовь казака к военной службе и войне вообще, преданность казаков царскому режиму и пр. ... .. .В прежнее время песни народа отражали скорбь, нищету и угнетение ... ...Подлинные народные песни донского казачества были проникнуты лютой ненавистью к тупому и жестокому начальству... ...Специфические условия исторического развития казачества порождали множество тра диционных обычаев, старинных предрассудков, пережитков...» (Песни донских и кубанских казаков. - Ростов-на-Дону. 1938. С. 3—4). В этой же книге, в эпиграф которой вынесены слова «Почетного казака И. В. Сталина» «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится», утверждалось: «Как и весь советский народ, казачество Дона и Кубани объединено и сплоче но вокруг партии и советской власти, вокруг отца и друга трудящихся, великого и любимого товарища Сталина». «Счастливая, радостная, зажиточная и культурная жизнь цветет сейчас на колхозных полях Дона и Кубани». «Для народного творчества нашей эпохи характерны глубо кая жизнерадостность, бодрость, твердая уверенность в будущем». Далее идут образцы этого самого «народного» творчества: Слушай нас, орёл могучий, Слушай нас, своих детей: Жить сегодня стало лучше, Лучше жить и веселей. «Словно в бурю, волны плещут». (Песни донских и кубанских казаков. - Ростов-на-Дону. 1938. С. 111). Собирались казаченьки, Собирались на заре, Думу думали большую На колхозном на дворе. Если б нам теперь, ребята, В гости Сталина позвать, Чтобы Сталину родному Все богатства показать... «Собирались казаченьки». (Там же. С. 106). «Так под давлением революционной борьбы рабочего класса прежняя опора царского пра вительства - казаки, обладавшие сословными отличиями и преимуществами, встали на путь Октября и вместе с бедняцко-середняцким крестьянством в союзе с рабочими под руковод ством партии Ленина участвуют в колхозном и социалистическом строительстве Советского Союза», - писала «Сибирская Советская Энциклопедия» (Сибирская Советская Энциклопе дия. Т. 2. - М. 1931. С. 430—431), а «Большая Советская Энциклопедия» утверждала: «Бывшие очаги контрреволюции, пристанища всероссийской белогвардейщины и надежда интервентов стали районами передового социалистического земледелия и крепкими опорными центрами социалистической родины» (БСЭ. Т. 30 .1937 . С. 644-645). Казачество, как особую профессиональную общность большевики уничтожили. Однако это уникальнейшее этнонациональное явление отнюдь не исчезло, растворившись в «бесклассо вой» массе общества, оно сумело выжить во многих районах страны. Казачество перестало существовать как политическая и военная сила, но не могло и не перестало быть субэтносом, хотя от прежнего казачества оставалось и не более десятой части. Оно продолжало существо вать в культурно-этнических формах, сохраняя свои культурно-исторические традиции и обы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2