Песни и марши сибирских казаков

лы, атрибутику, наименования полков и кораблей, музыку, песни, марши, полковую церковь... Святыни православия - церкви, а в их числе и казачьи - взорвали или закрыли и приспособили их под склады, избы-читальни, клубы и нардома. Колокола сбрасывали на землю и увозили на металлолом. Золотом сияющие кресты над куполами казачьих храмов вырывали с корнем... Запретили Пасху, Троицу, Престольные Праздники, Рождество, Иордань, Прощеное Воскресе­ ние, День поминовения усопших, церковный обряд Венчания, Крещение, Причастие... Запре­ тили веками освященное духовное очищение совести человека. Запретили традиции народа. Власть грубо нарушила свои собственные обещания: «Земель ваших Советская власть не тронет ...» «Никого из вас, казаки, Советская власть насильно не потащит в коммуну...» «Цер­ ковь в Советской России отделена от государства и стала достоянием верующих. Никакого на­ силия над совестью, никакого оскорбления церквей и религиозных обычаев Советская власть не допустит и не потерпит» (Обращение 7-го Всероссийского съезда Советов «К трудовым казакам Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири и Оренбурга». 5 -9 декабря 1919 г . / / Советская Сибирь. 1920. 3 января). Преследование церкви лишь усиливало сопротивление казаков произволу властей. Не мог­ ли они отказаться от прадедовских и дедовских традиций, от обычаев, впитанных с молоком матери, освященных родительским авторитетом и не раз защищенных кровью и ценою жизни своих прадедов, дедов, своих товарищей, от свободомыслия, экономической независимости, незыблемой своей Веры Православной - подавляющее большинство казаков России, напом­ ним, было православным. Казачество, фактически сплотившее и соединившее самые разные территории и народы в единый организм - Российскую империю, казачество, выжившее и победившее в многовеко­ вой борьбе с самыми разными противниками - от азиатской конницы до европейских регуляр­ ных армий, - подверглось репрессиям, столь же беспощадным и всеобщим, как и те репрессии, которые обрушились на христианство. Теперь то, что произошло с казачеством, кажется невероятным, непостижимым. Ничего в послереволюционной России не растаптывалось с такой яростью и жестокостью, как много­ страдальное казачество. Уничтожение его стало символом общерусской беды, причем такой, какую Россия, может быть, не переживала за всю свою историю. Тяжелый, непоправимый удар был нанесен и по культуре России, ее вековым традициям, ее духовности; последствия этого удара мы ощущаем и сегодня, и, очевидно, будем ощущать еще многие десятилетия, а то и столетия. Три четверти века гонений, геноцида, расказачивания, ссылок, истребление целых поколе­ ний нарушило весь уклад жизни казачества, нарушило преемственность поколений, привело к исчезновению многих благородных традиций, к запустению земли и забвению дедовских обычаев, на многие десятилетия замолчала и едва не исчезла навсегда казачья песня ... За годы существования советской власти была не только принижена и извращена роль каза­ чества в судьбах России, но и были преданы забвению и осуждению все лучшие качества его как несовместимые с понятием советского образа жизни. Казаки ... Многие поэты и писатели, художники и композиторы воспели в своих произведе­ ниях их отвагу и удаль. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой, Аль­ берт Адам (1) и В. В. Мазуровский (24), Ф. А. Рубо (31), А. И. Зауервейд (13), В. И. Суриков (40 )... В бесценных исторических российских памятниках казак, напомним, предстает богатырем и пахарем, мореходом и землепроходцем, бунтарем и вольнолюбием, большим тружеником и храбрым воином, самоотверженным защитником пределов Российского государства. Свобода и святая Вера, обостренное чувство долга, справедливости и товарищества, лихая отвага и дерзость, беззаветная любовь к Родине - вот что воспевали и ценили в казаках наши предки. Теперь же вместо героического образа казака в нашем общественном сознании на длитель­ ное время утверждается образ казака как силы темной, враждебной. « - Казачество? Как же, знаем: беглые холопы, веками оседавшие на окраинах империи» или: «Нагаечники, шашкой и винтовкой давившие народ и революцию», - кому из нас не приходилось и сейчас слышать эти стереотипные и до предела упрощенные утверждения? Руководствуясь оценками и указаниями великих вождей пролетариата: «казаки ... непри­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2